Interfax-Russia.ru – Глава Минобороны попросит СКР признать его ведомство потерпевшим по делу "Оборонсервиса" о продаже акций 31-го ГПСС и наложить на них арест.
Глава министерства обороны Сергей Шойгу написал председателю СКР Анатолию Бастрыкину заявление, в котором обратил внимание на один из эпизодов уголовного дела ОАО "Оборонсервис" о продаже акций ОАО "31-й Государственный институт спецстроительства" (31-й ГПИСС). Он попросил СКР признать ведомство потерпевшим в этом деле и наложить арест на акции.
Деятельность института, как указал министр, "имеет стратегическое значение для Минобороны", связана с "допуском к гостайне", а отчуждение этой организации "стало возможным в результате введения в заблуждение (прежнего) министра обороны, передает "Коммерсант" содержание обращения Шойгу, адресованного председателю СКР Александру Бастрыкину.
Как отмечает издание, в главном военном следственном управлении (ГВСУ) СКР, расследующем уголовное дело "Оборонсервиса", успели выполнить только первую часть просьбы, признав Минобороны потерпевшим.
Напомним, что в ноябре 2012 года вокруг ведомства разгорелся крупный коррупционный скандал. По данным следствия, должностные лица Минобороны выбирали из имущественного комплекса подконтрольной компании "Оборонсервис" наиболее ликвидные активы, в том числе в Москве, и продавали их по заниженным ценам.
По данным СКР, многие объекты недвижимости покупались за деньги, похищенных у самого же "Оборонсервиса".
ОАО "Оборонсервис" было создано по указу президента Дмитрия Медведева в сентябре 2008 года. В состав холдинга входят девять субхолдингов: "Авиаремонт", "Спецремонт", "Ремвооружение", "Оборонстрой", "Агропром", "Оборонэнерго", "Военторг", "Красная звезда" и "Славянка".
После громкого скандала вокруг "Оборонсервиса" президент РФ Владимир Путин в ноябре отправил в отставку главу ведомства Анатолия Сердюкова, назначив на его место губернатора Подмосковья Сергея Шойгу.
Тем временем, в следственные органы поступило новое заявление, подписанное уже заместителем начальника отдела департамента претензионной и судебно-правовой работы Минобороны Анатолием Шеметом.
В этом заявлении ведомство просит признать министерство обороны гражданским истцом и взыскать с обвиняемых по делу - Евгении Васильевой, Екатерины Сметановой и ее гражданского мужа Максима Закутайло – более 277 млн рублей.
Залогом этого требования уже стало все имущество главного фигуранта дела Евгении Васильевой, находящейся под домашним арестом.
Между тем, 15 апреля защита Васильевой обжаловала решение Хамовнического суда о продлении ей срока домашнего ареста. "В суд поступила жалоба от трех адвокатов Васильевой на постановление о продлении срока домашнего ареста. От самой Васильевой жалоб не поступало", - сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь суда Дарья Лях.
ГВСУ СКР через Хамовнический суд столицы арестовало офисное здание на Арбате, принадлежащее Васильевой, две ее квартиры в Санкт-Петербурге, дом в Ленобласти и квартиру в Молочном переулке Москвы. Именно там Евгения Васильева находится в настоящее время под домашним арестом.
Кроме того, у нее изъяли большое количество драгоценных и ювелирных изделий, коллекцию картин, предметы антиквариата и 3 млн руб. наличных денег.
Ювелирные изделия сейчас оценивают эксперты, также они изучают картины и устанавливают их историко-художественную ценность. Изъятые деньги находятся на хранении в ГВСУ СКР как вещественные доказательства по делу.
По версии следствия, Евгения Васильева, входившая в совет директоров ОАО "Оборонсервис", провела на совете решение о продаже частным лицам акций 31-го ГПИСС по заниженной более чем на 190 млн рублей цене. Кроме того, было продано по заниженной цене здание вышеупомянутого института на Смоленском бульваре.
Следствие признало эти сделки "ущербными" только частично. В частности, оно не оспаривает продажу здания и земли 31-го ГПИСС за 1,6 млрд рублей. Хищениями следствие посчитало только продажу акций института по заниженной цене и комиссию агента Екатерины Сметановой, которая занималась продажей здания, в размере около 81 млн руб.
Адвокат Евгении Васильевой Хасан-Али Бороков в беседе с "Коммерсантом" заявил: "Все упомянутые в уголовном деле организации и объекты недвижимости были переданы Минобороны в управление акционерным обществам. Решения об их продажах принимались, согласно действующему законодательству, советами директоров этих обществ. При этом продажная цена во всех сделках определялась независимыми оценщиками, а затем проверялась органами управлений ОАО и соответствующими структурами Минобороны".
Он отметил, что считает уголовное преследование своего клиента и предъявленные материальные претензии необоснованными.
По его мнению, в ходе подачи иска к Васильевой и аресте ее собственности также были нарушении - ГВСУ СКР должно было сначала назначить оценку имущества, а затем взять в качестве обеспечения часть собственности, соответствующую по стоимости размеру заявленного иска. В результате защита Васильевой обжаловала решение суда и действий следствия.
В ГВСУ СКР от подробных комментариев воздержались, отметив, что до сих пор все принятые в рамках дела "Оборонсервиса" судебные решения кассационная инстанция оставляла в силе.
Между тем, по фактам махинаций при продаже недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих "Оборонсервису", возбуждено несколько уголовных дел, общий ущерб, нанесенный государству, оценивается в несколько миллиардов рублей.
По словам высокопоставленного представителя российского оборонного ведомства, министерство обороны с декабря 2012 года работает над тем, чтобы вернуть недвижимость, которую утратило в результате деятельности "Оборонсервиса".
"Министр обороны России Сергей Шойгу в декабре 2012 года направил в адрес главы следственного комитета (СК) Российской Федерации письмо с просьбой оказать содействие в возврате государственной собственности и признании российского военного ведомства потерпевшей стороной. А также - наложить арест на акции и активы ОАО "31-й государственный институт спецстроительства", - сказал представитель Минобороны журналистам 17 апреля.
Он отметил, что главная цель министерства обороны – вернуть имущество, в особенности объекты, которые имеют важное значение для ведомства.
Обозреватель Анастасия Карпова