Interfax-Russia.ru — Трубоукладчик "Академик Черский" присоединяется к строительству "Северного потока-2". В компании заявили, что флот проекта подвергается регулярным провокациям иностранных гражданских и военных судов.
Российский трубоукладчик "Академик Черский" прибыл к месту строительства "Северного потока-2". Как сообщили журналистам в проектной компании — Nord Stream 2 AG, в начале марта "Черский" покинул германский порт Висмар, у причала которого он находился с конца января. Почти месяц у берегов Калининграда судно проводило ходовые и предэксплуатационные испытания, а 30 марта трубоукладочное судно направилось к исключительной экономической зоне Дании для начала подготовительных работ перед трубоукладкой. Соответствующее уведомление было опубликовано на сайте Морского управления Дании (Notice to Mariners by the Danish Maritime Authority, DMA).
"Все работы будут проводиться в соответствии с полученными разрешениями", — отметили в Nord Stream 2 AG.
Вместе с тем, как рассказал "Интерфаксу" директор филиала Nord Stream 2 AG Андрей Минин, строительный флот "Северного потока-2" подвергается регулярным провокациям иностранных гражданских и военных судов, которое создают прямую угрозу безопасности судов проекта.
"Речь идет о явно спланированных и подготовленных провокациях как с использованием рыболовецких судов, так и военных кораблей, подлодок и самолетов с целью препятствования осуществлению экономического проекта. Это, пожалуй, первый и беспрецедентный случай подобного рода в истории", — заявил он.
Так, по его словам, 28 марта в охранной зоне трубоукладочного судна "Фортуны" на удалении менее одной мили появилась неопознанная подводная лодка в надводном положении.
"С учетом того, что якорные линии "Фортуны" располагаются на расстоянии более одной мили, действия подводной лодки могли вывести из строя всю систему якорного позиционирования трубоукладочной баржи и привести к аварийному повреждению трубопровода", — отметил специалист.
На следующий день, продолжил Минин, вокруг "Фортуны'' выполнял маневры боевой корабль польских ВМС (тактический номер 823). В этой ситуации судно обеспечения "Спасатель Карев" было вынуждено идти параллельным курсом, сопровождая военный корабль.
Кроме того, во второй половине марта увеличилось количество пролетов над трубоукладочными судами на небольшой высоте иностранных самолетов. В частности, рассказал специалист, облеты зоны проведения работ на небольшой высоте и на близком расстоянии от трубоукладочного судна регулярно совершает польский противолодочный самолет PZL-Mielec М-28В1 Rbi.
Минин привел в пример и более опасные инциденты. Так, 22 февраля при трубоукладке к югу от датского острова Борнхольм с южного направления в охранную зону работ вошло польское рыболовное судно SWI-106.
"Неоднократные попытки установить с ним радиосвязь успехом не увенчались. В этой ситуации судно снабжения "Владислав Стрижев" было вынуждено выйти на курс оттеснения, в результате чего SWI-106 произвело навал на "Владислав Стрижев". После столкновения капитан рыболовного судна вышел на связь и признал свою вину в происшествии (аудиозапись имеется). Если бы не решительные действия судна снабжения, удар пришелся бы по трубоукладочной барже "Фортуна". Через российское консульство в Германии по данному инциденту был заявлен морской протест", — сообщил менеджер Nord Stream 2 AG.
А 30 марта ночью на радаре судна обеспечения "Спасатель Карев" в непосредственной близости от баржи были обнаружены 2 объекта. Один из них двигался в сторону "Фортуны" и на вызовы по радиоканалам не отвечал. Было принято решение начать движение к объекту пересекающим курсом. Для привлечения внимания были использованы судовые прожекторы. Как оказалось, это было рыболовное судно, которое изменило курс и ушло на юг, не вступая в радиоконтакт. Второй объект, находившийся в ожидании на юго-западе от "Фортуны", также ушел, не отвечая на вызовы по радио.
"Действия военных кораблей и самолетов, а также гражданских судов иностранных государств, нарушающих охранную зону строительства международного проекта, не отвечающих на запросы и приближающихся на опасное расстояние к трубоукладочной барже, являются безответственными и недопустимыми. Они создают реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций с непредсказуемыми последствиями", — добавил Минин.
В свою очередь в Вооруженных силах Польши опровергли ведение провокационной деятельности в водах Балтийского моря. В сообщении в твиттере оперативное командование Вооруженных сил Польши указывает, что самолеты М-28Б "Брайза" регулярно совершают разведывательно-патрульные полеты в регионе Балтийского моря.
"Польский флот не ведет провокационной деятельности и выполняет свои уставные задачи в соответствии с международным правом", — заявили там.
Впрочем, Польша наряду с США является последовательным противником "Северного потока-2". В частности Польша блокирует полный доступ "Газпрома" к сухопутному отводу от первого "Северного потока" OPAL, а в октябре прошлого года национальный антимонопольный регулятор UOKiK выставил участникам проекта штраф на $7 млрд 800 млн.
Со своей стороны Вашингтон в очередной раз предупредил Берлин о возможных действиях в связи с "Северным потоком-2".
