Interfax-Russia.ru – ЕС и G7 согласовали "потолок" цен для российского дизтоплива в $100 за баррель. Москва хочет хеджировать свои интересы от рисков эмбарго.
Запрет на импорт
Накануне вступило в силу решение Евросоюза и стран "большой семерки" (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США) об эмбарго на импорт нефтепродуктов из России. Запрет на импорт топлива из России в страны ЕС и G7 касается предоставления услуг по транспортировке российских нефтепродуктов морским путем, а также их страхования, брокерских услуг и финансирования операций, за исключением случаев продажи по цене не выше определенного уровня — price cap.
Управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США (OFAC) ранее поясняло, что произведенные в России нефтепродукты не подпадут под ценовой потолок в случае, если они приобретены до его вступления в силу и доставлены не позднее 1 апреля 2023 года. Кроме того, ограничения не затронут нефть и нефтепродукты после глубокой переработки вне России, при этом смешение различных видов топлива для обхода price cap запрещено.
Аналогичное эмбарго с 5 декабря 2022 года действует на импорт российской нефти, price cap для которой установлен в $60 за баррель.
Официально "потолок" цен на нефтепродукты из России Совет ЕС утвердил лишь накануне введения эмбарго. В заявлении, распространенном в Брюсселе, говорилось, что один "потолок" цен устанавливается на уровне $100 за баррель — он касается бензина и дизельного топлива, и "потолок" на менее дорогостоящие российские нефтепродукты — $45 за баррель.
"Сегодня мы еще больше усиливаем давление, вводя дополнительные ценовые ограничения на российские нефтепродукты. Это было согласовано с нашими партнерами по G7 (...). К 24 февраля (...) мы стремимся ввести в действие десятый пакет санкций", — заявила в связи с решением Совета ЕС глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
Еврокомиссия также сообщила, что ограничения цен на нефтепродукты и сырую нефть будут "постоянно контролироваться для обеспечения эффективности и воздействия".
"Сами предельные цены будут пересматриваться и корректироваться по мере необходимости", — сказано в коммюнике ЕК.
В Брюсселе считают, что согласованное с G7 решение ЕС также "поможет стабилизировать глобальные энергетические рынки, что принесет пользу странам по всему миру".
По оценкам BP, которые компания приводит в своем Statistical Review, в 2021 году Европа импортировала 197 млн 500 тыс. тонн нефтепродуктов и экспортировала 110 млн 500 тыс. тонн нефтепродуктов. Таким образом, дефицит можно чисто теоретически оценить в 87 млн тонн.
По данным консультационной компании "ИнфоТЭК-КОНСАЛТ", в 2022 году экспорт российских нефтепродуктов морским транспортом в ЕС составлял чуть менее 70 млн тонн в год. Приблизительно 60% из этого — светлые нефтепродукты (главным образом, дизельное топливо), остальное — темные (мазут, вакуумный газойль и др.). При этом часть российских нефтепродуктов местный бизнес перерабатывал на территории ЕС. Вакуумный газойль и нафта — сырье для дальнейшей переработки — поступало на европейские НПЗ и НХК, которым из-за эмбарго теперь придется искать новых поставщиков.
Глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль подчеркивал, что могут возникнуть "некоторые трудности в переходный период", однако во второй половине этого года будет введено в эксплуатацию значительное количество новых нефтеперерабатывающих мощностей, и все увидят "значительное перераспределение нефтепродуктов по всему миру".
Эмбарго с последствиями
По мнению экспертов, эмбарго на российские нефтепродукты представляет собой более серьезный вызов для мировой отрасли и отечественных компаний, чем эмбарго на нефть. В частности, речь идет о возможных срывах сроков отгрузки нефтепродуктов из-за доступности танкеров. В свою очередь любое крупное сокращение поставок топлива скажется на доступности его во всех регионах Европы.
В течение 2022 года Европа существенно нарастила поставки нероссийского дизеля. Вместе с тем аналитики JPMorgan рассчитали, что со вступлением в силу эмбарго на российские нефтепродукты ЕС предстоит заместить еще около 200 тыс. баррелей в сутки. По их мнению, это выполнимая задача — такие объемы могут поступить из Китая или стран Ближнего Востока.
