Россия / Точка зрения 10 марта 2010 г. 15:24

Подстава на сотом километре

Interfax-Russia.ru – Для поимки водителя, уходившего от погони, столичные милиционеры создали на Московской кольцевой автодороге заграждение из случайно остановленных автомобилей и их владельцев.

О скандальном автодорожном инциденте, который произошел 5 марта, журналистам стало известно лишь четыре дня спустя, когда в сети появилось видеообращение одного из участников событий. Москвич Станислав Сутягин в своем ролике рассказал, что его "Мерседес" вместе с другими автомобилями сотрудники ГИБДД использовали на МКАД в качестве живого щита при погоне за человеком, ранее укравшим из другой машины женскую сумочку.

Вот вам документы и езжайте

Как утверждает Сутягин, в то утро на 100-м километре МКАД его и еще несколько автовладельцев остановили инспекторы 3-го батальона 1-го спецполка ГИБДД и попросили поставить их автомобили поперек дороги. В общей сложности, говорят свидетели событий, было остановлено не менее десяти машин. При этом никто ничего не объяснял и не просил людей выйти из машин, не обеспечив тем самым элементарную безопасность жизни и здоровья граждан, более того, милицейские автомобили скромно стояли по обочинам, словно ожидая развязки.

Объяснений просто не успели дать – буквально через пару минут серебристая Ауди Куаттро, на которой ехал преступник, на огромной скорости протаранила остановленные автомобили, в которых находились ничего не подозревавшие люди, и, не сбавляя скорости, двинулась дальше. Как говорят очевидцы, от удара "Мерседес" Сутягина столкнулся со стоящей рядом "Волгой", которая, в свою очередь зацепила иномарку, предположительно "Тойоту".

Погоня за Ауди продолжилась, а потерявшие стройность гражданские "оборонительные ряды", не исполнившие своего предназначения, просто попросили разъехаться. В последствии на резонный вопрос о компенсации ущерба, нанесенного при необычном ДТП, ошеломленным водителям ответили отказом. "Просто сказали: вот вам документы и езжайте", - приводит газета "Коммерсантъ" слова другого пострадавшего, жителя Владимира Николая Королева. У его "Волги" после инцидента был сильно помят левый бок и повреждено колесо, а у "Мерседеса" Сутягина разбиты правая дверь и крыло.

Подумав пару дней, Сутягин решил не обивать пороги инстанций, "бодаясь с ГАИ", а привлечь внимание общественности, записав видеообращение и выложив его но популярном интернет-ресурсе YouTube. Сегодня пострадавшего автомобилиста цитируют десятки ведущих СМИ, а сам вопиющий инцидент лишний раз показывает – стражи порядка, не соблюдающие правовые нормы, - это жуткая российская реальность.

Взысканием могут не ограничиться

Поначалу в ГИБДД стали оправдываться, отрицая сам факт выставления живого щита на дороге. Глава управления общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков заявил журналистам, что "никакого живого щита не было". "Инспекторы просто остановили движение, никого поперек дороги не ставили, но у Ауди Куаттро мощный двигатель, ей удалось проскочить между стоящими машинами и скрыться", - объяснил Бирюков. Как гласило официальное сообщение, сотрудники Госавтоинспекции "были вынуждены прибегнуть к помощи автовладельцев".

Между тем, широкая огласка инцидента заставила столичное милицейское руководство быстро подкорректировать "показания". Во вторник вечером в ГИБДД признали факт "отступления от действующих нормативных актов", а виновные получили взыскания за неправильные действия. "Начальник первого специализированного полка ДПС на спецтрассе предупрежден о неполном служебном соответствии, а сотрудники, участвовавшие в эпизоде с использованием автомобилей обычных граждан в качестве преграды для преступников, скрывавшихся от погони, привлечены к дисциплинарной ответственности", - сообщила "Интерфаксу" начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Москвы Марина Васильева.

"Управление ГИБДД Москвы приносит извинения участникам дорожного движения. Кроме того, в ГУВД будет рассмотрен вопрос о возмещении ущерба автомобилистам", - добавила Васильева.

Как уточнил позднее первый заместитель начальника управления ГАИ столицы полковник Игорь Исаев, страховые компании, ГАИ и другие компетентные органы постараются сделать все, чтобы автомобилисты получили компенсацию. "Будет сделано все необходимое в рамках российского законодательства, чтобы автомобилисты, машины которых были повреждены на МКАД, получили компенсацию", - заявил он "Интерфаксу".

Правда, затеявший разбирательство автовладелец Станислав Сутягин заявил, что пока не располагает информацией от официальных представителей ГИБДД или ГУВД. "Знакомые сообщили о сделанном в ГАИ заявлении, но мне из милиции никто пока не звонил", - сказал он "Интерфаксу".

"Со мной никто не разговаривает, никаких извинений, о восстановлении машины разговор даже не ведется", - сказал Сутягин незадолго до выхода этой публикации. Вместе с тем, он намерен добиться "не только возмещения ущерба, но и серьезного наказания сотрудников ДПС, устроивших из автомобилей заслон преступникам".

