Interfax-Russia.ru – Неудачи туроператоров подтолкнули власти России к реформированию этой отрасли. Поправки в закон планируют разработать к осени. Эксперты опасаются подорожания путевок.
Как известно, лето 2014 году стало для туротрасли неудачным: о приостановке деятельности 16 июля заявил туроператор "Фирма Нева", 25 июля - компания "Роза ветров Мир", 30 июля - туроператор "Экспо-тур", 1 и 2 августа - турфирмы "Идеал-тур" и "Лабиринт", 5 и 6 августа – компании "Интаэр" и "Нордик Стар".
Еще после краха "Невы" эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru, сообщали, что отрасль нуждается в реформировании – в частности, сферы страхования, а представитель Ростуризма сообщил, что эксперты уже готовят предложения по законодательным поправкам.
6 августа министр культуры России Владимир Мединский сообщил, что законопроект о реформировании туристической отрасли планируется подготовить за две недели. Разработкой поправок займутся представители министерства культуры, Ростуризма, Минтранса, Минэкономразвития, Центробанка, Росавиации и ряда государственных ведомств, а также представителей турбизнеса. После проработки предложений, их внесут на рассмотрение в правительственную комиссию.
На следующий день рабочая группа, собранная заместителем председателя правительства России Дмитрием Козаком, приступила к работе.
Эксперты рассказали Interfax-Russia.ru какая модернизация нужна в туристической отрасли.
Самоконтроль и минимальные требования
По оценке специалистов, в туриндустрии накопилось большое количество проблем, которые, однако, можно решить при системном подходе.
Как рассказала Interfax-Russia.ru представитель Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, начать нужно "с азов" - запретить деятельность компаниям с очень маленьким уставным капиталом.
"Надо установить требования к минимальному уставному капиталу операторов, которые организуют чартерные программы. Сейчас на рынке есть компании, которые не занимаются чартерами, а есть операторы, которые ставят колоссальные чартерные программы с огромными рисками, при этом у них уставный капитал 10 тысяч рублей", - подчеркнула она.
Как сообщил Interfax-Russia.ru первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович, необходимо ввести коллективную ответственность туроператоров.
"Мы еще раз предлагаем ввести институт саморегулирования в туризме – если бы он существовал, то коллеги бы не допустили сосуществования в одной компании с собой финансовых пирамид и неустойчивых компаний, потому что всем членам этой организации пришлось бы нести за ее действия солидарную ответственность. При исключении из организации, компания бы автоматически лишалась права осуществлять деятельность", - подчеркнул Канторович.
Кроме того, АТОР, представители которого вошли в рабочую группу по созданию поправок в закон о туризме, предлагает запретить руководителям и бенефициарам разорившихся предприятий возвращаться на туристический рынок под новыми названиями, добавил он.
Кроме того, Канторович отметил, что ответственность за авиаперелет туристов должна лежать не на государстве или разорившейся туристической компании, а на перевозчике, и в случае проблем именно он должен заниматься вывозом туристов с курортов.
"Мы предлагаем разделить ответственность между перевозчиком и туроператором. Коль скоро авиаперевозчик выписал билет, то дальше людей абсолютно не должно касаться, оплачены ли их билеты туркомпанией или нет - перевозчик должен их транспортировать", - подчеркнул он.
Он отметил, что авиаперевозчик имеет право выписывать билеты без их оплаты, если он доверяет туроператору, но в этом случае он должен делать это на свой страх и риск и перевозить туристов при любой ситуации.
С этой точкой зрения согласна и Ирина Тюрина.
"Необходимо сделать так, чтобы туристы, которые улетают за рубеж, были уверены, что у них есть оплаченный обратный вылет. Для этого нужно приравнять права пассажиров чартерных и регулярных рейсов и обеспечивать их билетами. Нужно возложить всю ответственность за доставку туристов к месту назначения на авиакомпанию – если не оплачен обратный билет, не вывозите за границу людей", - сказала она.
Канторович также подчеркнул, что необходимо законодательно ввести минимальный срок, за который перевозчик должен сообщать о прекращении полетов – "не накануне, а хотя бы за две недели".
Не наблюдение, а контроль
Как сообщил Interfax-Russia.ru член комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом ОП РФ Сергей Марков, Ростуризм необходимо наделить контрольными функциями.
"Разорившиеся компании задолжали 1,5 млрд рублей. Это чудовищные деньги – долги за несколько сот рейсов. Ростуризм еще год назад должен был сказать: "У вас долги слишком большие, мы проводим ревизию, чтоб вы не грохнулись". Показатели по долгам должны отслеживаться, но у Ростуризма не было такой возможности, поэтому им такие полномочия необходимо предоставить законодательно", - считает Марков.