Госсекретарь США Энтони Блинкен на минувшей неделе в интервью Euronews напомнил, что США считают проект "плохой идеей".
"Мы очень ясно дали понять, президент Джо Байден очень ясно дал понять, что он считает "Северный поток 2" плохой идеей и плохой сделкой для Европы, для нас, для альянса (НАТО — ИФ). Это подрывает основные принципы ЕС с точки зрения энергетической безопасности и энергетической независимости. Это, я считаю, бросает вызов Украине, Польше, другим странам, которые нам небезразличны", — заявил он.
Вместе с тем, по его словам, Вашингтон надеется, что это не отразится на партнерских отношениях с Германией.
"Дело в том, что у нас в Соединенных Штатах есть законы, которые требуют от нас санкций против компаний, которые материально помогают строить газопровод. Поэтому я просто хотел убедиться, что наши партнеры понимают нашу позицию по этому вопросу и то, что нам нужно будет делать в будущем", — пояснил Блинкен.
Он отметил, что изложил это главе МИД Германии Хайко Маасу на переговорах в рамках встречи министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе, "чтобы не было никакой двусмысленности".
Американский дипломат подчеркнул, что "Германия является одним из наших ближайших союзников и партнеров", добавив, что "то, что у нас есть разногласия по "Северному потоку-2" — а они реальные, — не влияет и не повлияет на наше партнерство и отношения".
Со своей стороны в Берлине заявили, что приняли заявления госсекретаря США к сведению.
"Мы приняли заявления госсекретаря США Блинкена на выходных к сведению... Наша позиция по проекту остается прежней", — отметила официальный представитель МИД ФРГ Андреа Зассе.
По ее словам, представители ФРГ по-прежнему "ведут переговоры с американскими коллегами", и пока не могут сообщить ничего нового.
Между тем координатор ФРГ по трансатлантическому сотрудничеству Петер Байер выступает за мораторий на строительство "Северного потока-2".
"Американцы ожидают от нас, что мы не только изменим нашу риторику, но и будем говорить языком дел. Поэтому я выступаю за строительный мораторий на "Северный поток-2", — заявил он в интервью изданию Wirtschaftswoche.
По его словам, проект газопровода стал камнем преткновения в отношениях ЕС и США. При этом Байер отметил, что европейский суверенитет "не нужно ошибочно понимать или переосмысливать как европейскую твердыню".
Против строительства "Северного потока-2" выступали и экологи. Природоохранные организации оспаривали выданное Федеральным ведомством по судоходству и гидрографии Германии (BSH) 14 января разрешение на строительство газопровода с конца сентября по конец мая на ветке протяженностью в 16,5 км в немецкой экономической зоне Балтийского моря.
Однако германский регулятор отклонил требование экологов. Экологи ссылались на то, что территория района прокладки газопровода якобы имеет особое значение для гнездовых птиц, но в ведомстве с этим не согласились. Глубина моря в этом районе составляет около 20 метров, поэтому птицам эта местность не так важна. Помимо этого, BSH указывает на то, что скорость кораблей-трубоукладчиков мала, а сами строительные работы для защиты птиц можно вести лишь 30 дней подряд, затем необходимо делать перерыв на две недели.
"Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии после подробной проверки отклонил протесты Союза защиты окружающей среды Германии NABU и Германской помощи окружающей среды", — говорится в заявлении ведомства, поступившем накануне в "Интерфакс".
Тем временем на полную мощность, которая позволяет транспортировать 55 млрд куб. м газа, заработало сухопутное продолжение "Северного потока-2" в Германии — газопровод EUGAL.
Как сообщил накануне оператор магистрали Gascade Gastransport GmbH, введены в строй обе нитки магистрали и компрессорная станция. Первая нитка магистрали транспортирует газ с начала 2020 года.
Хотя "Северный поток-2" еще строится, ввод EUGAL позволил увеличить транспортировку газа по "первому" "Северному потоку" в условиях блокировки половины мощностей его отвода OPAL из-за юридических атак Польши.
EUGAL — это совместный проект газотранспортных операторов Gascade Gastransport GmbH, Gasunie Deutschland Transport Services GmbH, Fluxys Deutschland GmbH и ONTRAS Gastransport GmbH.
Магистраль длиной 480 км проходит от Любмина на берегу Балтики до Дойхнойдорфа на германско-чешской границе. Газопровод интегрирован в газотранспортную сеть ФРГ, имеет подключения к магистралям NEL, FGL306 и JAGAL, что позволяет гибко транспортировать газ во всех направлениях.
В "Газпроме" не сомневаются, что и "Северный поток-2" будет достроен, причем, уже в этом году.
"Конечно, в этом году он будет однозначно закончен", — заявил председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков, напомнив, что "достроить осталось совсем немного".
Кстати, накануне проектная компания впервые после возобновления стройки обнародовала точные данные о ходе трубоукладки. По данным Nord Stream 2 AG, к 31 марта уложено 2 тыс. 339 км (из 2 тыс. 460 км), или 95% "Северного потока-2". Таким образом, осталось уложить около 121 км (5%) от общей протяженности газопровода.