Interfax-Russia.ru – Президент РФ получил право использовать вооруженные силы за рубежом. В Кремле намерены применить ВВС РФ в Сирии для борьбы с терроризмом.
30 сентября президент России Владимир Путин внес в Совет Федерации обращение об использовании вооруженных сил РФ за рубежом. Глава государства сослался на пункт "г" ч.1 ст.102 Конституции РФ, требующий согласие на использование контингента вооруженных сил России "за пределами территории страны на основе общепризнанных принципов и норм международного права".
Официальными представителями президента при рассмотрении данного обращения в Совете Федерации президент назначил руководителя администрации президента Сергея Иванова, замглавы МИД Михаила Богданова и статс-секретаря - замминистра обороны Николая Панкова.
Эксперты предположили, что включение в список Богданова, являющегося спецпредставителем президента РФ по Ближнему Востоку и Африке, косвенно указывает на то, что речь пойдет об использовании ВС РФ в связи с ситуацией в Сирии и необходимостью борьбы с ИГИЛ.
О том, что вопрос об использовании российских вооруженных сил за пределами РФ, скорее всего, связан с Сирией, "Интерфаксу" заявил и первый замглавы думского комитета по обороне Андрей Красов. Свое предположение он обосновал выступлением президента РФ на Генассамблее ООН, призывающим создать коалицию против террористов ИГИЛ.
При этом Красов пояснил, что виды использования российских ВС могут быть разными: "от прямого до консультации специалистов по обслуживанию техники, сопровождения грузов, обобщения разведывательной информации и других".
Решение на опережение
Совет Федерации рассмотрел вопрос в закрытом режиме и единогласно поддержал обращение президента РФ. Результаты голосования журналистам огласил глава администрации президента Сергей Иванов: "162 голоса "за" при отсутствии воздержавшихся и голосовавших "против".
Он также подтвердил, что обращение президента связано с ситуацией в Сирии. "Речь идет не о достижении каких-либо внешнеполитических целей, удовлетворении каких-либо амбиций, в чем нас регулярно обвиняют наши западные партнеры; а речь идет исключительно о национальных интересах Российской Федерации", - подчеркнул глава администрации.
При этом Иванов уточнил, что речь идет исключительно об операции Военно-воздушных сил Российской Федерации. "Как уже говорил наш президент, использование Вооруженных сил на сухопутном театре военных действий исключено, и военной целью операции является исключительно воздушная поддержка сирийских правительственных сил в их противодействии ИГИЛ", - отметил глава администрации.
Россия должна начать борьбу с боевиками "Исламского государства", не дожидаясь их проникновения в Россию, заявил он. "Количество граждан России и выходцев из стран СНГ, которые примыкают, к большому сожалению, к террористической организации ИГИЛ, растет не по дням, а по часам. Речь идет уже не о десятках, не о сотнях, а о тысячах таких россиян", - сказал Иванов.
По словам главы администрации Кремля, "часть из них уже вернулась на территорию РФ, и легко предположить - не надо быть провидцем, что они и дальше будут возвращаться на нашу территорию". "Таким образом, целесообразно действовать на опережение и на дальних рубежах, а не сталкиваться (в России) с этой проблемой", - подчеркнул Иванов.
Он также уточнил, что операция ВВС России в Сирии будет иметь определенные временные рамки. "Но какие они точно, по суткам, равно как и огласить, сколько летательных аппаратов будет использовано, какие виды вооружения будут использоваться нашими ВВС, я, по понятным причинам, сейчас озвучить не могу", - добавил глава администрации президента.
В Кремле также подчеркивают, что Россия является единственной страной, которая будет использовать Вооруженные силы в Сирии на легитимной основе. "Использование Вооруженных сил на территории третьих стран возможно или по резолюции СБ ООН, или по просьбе легитимного руководства этой страны. В данном случае Россия фактически единственная страна, которая будет осуществлять операция на легитимной основе, а именно: по просьбе легитимного президента Сирии (Башара Асада – ИФ)", - пояснил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
При этом, по его словам, "никакого специального обращения Владимира Путина (к нации в связи с разрешением использовать ВС РФ в Сирии) пока не планируется". "Но здесь мы будем просто смотреть, какие будут, что называется, информационные поводы", - сказал Песков.
Вместе с тем, он оставил без ответа вопрос, когда начнутся авиаудары российских ВВС по позициям ИГИЛ или они уже начались. "Я не могу вам ответить на этот вопрос. Это - специфическая информация", - заявил пресс-секретарь президента.
Особенности отправки российских ВВС в Сирию разъяснил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров: "Есть два момента использования наших вооруженных сил. Есть закон о порядке использования воинского контингента и гражданского персонала за территорией - это плановый порядок, а закон об обороне предполагает еще и оперативное использование вооруженных сил. В данном случае мы говорим об оперативном использовании вооруженных сил".
По его словам, согласно закону об обороне такие операции заканчиваются по решению РФ в случае, если цели операции выполнены, или отпала необходимость в их проведении.
В свою очередь координатор управления генеральных инспекторов Минобороны генерал армии Юрий Якубов сообщил агентству "Интерфакс-АВН", что координировать нанесение авиационных ударов по инфраструктуре террористической группировки ИГИЛ на сирийской территории будет представитель российского Генштаба "в воинском звании не менее генерал-майора, генерал-лейтенанта".
Якубов добавил, что информационный центр в Багдаде "уже работает в тестовом режиме с использованием снимков из космоса, радиоперехватов и данных, полученных от разведчиков-беспилотников".