Эту точку зрения разделяет также Ирина Тюрина.
"Сейчас у нас нет регулятора в отрасли, который был бы наделен надзорно-контрольными полномочиями. У Ростуризма нет никаких полномочий кроме того, чтобы формально собрать документы у турфирмы, и если у них документы формально в порядке, включить их в реестр. Но никто не анализирует финансовое состояние компаний, которые берут вперед деньги туристов, а услугу оказывают отсроченную", - сказала она.
Из-за того, что никто не отслеживает финансовое состояние фирм, на рынке есть доля компаний, которые работают по принципу финансовых пирамид – "они сейчас получают деньги и расплачиваются за туры предыдущих туристов, однако рано или поздно такая деятельность обречена на провал", подчеркнула Тюрина.
Еще одна страховка
Для выезжающих за рубеж россиян нужна страховка не только здоровья и жизни, но и страхование каждой отдельной путевки, отмечают эксперты. Ирина Тюрина считает, что это повысит безопасность поездок в случаях разорения оператора.
"Мы много лет предлагаем страховать ответственность туроператора по каждому договору реализации турпродукта – то есть страховать каждый тур на ту сумму, сколько стоит этот тур", - сказала Тюрина.
Такой же точки зрения придерживается глава комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский.
"Страхование должно быть для каждого индивидуального тура, когда индивидуальный тур страхуется, но это очень серьезная работа, которую должны выполнять страховые компании. Но они не идут на то, чтобы обеспечить страхование каждого тура. Поэтому в нашей российской действительности самое удобное - это страхование общих рисков", - сказал Рязанский "Интерфаксу".
Канторович, в свою очередь, заявил, что необходимо создать отраслевую организацию страховщиков, которая была бы саморегулируемой.
"Еще мы предлагаем, чтобы была солидарная ответственность страховых компаний – чтобы страховал от финансовой несостоятельности туроператоров не абы кто, а пул страховщиков, которые бы друг за друга отвечали", - сказал Канторович.
О необходимости ужесточить требования к страхованию турфирм заявила журналистам президент Союза страховщиков Петербурга и Ленобласти Ирина Лукашевич.
"Закон нужно в цивилизованных формах, в общем, менять, это понятно всем. Нужно по данному виду страхования, так же, как по ОСАГО, по дольщикам, предъявлять другие требования, чтобы не каждая компания могла заниматься им. Потому что это просто очень опасно, когда крошечная компания, не имея договора перестрахования, принимает на себя такую ответственность", - отметила Лукашевич журналистам.
Путевки заграницу подорожают
По словам представитель Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, страхование каждой путевки в отдельности, скорее всего, приведет к ее подорожанию, однако это не повод отказываться от этой меры.
"Сейчас более 40% туров на рынке продаются ниже себестоимости, причем процентов 25 из них – по символической цене. Конкуренция на рынке жесточайшая, предложение превышает спрос. Может быть, путевки будут дороже, но это будет рыночная цена и качественно иной продукт, а не тот, который привел к краху компаний", - сказала она.
По ее мнению, если путевка покажется кому-то дорогой, то он легко сможет отказаться от поездки – ведь это не предмет первой необходимости, и заграничный отдых – "не то, на что надо собирать последние деньги".
"Некоторые люди едут в другую страну со 100 долларами в кармане, потому что там all inclusive. Но при необходимости они не могут оплатить даже дополнительную ночь в отеле. Конечно, они не виноваты в сложившейся ситуации, но при выезде необходимо иметь подушку безопасности, а не вкладывать в тур последние средства", - подчеркнула она.
По мнению Сергея Маркова, с помощью нового закона в России необходимо так простимулировать отрасль, чтобы и российские, и иностранные туристы захотели отдыхать в России.
"Нам нужно развитие туризма уравновесить, развивая и внутренний туризм – дать Ростуризму возможность по контролю и развитию федеральных целевых программ", - подчеркнул он.
Кроме того, в стране назрела необходимость принятия решения о визовом режиме для туристов из европейских или других богатых стран.
"В мире сейчас широко развивается борьба за туриста. Нужно ввести облегчение визового режима для богатых стран, граждане которых оставляют много денег – прежде всего для стран Евросоюза. До 15 дней чтоб они могли либо без визы въезжать, либо получить визу в аэропорту раз в год. Это принесет большой доход нашей экономике", - подчеркнул Марков.
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"