Между тем, пишет Bloomberg, ближневосточные НПЗ не сразу помогут Европе с замещением поставок нефтепродуктов из России. Так, напоминает агентство, три новых ближневосточных НПЗ — в Саудовской Аравии, Кувейте и Омане, которые действительно могли бы помочь Европе заместить поставки 600 тыс. б/с российских нефтепродуктов, потерянные в результате эмбарго, вводятся с многочисленными задержками. Ни одно из трех предприятий до сих пор не работает в полную силу, и возможность дальнейших задержек сохраняется.
Кувейт планирует увеличить поставки дизельного топлива в Европу в пять раз в 2023 году — до 50 тыс. б/с, а также удвоить экспорт авиационного топлива, отмечает Bloomberg. Для этого страна намерена увеличить производство на НПЗ Al-Zour мощностью 615 тыс. б/с. По оценкам консалтинговой компании FGE, предприятие сможет выпускать порядка 145 тыс. б/с низкосернистого дизельного топлива после выхода на полную мощность. Однако первая линия НПЗ Al-Zour заработала в прошлом году, на два года позже, чем планировалось. Вторая из трех линий, как ожидается, начнет работать в текущем месяце, а последняя — в апреле. Стоимость проекта строительства НПЗ оценивается более чем в $15 млрд.
Нефтехимический комплекс Jazan саудовской госкомпании Saudi Aramco, способный перерабатывать 400 тыс. б/с нефти, уже начал экспортировать нефтепродукты, однако, по данным Vortexa Ltd., пока не поставлял в Европу топливо, соответствующее действующим в регионе стандартам. Aramco планировало запустить его в 2017 году, однако в итоге он был введен в эксплуатацию в 2020 году. Предприятие находится на юго-западе Саудовской Аравии, вдалеке от нефтяных месторождений, и сырье для него поставляется танкерами, а не по трубопроводу. Кроме того, оно находится вблизи границы с Йеменом, что несет в себе риски новых атак со стороны йеменских повстанцев-хуситов, отмечают эксперты консалтинговой компании Greenmantle.
НПЗ Duqm на побережье Омана, который страна строит совместно с Кувейтом, как ожидается, заработает в этом году, хотя должен был начать работу в 2020 году. Мощность переработки составит порядка 230 тыс. б/с.
"Ввод в эксплуатацию ближневосточных НПЗ откладывается. Европа не сможет получить дополнительные баррели раньше, чем в конце 2023 года", — цитирует агентство аналитика по сырьевому сектору Renaissance Energy Advisors в Лондоне Ахмеда Мехди.
Большинство нефтетрейдеров, работающих с Ближним Востоком, также полагают, что поставки с НПЗ начнутся не ранее конца 2023 года.
Вероятность возникновения серьезных сложностей для российских компаний отраслевые эксперты объясняют несколькими причинами. При этом один из ключевых рисков для отечественных нефтепереработчиков вытекает из самой структуры отрасли: на протяжении всей своей истории она нацеливалась на поставки в западном направлении, и объемы перерабатывающих мощностей в европейской части РФ значительно превышают потребности внутреннего рынка. Поэтому сейчас остро стоит вопрос поиска новых рынков.
Вместе с тем бесперебойность обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктов не вызывает опасений у экспертов, представителей власти и самих нефтяников. Хотя сами российские нефтяные компании пока воздерживаются от комментариев на тему эмбарго и потолка цен на нефтепродукты.
Министр энергетики РФ Николай Шульгинов также не видит оснований для резких сокращений переработки или выпуска нефтепродуктов. Об этом он сообщил журналистам в конце минувшей недели, уточнив, что возможность переноса сроков ремонта нефтеперерабатывающих заводов из-за эмбарго не рассматривается.
При этом, как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в России предпринимаются необходимые усилия для хеджирования рисков на фоне вступления в силу эмбарго на морские поставки нефтепродуктов из РФ в ЕС.
"Естественно, это приведет к дальнейшей разбалансировке международных энергетических рынков, но мы, естественно, предпринимаем меры, чтобы захеджировать наши интересы от тех рисков, которые в этой связи возникают", — сказал Песков журналистам.
Он подчеркнул, что в Кремле негативно относятся к таким действиям.
Россия считает установление потолка нерыночным инструментом. Президент Владимир Путин подписал указ, запрещающий продавать нефть в рамках price cap, правительство выпустило постановление, разъясняющее условия применения указа. Дата запрета экспорта нефтепродуктов с соблюдением price cap также будет определена правительством РФ.