Interfax-Russia.ru – Обломки пропавшего в Джакарте самолета Sukhoi Superjet 100 обнаружены на склоне горы. Однако из-за непогоды спасатели доберутся до места трагедии не раньше пятницы.
В начале мая российский самолет Sukhoi Superjet 100 (Сухой Суперджет-100) отправился в первый демонстрационный тур "Приветствуем Азию". Насыщенная программа началась на международной авиационной выставке KADEX-2012 в Астане (Казахстан) и должна была завершиться 14 мая в Ханое (Вьетнам). Однако во время очередного полета в Джакарте (Индонезия) машина пропала с экранов радаров. Обломки самолета нашли спустя сутки на склоне горы Салак, находящейся почти в 20 км от аэропорта.
Под крылом самолета
В начале нулевых отечественный авиапром столкнулся с практически неразрешимой проблемой – Россия осуществляла перевозку пассажиров на судах еще советского производства, которые не соответствовали обновленным требованиям Международной организации гражданских авиалиний (ИКАО) по шуму и экологичности. Чтобы продолжать полеты, нужно было закупать лайнеры за границей или создать новый самолет, который бы отвечал принятым стандартам.
После недолгих раздумий было решено взяться за разработку современного лайнера для ближних и средних линий, причем новый самолет должен был стать интернациональным детищем – в его создании участвовали российские ОАО "Компания "Сухой", НПО "Сатурн", итальянская авиастроительная компания Alenia Aeronautica, французская фирма Snecma и др.
Через восемь лет работы были закончены, и в мае 2008 года Sukhoi Superjet совершил свой первый полет.
По словам разработчиков, лайнер обладал уникальными пилотажными характеристиками и был прост в управлении, что делало его привлекательным не только для российских, но и для зарубежных партнеров.
"Мы думаем, что, благодаря превосходной операционной экономике и присущему магистральным самолетам уровню комфорта, SSJ100 представляет собой наилучший выбор в сегменте 70-120-местных самолетов для многих азиатских авиакомпаний. У нас есть заказчики из этого региона, поэтому предстоящий тур является для нас хорошей возможностью продемонстрировать сам самолет, показать продвижение программы SSJ100 и расширить наше присутствие на азиатском рынке", – отметил президент компании "Гражданские самолеты Сухого" Владимир Присяжнюк.
3 мая самолет прибыл в первый пункт тура – на авиационную выставку в Астане. Оттуда он отправился в пакистанский город Карачи, 7 мая прибыл в город Нейпьидо (Мьянма), а через 2 дня добрался до индонезийской Джакарты.
В составе российской делегации, сопровождавшей тур, был известный фотограф и блогер Сергей Доля – он освещал показательные полеты лайнеров и по стечению обстоятельств стал одним из немногих источников информации для российских СМИ.
Во время второго демонстрационного полета в Джакарте самолет с 8 членами экипажа и 37 пассажирами на борту пропал с экранов радаров и в назначенное время не вернулся на место посадки. По данным президента ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Владимира Присяжнюка, на борту лайнера находилось 8 россиян, один гражданин Франции, один гражданин США, две гражданки Италии и 33 гражданина Индонезии.
Предполагали, что самолет не может выйти на связь из-за неполадок. Не исключали вариант захвата самолета или его столкновения с горой в условиях плохой видимости.
"Мы пока не знаем, что произошло, связи с экипажем нет уже давно. К сожалению, опыт показывает, что шансы на благополучный исход в такой ситуации малы", - сообщил "Интерфаксу" информированный источник в российской авиационной отрасли.
Впрочем, люди до последнего надеялись, что российский экипаж и пассажиры лайнера живы – после исчезновения самолета с радаров не было сигналов аварийных маячков, которые срабатывают в случае катастрофы. К тому же, вскоре после информации об исчезновении российского лайнера в Твиттере распространилось сообщение от некоего пользователя Кристины Куржуковой (на самолете, как оказалось впоследствии, находился менеджер по контрактам Кристина Куржупова), сообщавшей, что с самолетом все в порядке.
"Ребятушечки, все нормально с Superjet-100, я на борту, говорят просто проблемы со связью", – написала она.
Однако Сергей Доля назвал эту информацию недостоверной и рассказал о начале поисковой операции. По его словам, второй полет Sukhoi Superjet-100 должен был продлиться около получаса и в баки машины залили немного топлива.
"Мы сюда прилетели на нем, сегодня должно было быть два отдельных полета. Первый полет прошел нормально – 30 минут, вернулись, проверили самолет. Все было в штатном режиме, – написал блогер. – Могу сказать лишь, что он (самолет) запросил разрешения спуститься с шести тысяч на три тысячи футов, начал делать правый поворот и пропал с радаров и со связи. У них гора высотой 6 тыс. 200 (футов) и низкая облачность".
Местные спасатели начали прочесывать местность в поисках следов самолета, однако операцию вскоре пришлось прекратить из-за сумерек и низкой облачности. Поиски возобновили уже на следующее утро – группы спасателей пешком прочесывали склоны потухшего вулкана, пока другая группа облетала местность на вертолете. Кроме того, в оперативный штаб, созданный после исчезновения самолета, должен был прибыть президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно, который собирался контролировать поисковую операцию.
