Россия / Точка зрения 18 июля 2014 г. 17:59

Последний путь Boeing-777

Interfax-Russia.ru – Малазийский Boeing-777 с 280 пассажирами и 15 членами экипажа на борту разбился на Украине. Кто сбил самолет, и можно ли теперь летать над Украиной?

Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший рейсом Амстердам (Нидерланды) – Куала-Лумпур (Малайзия), вечером 17 июля потерпел крушение в Донецкой области Украины, где происходят столкновения украинских военных с ополченцами непризнанных республик. На его борту находилось 280 пассажиров и 15 членов экипажа. Судно исчезло с радаров, когда находилось на высоте около 10 тыс. метров.

На месте падения самолета возле сел Грабово и Рассыпное Донецкой области Украины работают спасатели из Тореза, Шахтерска и Снежного.

Предположительная причина крушения самолета - ракета, выпущенная по Boeing-777 с земли. Практически сразу после происшествия, без официальных данных о причинах катастрофы, украинские военные и ополченцы начали обвинять друг друга в крушении лайнера. Сейчас выдвигаются различные версии происшествия, и идет борьба за право расследовать эту авиакатастрофу.

Кто сбил?

Одним из первых предположение о возможных причинах крушения Boeing-777 выдвинул советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко, который обвинил в происшествии ополченцев. На своей страничке в Facebook он написал, что один зенитно-ракетный комплекс "Бук" находился у ополченцев в центре города Снежное Донецкой области, возле которого упал сбитый самолет.

В свою очередь президент Украины Петр Порошенко заявил, что падение самолета – это следствие террористического акта и выразил соболезнование близким погибших.

"Он (президент Украины - ИФ) также сообщил, что поручил создать государственную комиссию по расследованию этого инцидента и пригласил приобщить к ее работе специалистов по Нидерландам и комиссии ICAO", - сообщает пресс-служба главы государства.

Кроме того, к участию в комиссии пригласили также представителей Малайзии и США для "обеспечения максимальной объективности", сообщил спикер Информационного центра СНБО Андрей Лысенко на брифинге в Киеве.

Ополченцы заявили, что с 12 по 16 июня подбили четыре украинских Су-25 и один военно-транспортный самолет Ан-26, однако категорически опровергли причастность к крушению Boeing-777.

"Самолет был сбит украинской стороной. У нас просто нет таких средств ПВО, наши ПЗРК имеют дальность стрельбы 3-4 тыс. метров, "Боинги" же летают на высоте гораздо большей", - заявил "Интерфаксу" специальный представитель премьера Донецкой народной республики, член совета безопасности республики Сергей Кавтарадзе, выразив соболезнования семьям погибших.

Отрицая причастность к произошедшему, в руководстве Донецкой народной республики не исключают, что Boeing-777 могли сбить украинские военные, заявил "Интерфаксу" первый вице-премьер Донецкой народной республики Андрей Пургин.

Однако Минобороны Украины также открестилось от своей причастности к крушению лайнера.

"Министерство обороны Украины официально сообщает, что в то время (авиакатастрофы малазийского лайнера - ИФ) истребителей Вооруженных сил Украины в воздушном пространстве не было. Самолет Boing-777 находился вне зоны поражения наземных средств противовоздушной обороны Вооруженных сил Украины. За период проведения антитеррористической операции зенитно-ракетные комплексы Вооруженных сил Украины не применялись, ни одного пуска зенитных управляемых ракет не было", - говорится в сообщении пресс-службы Минобороны.

Между тем, в управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ агентству "Интерфакс-АВН" сообщили, что участок маршрута полета малазийского Boeing-777, а также место его падения входит в зону поражения двух украинских батарей зенитного ракетного комплекса большой дальности С-200 и трех батарей ЗРК средней дальности "Бук-М1".

Президент России Владимир Путин возложил косвенную ответственность за произошедшую трагедию на власти Украины.

"Безусловно, государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию", - сказал глава российского государства, отметив, что катастрофы не произошло бы, если бы не было боевых действий на юго-востоке Украины.

Днем 18 июля глава Службы безопасности Украины (СБУ) Валентин Наливайченко на брифинге в Киеве заявил, будто бы ракету, которой сбили Boeing-777, запустили трое российских военнослужащих, которые "непосредственно управляли ЗРК "Бук" и которые непосредственно нажали на гашетку и запустили ракету".

В свою очередь глава МИД России Сергей Лавров в интервью телеканалу "Россия 24" сообщил, что заявления киевских властей о причастности российской стороны к крушению малазийского самолета абсолютно необоснованны.

"Насчет заявлений, которые звучат из Киева, насчет того, что мы чуть ли не сами сделали это: я фактически за последние месяцы правдивых заявлений из Киева не слышал", - сказал Сергей Лавров в интервью телеканалу "Россия-24".

По его словам, Россия выступает за немедленное начало расследования и за скорейшее прибытие международных экспертов на место крушения. Он также заявил, что Россия не намерена забирать "черные ящики" разбившегося авиалайнера, но готова оказать всяческое содействие расследованию, если это потребуется.

"Я приветствую заявление о незамедлительном создании комиссии, которое сделал президент Порошенко, но ее нужно создать именно немедленно и сразу же. Конечно, попытки заявлять о том, что это был теракт, поэтому украинские исследователи будут этим руководствоваться в своей работе, - это недопустимо, это давление на деятельность этой комиссии", - заявил Лавров.

В настоящее время эксперты выдвигают различные версии причин авиакатастрофы. Так, британский специалист в сфере авиации Чарльз Хэйман в интервью британскому телеканалу Sky News заявил, что малазийский Boeing-777 могли сбить по ошибке украинские силовики, которые не смогли отличить гражданский самолет от военного.

