Interfax-Russia.ru — Госдума приняла закон о просветительской деятельности, контролирующий международное сотрудничество в сфере образования. Документ вызвал неоднозначные оценки в научном сообществе.
Законопроект о просветительской деятельности был внесен в Госдуму 18 ноября 2020 года группой парламентариев во главе с руководителем комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета Андреем Климовым и председателем думской комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела РФ Василием Пискаревым.
Авторы документа предложили прописать в законе "Об образовании в Российской Федерации" понятие просветительской деятельности как "осуществляемой вне рамок образовательных программ деятельности, направленной на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".
Согласно предложенным нормам, просвещением могут заниматься как физические лица, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Отдельное положение законопроекта вводит запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни при ведении просветительской деятельности, в том числе "посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов".
Кроме того, в случае принятия закона образовательные организации будут обязаны согласовывать заключение договоров о ведении просветительской деятельности с министерством просвещения и министерством науки и высшего образования РФ и получать от них соответствующие заключения. Это не касается соглашений об обучении иностранцев.
Накануне внесения законопроекта один из его авторов — Климов — также предложил "предусмотреть возможность увольнения педагога в случае использования им образовательной или просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой или религиозной розни, а также побуждения к иным действиям, противоречащим Конституции РФ".
В первом чтении законопроект Госдума приняла 23 декабря прошлого года.
Между тем, законопроект вызвал неоднозначные оценки в образовательном и научном сообществе. В частности, с критикой документа выступили студенческие советы ряда российских вузов (в том числе МГУ, МФТИ, Высшей школы экономики), которые считают, что документ помешает развитию науки и получению всестороннего образования.
С критикой законопроекта выступил и глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, посчитав, что его реализация приведет к ограничению деятельности организаций гражданского общества.
Счетная палата вынесла отрицательное заключение на законопроект. В нем отмечалось, что предлагаемое законопроектом понятие просветительской деятельности, по сути, дублирует ранее введенное понятие воспитания.
В отчете ведомства за прошлый год указывается, что вводимый законопроектом запрет на использование просветительской деятельности для разжигания различного вида розни, в том числе, с помощью сообщения недостоверных сведений, "по сути, является избыточным законодательным положением, так как статьей 282 УК РФ предусмотрено уголовное наказание в том числе за перечисленные выше действия".
"Реализация законопроекта приведет к ограничениям деятельности организаций гражданского общества, в том числе социальных некоммерческих организаций, дискуссионных площадок, клубов по интересам, культурных центров, сообществ, созданных по интересам и прочее", — отметили в Счетной палате.
Кроме того, Счетная палата отметила и бюджетные ограничения.
"Реализация законопроекта потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Однако в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса РФ в сопроводительных материалах к законопроекту не приведена оценка увеличения указанных расходов, равно как не определены источники и порядок исполнения расходных обязательств РФ и субъектов РФ", — обратили внимание в ведомстве.
В свою очередь академики, члены-корреспонденты и профессора РАН приняли заявление, в котором выразили опасения, что принятие закона поставит науки, прежде всего гуманитарные, под жесткий идеологический контроль.
На текущей неделе также стало известно, что представители РАН обратились к президенту РФ с просьбой не подписывать резонансную законодательную инициативу — об этом на заседании комитета Совета Федерации по международным делам рассказал сенатор Владимир Лукин. По его словам, он беседовал с президентом академии подробно на этот счет.
"Суть состоит в том, что они написали письмо президенту с просьбой не подписывать его (закон — РФ). Позиция академии не изменилась — они против этого закона", — пояснил он.
По мнению сенатора, в этом законе невозможна правовая определенность — "что вы будете считать отвратительным и плохим и что хорошим".
В свою очередь один из авторов законопроекта Андрей Климов отметил, что критики законопроекта не ознакомились с его содержанием должным образом. Он указал на то, что после первого чтения законопроект изменился, и были сняты высказываемые озабоченности.
"Этот закон никоим образом не регламентирует ни научную, ни образовательную деятельность", — сказал он.
Со своей стороны первый замглавы комитета Владимир Джабаров сказал, что с глубочайшим уважением относится к РАН, "но академия наук — это еще не весь народ". Он обеспокоен настроениями и взглядами, распространенными в молодежной среде, в частности, участием молодежи в протестных акциях.
"Я думаю, что нам нельзя терять страну. Каша такая в голове у нашего молодого поколения. События с Навальным, которые были, показали — они даже не знают, за что они выходили, что они защищают. Поэтому я поддерживаю и буду поддерживать этот закон", — отметил он.
Глава комитета Константин Косачев также высказал опасения по поводу влияния из-за рубежа на российское общество. По его словам, оппоненты России находят все "новые формы, чтобы проникать в наше сознание", поэтому данный документ он поддерживает.
"Я не сгущаю краски, но действительно против нашей страны и нашего народа сейчас идет война. И в этой войне для наших оппонентов все средства хороши — они лезут через все щели", — сказал он.
В результате комитет одобрил законопроект, один человек высказался против.
А накануне закон о регулировании просветительской деятельности и международного сотрудничества в сфере образования был принят Госдумой в третьем, финальном чтении. При этом его поддержали только депутаты фракции "Единая Россия" — "за" его принятие проголосовало 308 парламентариев, 95 — "против", один — воздержался. Представители фракций КПРФ и ЛДПР призывали своих коллег из других фракций отклонить инициативу.
"Против законопроекта объединились все основные группы отечественной интеллигенции: президиум Академии наук обратился к президенту с просьбой не подписывать закон, музейщики, библиотекари встревожились, не придется ли им согласовывать каждый шаг с начальством. Руководители некоммерческих организаций также выступают против закона — 270 тыс. подписей собрано против него на разных площадках", — заявил первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ).
В профильном министерстве уже заявили, что исполнять закон намерены в соответствии с интересами исследователей.
"Мы будет его исполнять так, чтобы это соответствовало Конституции, и в наибольшей степени соответствовало интересам исследователей, чтобы права и свободы и граждан, и преподавателей и научных работников были гарантированы и защищены", — отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, добавив, что "аргументы "за" и "против" можно высказывать на научных конференциях".
Вместе с тем в образовательном сообществе все же опасаются, что новый вид контроля со стороны государства может привести к ограничению международной деятельности в сфере просветительских и образовательных проектов.
Как считает декан факультета права НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, к.ю.н., доцент Марина Клепоносова, необходимо дождаться принятия механизма осуществления данного контроля, и после этого делать соответствующие выводы. Она обратила внимание на то, что любой государственный контроль и дополнительные процедуры согласования усложняют сотрудничество.
"Но пока не стоит опасаться того, что введение новой функции контроля со стороны министерства усложнит заключение договоров о международном сотрудничестве", — считает Клепоносова.
Собеседник Interfax-Russia.ru напомнила, что новый закон предусматривает заключение образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами при наличии заключения Минобрнауки России или Минпросвещения России, и механизм выдачи таких заключений будет установлен правительством РФ.
Она отметила, что сам контроль не ограничивает взаимодействие, но он может увеличить сроки или изменить порядок заключения договоров о сотрудничестве.
Между тем закон должен вступить в силу уже 1 июня 2021 года. На согласование с министерствами договоров, подписанных до его вступления в силу, образовательным организациям дается 1 год и 4 месяца — заключения на них должны быть получены до 1 сентября 2022 года, если к тому моменту не истечет срок их действия.