Обломки судна были обнаружены днем 10 мая в районе горы Салак.
"По данной поисковой группы самолет обнаружен в точке с координатами 6°42‘34.00" ю.ш. 106°44‘7.00" в.д. (координаты могут уточняться) в районе горы Салак на высоте около 5 тыс 200 футов (1,6 км - ИФ)", – говорится в сообщении "Объединенной авиастроительной корпорации".
Между тем, Сергей Доля написал в своем микроблоге в Твиттере, что спасатели еще не достигли места крушения и операцию приостановили до утра 11 мая.
"Был в штабе. Десантников сегодня сбросить не удалось. Снизу движутся 350 человек. Уклон 80 градусов. Карабкаются. Сегодня уже не дойдут. Пытаются строить лестницы. Спать будут прямо на вертикальной стене. Осталось 1,5 км, но предыдущие 1,5 км идут уже с утра", – пояснил он.
В свою очередь, издание "Джакарта глоб, ссылаясь на представителя индонезийской национальной службы спасения Гага Пракосо, сообщило, что спасатели достигли места крушения лайнера, но из-за погоды эвакуировать тела погибших начнут только в пятницу.
"Эвакуация проходит в тяжелых условиях. Нам потребуется 12 часов для эвакуации по суше, а на вертолете этот процесс займет лишь 20 минут, однако из-за погодных условий пока это невозможно. Я ничего не могу сказать про состояние тел. Высокоскоростной реактивный самолет, судя по всему, врезался в скалу, взорвался и развалился на части", – рассказал собеседник издания.
Экспертное мнение
Вечером 10 мая к месту крушения самолета на вертолете отправился представитель МАК. Уже известно, что расследование авиакатастрофы может занять год и в случае необходимости этот срок продлят еще на три месяца.
Ускорить расследование трагедии поможет информация с "черных ящиков", если они будут найдены. По словам индонезийских спасателей, самолет врезался в практически отвесную скалу и часть обломков упала вниз, поэтому поиск бортовых самописцев может затянуться. Кроме того, "черные ящики" могли получить повреждения из-за сильного удара и последовавшего за этим разрушения самолета. Хотя эксперты надеются на лучшее.
"Если спасателям удастся обнаружить "черные ящики", то есть большие шансы, что вся имеющаяся в них информация, несмотря на сильнейший одномоментный удар самолета о гору и практически полное разрушение планера авиалайнера, сохранилась", – рассказал "Интерфаксу-АВН" источник в авиапроме, пояснив, что Superjet оборудован самописцами нового поколения, дополнительно защищенными от ударных перегрузок.
Вскоре после начала поисковой операции в Джакарте, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил представителям министерства промышленности, МИД и объединенной авиастроительной корпорации "Гражданские самолеты Сухого (ГСС)" отправиться на место ЧП и расследовать инцидент.
Утром 11 мая, к месту трагедии вылетел самолет Ил-76 с российскими спасателями на борту и необходимой для поисковой операции техникой. В числе прочего россияне доставят в Джакарту вертолет Бо-105, на котором спасатели доберутся до горы Салак.
"Все спасатели обладают альпинистской подготовкой и экипированы альпинистским снаряжением. Они примут участие в поиске бортовых самописцев и в других работах", – рассказала начальник Управления информации МЧС Ирина Андрианова.
Как отметил источник "Интерфакса" в авиационной промышленности, самолет, на счету которого еще не было ни одной катастрофы, принадлежит фирме-изготовителю. Соответственно, расследованием катастрофы займется не Межгосударственный авиационный комитет, а Служба безопасности полетов авиации Минобороны.
"Как нам известно, до потери связи никакой информации об отказе систем на самолете не было. Самолет совершил около 500 полетов, общий налет - более 800 часов. Прошел все виды необходимой подготовки", – рассказал президент компании "Гражданские самолеты Сухого (ГСС)" Владмимир Присяжнюк, отметив, что командир воздушного судна – шеф-пилот компании ГСС, летчик-испытатель первого класса Александр Яблонцев "имеет налет свыше 10 тыс. часов практически на всех видах воздушного судна".
"Человек, который участвовал в создании, подъеме и провел весь комплекс испытания этого самолета. Лучшего летчика мы не имеем", – подчеркнул он.
Тем временем эксперты отметили, что местность вокруг горы Салак не подходила для демонстрационного полета, поскольку в этом районе много крутых подъемов и спусков.
Как рассказал в интервью индонезийскому изданию "Джакарта глоб" авиационный эксперт Джерри Соежатман, российские пилоты, которые до этого не летали в Индонезии, должны были проявить максимум осторожности при разработке маршрута полета в горных регионах острова Ява и лететь на высоте не менее 3 тыс. метров.
"Насколько я знаю, пилот запросил разрешение на полет на высоте 1,829 тыс. метров. Возможно, они запросили эту высоту, так как не были знакомы с местными погодными условиями или не беспокоились о погоде, – пояснил эксперт. – Если мои догадки верны, самолет не упал. Он врезался в отвесную скалу".