А такое наказание может последовать. К делу об организации сотрудниками ГАИ "живого щита" на МКАД подключились Генпрокуратура РФ и Следственный комитет. СКП РФ уже проводит проверку, сообщил "Интерфаксу" официальный представитель комитета Владимир Маркин. "По результатам проверки следственными органами будет дана правовая оценка действиям сотрудников милиции и принято процессуальное решение", - подчеркнул он.

В Государственной думе также взяли на контроль расследование инцидента. Парламентарии будут следить за ходом проверки по линии проекта партии "Единая Россия" "Гражданский контроль", который возглавляет председатель думского комитета по безопасности Владимир Васильев. В частности, уже подготовлен депутатский запрос генпрокурору РФ Юрию Чайке и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву, основанием для которого, согласно формату "Гражданского контроля", послужили обращения пострадавших граждан и журналистов.

В свою очередь, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Яровая назвала произошедшее должностным преступлением милиционеров. "Инспекторы ГИБДД перешли грань между исполнением служебного долга и реальной угрозой причинения вреда, безопасности и жизни граждан. Наверное, никому и в голову не могло придти, что милиционеры, призванные нас защищать, смогут подставить под удар ничего не подозревающих водителей и их автомобили, которые фактически стали "бронежилетами" для сотрудников ГИБДД", - заявила Яровая. По ее мнению, необходимо незамедлительно провести массовую переаттестацию сотрудников внутренних дел и их психологическое тестирование.

Суровый вердикт правозащитников

Такое развитие событий приветствуют правозащитники, лидеры движений автомобилистов России и юристы. Они считают, что нужно возбудить уголовные дела в отношении безответственных сотрудников ГИБДД. "Против причастных к происшествию сотрудников ГИБДД должно быть возбуждено уголовное дело, а они хотят хорошо отделаться и перевести уголовное дело в банальное гражданское", - сказал "Интерфаксу" вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. По его мнению, оказавшиеся на месте происшествия автолюбители не должны были оказывать содействия инспекторам, потому что "сотрудники милиции действовали неправомерно". "Вообще у водителя по правилам дорожного движения только две обязанности – остановиться по требованию сотрудника милиции и показать документы. А в таких случаях нужно звонить по телефону "02", потому что звонок записывается на диктофон", - советует Ольшанский.

В свою очередь лидер движения российских автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков также высказался за привлечение автоинспекторов к уголовной ответственности. "Надо провести проверку происшествия, а потом веское слово сказать прокуратуре, есть ли в действиях сотрудников милиции уголовный состав. Потому что они не просто вышли за рамки своей компетенции, а еще и подвергли опасности жизни и здоровье граждан", - сказал "Интерфаксу" правозащитник. В законе о милиции, отметил он, сказано, что они должны защищать жизни, здоровье и имущество своих граждан, а не наоборот. "Это был прямой риск, повезло, что не погибли люди, а ведь там могли быть и дети", - подчеркнул собеседник агентства.

Он добавил, что для задержания преступника сотрудники ГИБДД должны были использовать более безопасные методы. "Есть огнестрельное оружие, грузовой транспорт в конце концов, с помощью которого можно было остановить преступника без ущерба и для него и для всех остальных", - отметил Лысаков.

Как объясняют эксперты, с юридической стороны действия московских гаишников – нонсенс. Согласно приказу МВД РФ N185 и закону "О милиции" для экстренной остановки преследуемого транспортного средства можно перекрывать дорогу с помощью милицейских или грузовых машин, но ни в коем случае не гражданских легковых автомобилей, напоминают в Коллегии правовой защиты автовладельцев. Более того, согласно тому же приказу блок из грузовых автомобилей или милицейского транспорта может выставляться лишь в крайнем случае, когда не помогают предупредительные выстрелы, стрельба по колесам, раскатывание "ежа" – ленты с шипами и т.д.

Не прецедент

Стоит отметить, что описываемый случай не является чем-то беспрецедентным. Весной 2008 года в соседней Беларуси на трассе "Минск – Микашевичи" дорожные стражи порядка для задержания нарушителя заблокировали движение на въезде в Минск и просили обычных автомобилистов перекрыть движение. Как и 5 марта на МКАД, тогда нарушитель не остановился, протаранив машины. В одной из них был трехлетний ребенок. Всего в той "подставе" пострадали шесть человек. Два дорожных инспектора за незаконные методы работы лишились профессии и получили по два года лишения свободы условно.

По сообщениям в "Живом журнале", нечто подобное уже не раз бывало и в крупных российских городах, просто об этих эпизодах не узнали СМИ. Вероятно, даже формальные жалобы подаются в таких случаях исключительно редко. Дело в том, что водители, как правило, не рискуют перечить людям с полосатыми жезлами, "бодаться с ГАИ", как выразился Сутягин. А зря, ведь многие автовладельцы, как бы абсурдно это не звучало, только благодаря очередному громкому проявлению бесправия на дороге узнают, наконец, о своих правах, а заодно о том, как грамотно действовать в случае их нарушения.

Обозреватель Сергей Нагорный