Interfax-Russia.ru — В случае отключения России от глобального интернета его может заменить Рунет. По словам Дмитрия Медведева, технически это уже возможно, но переходить от слов к действиям пока не планируют.
Россия законодательно и технологически готова к отключению от глобального интернета, но признаков того, что это может произойти, пока нет, заявил зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в интервью "Интерфаксу" и ряду российских СМИ.
Медведев напомнил, что "ключевые права на управление" интернетом находятся в США.
"Так что потенциально, если случится что-то чрезвычайное, если у кого-то совсем снесет голову, такое может произойти. Именно потому, что ключи от этого ларчика находятся за океаном", — признал он.
В качестве примера зампред Совбеза привел разговоры о возможном отключении от SWIFT (система межбанковских переводов), из-за чего была создана своя система по передаче подобной информации.
"То же самое потенциально может произойти и с интернетом, и тогда у нас не будет доступа к основным узлам этой сети", — отметил он.
Именно поэтому, по словам Медведева, Россия не могла оставить без контроля свой сегмент интернета и приняла соответствующий закон, чтобы этот сегмент мог управляться автономно. Он объяснил это тем, что на интернет "завязано управление всем государством, получение огромного количества социальных функций".
При этом зампред Совбеза призвал всех быть реалистами и признал, что возможное отключение от глобального интернета создаст большие проблемы.
"Для того, чтобы его (рунет - ИФ) переналадить, потребуется определенное время. Но в принципе автономность работы российского сегмента сети можно будет восстановить или создать", — сказал он.
Вместе с тем Медведев назвал отключение от интернета "обоюдоострым оружием", пояснив, что, как минимум, это может повлечь определенные действия и с российской стороны. Кроме того, по его словам, подобные действия помешают "нашим друзьям — и истинным, и друзьям в кавычках" активно использовать интернет для изложения собственной позиции и возможности "эту позицию доносить".
Он отметил, что в настоящее время в России действуют все социальные сети, "мы никого не блокировали и не замедляли". Однако, предупредил зампред Совбеза, "если социальные сети ведут себя недружественным образом, если они не хотят публиковать российскую информацию, если они занимают какую-то очевидно недружественную позицию в отношении страны, то у нас есть возможность повлиять на них".
При необходимости, пояснил Медведев, могут быть приняты решения о замедлении трафика или приостановке работы конкретных приложений.
"Но приостановка — это очень жестко, радикально, а замедление трафика — это потенциально работающая мера. Просто не хотелось бы до этого доводить, и я уверен, что об этом сейчас думают и в других странах", — отметил зампред Совбеза.
Пакет поправок в законы "О связи" и "Об информации", предполагающий обеспечение целостности, устойчивости и безопасности интернета в России в случае внешних угроз (так называемый "закон об устойчивом/суверенном Рунете"), вступил в силу 1 ноября 2019 года. Он предусматривает создание в РФ независимой инфраструктуры, обеспечивающей маршрутизацию в интернете при невозможности подключения к зарубежным корневым серверам. Также, согласно положениям нового закона, операторы связи обязаны установить технические средства, способные определять источник трафика.
В случаях возникновения угроз функционированию интернета на территории РФ Роскомнадзор может управлять трафиком в утвержденном правительством РФ порядке. Виды угроз определяет кабинет министров. Требования к обеспечению функционирования точек обмена трафиком (это понятие также определяет закон) будет утверждать Минкомсвязи по согласованию с ФСБ РФ.
Первые учения по устойчивости интернета в РФ, о которых заранее сообщили в пресс-службе Минкомсвязи, прошли в РФ в декабре 2019 года. По итогам замглавы министерства Алексей Соколов, руководивший ими, сообщил, что "в целом и органы власти, и операторы связи готовы эффективно реагировать на возникающие риски и угрозы, обеспечивая устойчивое функционирование и сети интернет и единой сети электросвязи в РФ". Он уточнил, что сценарии реализовывались в течение нескольких дней и "были распределены по территории РФ — это Москва, Ростов, Владимир и ряд других субъектов РФ".
В ходе учений, по его словам, были отработаны несколько сценариев. Один из них был связан с порядком целостности и безопасности устойчивости функционирования интернета на территории РФ, в том числе в результате внешних негативных воздействий.
Второй касался обеспечения безопасности абонентов сотовой связи, включая защиту их персональных данных, возможность перехвата трафика и раскрытия сведений об их местоположении. Кроме того, были исследованы риски и уязвимости устройств "интернета вещей", в том числе при их использовании на объектах критической инфраструктуры.
Соколов подчеркнул, что задачей учений было "обеспечить бесперебойную работу сети интернет на территории РФ при любых обстоятельствах".
"Конечно, те сценарии, которые мы отрабатывали, не являются исчерпывающими с точки зрения угроз, которые мы исследовали", — признал замглавы министерства, пообещав в 2020 году и последующих годах "подобного рода учения и исследования".
В прошлом году Минкомсвязи планировало провести еще четыре проверки устойчивости рунета. Однако учения были отложены до конца пандемии в России.
В этом году, как сообщил "Интерфаксу" на минувшей неделе замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Иванов, график учений еще не утвержден, поскольку подготовка планов требует очных встреч достаточно большого количества человек.
При этом, по его словам, в Минцифры "уже несколько планов разработано, и как только количество зараженных упадет", к ним можно будет вернуться.
Тем временем президент РФ Владимир Путин поручил своей администрации совместно с правительством подготовить и представить ему перечень дополнительных требований к зарубежным технологическим компаниям, осуществляющим деятельность в российском сегменте интернета. В поручении президента уточняется, что требования должны касаться, в том числе, открытия представительств этих компаний на территории РФ.
По мнению члена комитета Госдумы по информполитике Антона Горелкина, большинство зарубежных компаний продолжают игнорировать российское законодательство.
В качестве примера депутат привел Twitter, который не имеет представительства на территории РФ и "игнорирует любые попытки российских ведомств завязать с ним конструктивный диалог". Другие же иностранные IT-гиганты, по его словам, хотя и взаимодействуют с госорганами и имеют российские юрлица, однако используют их в основном как маркетинговые отделы.
"Все они должны быть приведены к единому знаменателю — своду законов Российской Федерации. Открыть здесь полноценные представительства, соблюдать интересы российских пользователей и сотрудничать с государством. Если не хотят, придется заставлять", — считает Горелкин.