Мгновенное разрушение лайнера объясняло и то, почему во время катастрофы не сработал аварийный маяк.
"Система поиска и спасания судов и самолетов "КАСПАС-САРСАТ" срабатывает в период, когда судно терпит бедствие, а не тогда, когда катастрофа происходит моментально. При быстротечном развитии событий, которое видимо там имело место, система не успела отправить ни одного сигнала о помощи, поскольку произошло ее мгновенное разрушение вместе с самолетом", – рассказал "Интерфаксу-АВН" руководитель пресс-службы ОАО "Российских космических систем" (РКС) Александр Зубахин, отметив, что еще не придумано оборудование, которое бы подавало сигнал бедствия в момент быстрого крушения. Кроме того, эксперт подчеркнул, что на разбившемся самолете стоял прибор аварийной системы поиска и спасания французского производства.
В свою очередь, пилот местной авиакомпании Merpati Nusantara Airlines Ронни Роснади рассказал изданию "Джакарта глоб", что катастрофа могла произойти по вине пилота, который нарушил правила полета в районе гор. Эксперт пояснил, что "самолет должен был снизиться намного позже, в районе, расположенном к югу от пляжа Пангадаран".
С такими выводами не согласен известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев – по его мнению, авиакатастрофа могла произойти из-за ошибок в самой организации полета.
"Если организуют полет, то он должен проходить в соответствующих погодных условиях. Сложный рельеф, погода меняется мгновенно - тот, кто организовывал полет, должен был сделать это нормально", – рассказал "Интерфаксу" летчик. По его словам, разбившийся лайнер был оснащен по последнему слову техники и неполадки не могут быть причиной его крушения.
"Самолет тут не причем. Новый самолет с новейшими технологическими средствами на борту. Все, что необходимо, есть. На пилотов списать можно все, они погибли. Я там летал и знаю ситуацию. Кто погнал самолет? Что, нельзя было подождать сутки, пока не наладится погода?", – вопрошает эксперт.
Тем временем специалисты Центра на специальном тренажере смоделировали полет погибшего лайнера. Эксперимент показал, что причиной трагедии стал человеческий фактор.
По данным "Известий", в тренажер для обучения летного персонала воздушных судов Sukhoi Superjet 100 загрузили данные рельефа в районе горы Салак и приблизительные режимы полета: высоту, курс, скорость и координаты падения. Эксперты несколько раз "пролетели" по маршруту при таких параметрах, моделировали различные аварийные ситуации и пришли к выводу, что ни одна из них не могла привести к подобным последствиям.
Как рассказал изданию источник в Центре подготовки авиаперсонала "Сухой", в самолете была установлена система безопасности, которая предупреждает пилотов о приближении препятствия. Причем сигнал дублируется и в звуковой и в визуальной форме – в кабине слышен предупреждающий сигнал, а сообщение об опасности выводится на дисплей.
"Локатор этой системы очень чувствительный, в горах дает практически постоянный сигнал, и пилоты уже не обращают на него никакого внимания. О том, что ситуация вышла из под контроля, пилоты догадались уже в самый последний момент и, скорее всего, попытались поднять самолет. Чтобы перевалить через гору, им не хватило нескольких десятков метров", – высказал свое мнение один из экспертов центра.
В свою очередь, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин убежден, что в ходе расследования катастрофы нужно отработать все возможные причины трагедии вплоть до теракта.
По его словам, на современном авиарынке существует очень жесткая конкуренция, и кроме России никто не был заинтересован в появлении самолета, не имеющего аналогов в сфере гражданских авиаперевозок. Впрочем, сенатор пояснил, что считает неправильным рассматривать в качестве основных причин трагедии ошибку пилота или техническую неисправность машины.
"Эта ситуация, когда все высказывания склоняются к тому, что это была ошибка, очень настораживают. Эта версия достаточно удобна, в том числе для индонезийских властей", – пояснил "Интерфаксу" Александр Торшин, заметив, что отдельно нужно проверить качество подготовки и организации полета. Дело в том, в течение долгого времени не было известно точных данных о количестве пассажиров, хотя полет не был плановым и все данные должны были занести в специальные документы.
"Есть серьезные вопросы к индонезийским диспетчерам. Даже для таких опытных пилотов особенности местности были неизвестными, и кто принимал решение о снижении высоты полета? Даже зная, что самолет находится в районе горы, которая выше, чем набранная самолетом высота, кто разрешил пилотам опуститься и кто разрешил им вылететь при таких сложных погодных условиях? И кто за эти авантюрные команды отвечает?", – сказал Александр Торшин.
Сенатор уверен, что местные власти должны предпринять все возможное для обнаружения "черных ящиков".
"Если их не найдут, тогда тень подозрения с индонезийских диспетчеров не уйдет никогда", – уверен он.
Катастрофа, скорей всего, скажется на судьбе российского Sukhoi Superjet 100, к которому присматриваются зарубежные покупатели, в том числе и Индонезии. И независимо от причин трагедии потенциальные покупатели несколько раз подумают, прежде чем приобрести российскую новинку.
Обозреватель Татьяна Кочеткова