А вот источник в Росавиации сообщил "Интерфаксу", что существует вероятность того, что целью украинской ракеты (наземной или выпущенной с военного самолета), мог быть самолет президента России.

"Могу сказать, что борт номер один и малазийский Boeing пересекались в одной и той же точке и на одном эшелоне. Это произошло близ Варшавы на 330-м эшелоне на высоте 10100 метров. Борт номер один был там в 16:21 мск, малазийский самолет - в 15:44 мск", - заявил источник.

Тем временем, американская разведка располагает свидетельствами пуска ракеты перед крушением малазийского лайнера над Украиной, сообщает интернет-сайт американского издания Wall Street Journal со ссылкой на представителя американских властей.

В свою очередь бывший командующий войсками Московского округа ВВС и ПВО генерал-полковник Юрий Соловьев предложил дождаться результатов экспертизы, однако предположил, что виной катастрофы, скорее всего, было внешнее воздействие, а не какая-то техническая неисправность. Он не исключил, что самолет могли сбить.

Борьба за расследование

Вокруг права расследовать происшествие уже разгорелись нешуточные страсти. Примерно через час после происшествия к его расследованию приступило государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины ("Украэрорух"). Затем украинские власти сообщили, что правоохранительные органы не могут попасть на место крушения, так как его контролируют ополченцы, однако около 16:00 сотрудники Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) Украины обнаружили на месте падения самолета два бортовых самописца, но их местонахождение не называется, сообщил советник главы Донецкой обладминистрации Константин Батозский.

В Донецкой народной республике сообщили, что готовы сотрудничать с международными экспертами.

"Правительство ДНР заинтересовано в расследовании обстоятельств трагедии и готово допустить международных экспертов для выяснения всех обстоятельств произошедшего", - заявил "Интерфаксу" премьер-министр республики Александр Бородай.

Ополченцы одними из первых добрались на место крушения и сообщили о готовности передать "черные ящики" в Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в Москву, сказал "Интерфаксу" первый вице-премьер Донецкой народной республики Андрей Пургин.

В настоящее время американские и европейские власти настаивают на международном расследовании катастрофы. Так, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил соболезнования семьям погибших и заявил о необходимости полного и транспарентного международного расследования катастрофы, сообщает центр новостей ООН.

Госсекретарь США Джон Керри также потребовал проведения "надежного расследования" причин крушения авиалайнера.

"Правительство США готово оказать помощь в проведении надежного международного расследования (катастрофы - ИФ) всеми доступными средствами, и мы продолжим контактировать со всеми заинтересованными сторонами для установления фактических причин произошедшего", - заявил дипломат.

Авиакомпании крайне обеспокоены

Практически все крупные российские авиакомпании еще весной 2014 года ограничили количество рейсов над территорией Донецкой и Луганской областей, а также отказались от рейсов в наиболее неспокойные города. Однако в связи с трагическим происшествием некоторые авиаперевозчики России, Европы и других стран мира в спешном порядке приняли решение вообще прекратить полеты над всей территорией Украины.

Так, облетать воздушное пространство Украины будут самолеты "Аэрофлота", сообщил представитель компании "Интерфаксу". Компания возместит пассажирам стоимость авиабилетов на рейсы на Украину, отмененные 18 июля, сообщает "Аэрофлот" в своем Twitter.

Другая крупная российская авиакомпания – "Трансаэро" – также решила не летать над Украиной, в то время как несколько месяцев пилоты избегали только Донецкой и Луганской областей.

Авиакомпания "Уральские авиалинии" выполняет все свои маршруты в обход воздушного пространства Украины еще с начала весны 2014 года, говорится в официальном заявлении авиаперевозчика.

Российские авиакомпании S7 и "ЮТэйр" еще до крушения малазийского самолета Boeing в Донецкой области приняли решение облетать территории восточной Украины, сообщили представители компаний.

Авиакомпания "РусЛайн" также приняла решение более не летать над территорией Украины.

Французская Air France и турецкая Turkish Airlines прекращают полеты над востоком Украины, сообщили их представители.

Немецкая Lufthansa будет облетать всю территорию Украины стороной, сообщил представитель компании Андреас Бартельс.

Авиакомпании Китая, Сингапура и ряд других стран также решили не летать над Украиной.

В свою очередь федеральное управление гражданской авиации США распространило уведомление, запрещающее самолетам американских авиакомпаний пролет над территорией восточной Украины.

Кроме отмены ряда авиарейсов и изменения маршрутов авиакомпаний никаких последствий для России авиакатастрофа пока не принесла. Канцлер Германии Ангела Меркель призвала сначала определить причины крушения самолета и только потом определять, есть ли основания для введения дополнительных санкций против России.

"Что касается санкций, я хотела бы напомнить, что с момента трагедии не прошло даже суток. Сейчас нам нужно начать независимое расследование. Поэтому не стоит пытаться делать выводы (о том, кто виноват в случившемся - ИФ) до тех пор, пока у нас не будет доступа к обломкам самолета", - сказала Меркель на пресс-конференции в Берлине.

Она также призвала стороны конфликта на Украине к немедленному прекращению огня, чтобы расследовать причины крушения авиалайнера.

"Сейчас требуется немедленно провести независимое расследование. Для этого требуется прекращение огня. Потом нужно добиться того, чтобы виновные (в катастрофе - ИФ) предстали перед судом", - сказала она журналистам.

С позицией Меркель согласился Лавров, по словам которого перемирие необходимо, чтобы провести расследование. Он также отметил в интервью телеканалу "Россия-24", что "есть основания ожидать, что в самое ближайшее время состоится видеоконференция, на которой уже будут обсуждаться вопросы перемирия" между ополченцами и киевской властью.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"