Срочников не отправят
По данным сразу нескольких военных источников "Интерфакса", в возможной военной операции российских ВС против террористической группировки ИГИЛ в Сирии будут задействованы только офицеры и контрактники-добровольцы. Более того, один из собеседников "Интерфакс-АВН" предположил, что "к операции по военному противодействию ИГИЛ будут привлекаться в основном офицеры Генштаба, ВВС и военно-технический персонал для обслуживания авиатехники".
"Военнослужащие по призыву в военных операциях за рубежом задействованы не будут. Это абсолютно исключено", - подчеркнул другой источник агентства.
Возможность применения ВС России против ИГИЛ в Сирии - шаг на опережение, который позволит не допустить появление боевиков этой террористической организации в Россию и приграничных с РФ странах, считает бывший первый замминистра обороны РФ генерал армии Александр Белоусов. "Конечно, гораздо лучше уничтожать международных террористов далеко за пределами России, чем затем бороться с ними где-нибудь в российской глубинке", - заявил он агентству "Интерфакс-АВН".
Говоря о российской военно-технической помощи сирийским властям, Белоусов отметил, что Россия уже поставила в Сирию "почти всю номенклатуру вооружений сухопутных войск". "Представители вооруженных сил Сирии прошли обучение в наших академиях и училищах, они хорошо знают тактико-технические данные российского вооружения и тактику действий войск, что, несомненно, влияет на боевой потенциал сирийской армии", - отметил Белоусов.
Россия, считает генерал, "сделала верный шаг по активизации военной помощи Сирии". "По имеющимся данным, сейчас в Сирии на стороне международных террористов ИГИЛ воюют от двух с половиной до пяти тысяч выходцев из России и других стран СНГ. И нам не нужно, чтобы они вернулись и начали здесь кровавые действия", - заявил генерал.
По мнению председателя комитета Госдумы по обороне Владимира Комоедова, Россия не может оставаться безучастной к происходящему на Ближнем Востоке, "когда ее союзники подвергаются насилию, уничтожается народ и вековое достояние культуры".
"Если вооруженная толпа уже не толпа, она сбита в подразделения, которые захватили пол-Сирии и пол-Ирака, надо применять совершенно другие силы и средства, надо этот бандитизм прекратить", - заявил Комоедов "Интерфаксу".
Он считает, что к операции ВВС России Сирии могут присоединиться и войска западной коалиции. "Я думаю, раз все это так принято, то это - согласованный вопрос, наверное. Встреча в Нью-Йорке не прошла даром", - сказал Комоедов, добавив, что с большой долей вероятности "коалиция состоится и состоится действенная".
С тем, что согласие Совета Федерации на использование контингента ВС за пределами РФ работает на создание широкой антитеррористической коалиции, соглашается и первый зампред фракции "Единая Россия" в Госдуме, член комитета по обороне Франц Клинцевич.
"После выступления Владимира Путина на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, его встречи с Бараком Обамой забрезжила надежда на создание широкой антитеррористической коалиции. Мы должны быть к этому готовы", - сказал журналистам Клинцевич.
Вместе с тем он считает, что "дача согласия Совета Федерации на обращение президента РФ Владимира Путина об использовании Вооруженных сил за рубежом вовсе не означает, что он воспользуется этим правом немедленно".
Со своей стороны глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев обратил внимание на то, что действия России в Сирии принципиальным образом отличаются от действий коалиции во главе с США.
Он отметил в эфире телеканала "Россия 24", что "мы не используем нашу военную силу на стороне одной из конфликтующих сторон во внутрисирийском конфликте, эти силы будут использоваться против террористических образований, возможно, на территории соседних государств, которые не являются частью внутрисирийского конфликта".
Уступите небо
Тем временем телеканал Fox News со ссылкой на высокопоставленного американского представителя сообщил, что после того, как Совет Федерации поддержал обращение президента РФ об использовании ВС России в Сирии, российские чиновники обратились к США с требованием немедленно убрать американские самолеты из воздушного пространства Сирии.
По словам источника телеканала, российские дипломаты направили официальный демарш с требованием убрать американские самолеты из Сирии, отметив при этом, что в настоящий момент российские боевые самолеты летают над территорией Сирии.
При этом высокопоставленный представитель Пентагона заявил телеканалу, что Соединенные Штаты не намерены менять планы действий своей авиации в Сирии.
В свою очередь официальный представитель посольства США Уильям Стивенс заявил "Интерфаксу", что позиция США о том, что президент Сирии Башар Асад не является подходящим партнером в борьбе с терроризмом, неизменна: "Нет надежного пути к стабильности в Сирии, пока президент Асад находится у власти".
По его словам, такая позиция сохраняется, несмотря на встречу президента США Барака Обамы с президентом Путиным, на которой они согласились, что у США и России "есть общий интерес в борьбе с ИГИЛ в Сирии" и договорились о "необходимости создать канал между военными во избежание недопониманий между коалицией и Россией".
Стивенс сослался на речь Обамы на Генассамблее, в которой американский президент подчеркнул, что "США готовы работать с любой нацией, включая Россию и Иран, для разрешения конфликта", но "должны признать, что после всего кровопролития не может быть возвращения к предвоенному статус-кво".
Напомним, что предыдущий раз Совет Федерации дал разрешение президенту РФ использовать ВС России за пределами страны в марте 2014 года, когда сенаторы согласились на возможный ввод российских войск на территорию Украины. Как поясняла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, речь тогда шла "только о том, чтобы помочь стабилизировать общественно-политическую ситуацию" на Украине. Разрешение Совфеда было отозвано в июне 2014 года.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook