Interfax-Russia.ru – "КАМАЗ" в 2023 году возобновит производство грузовиков нового модельного ряда и начнет производство обновленного электробуса.
ПАО "КАМАЗ" возобновит производство грузовиков нового модельного ряда в 2023 году. В основном, сообщили в компании, речь идет о выпуске машин новейшей линейки К5 на новой компонентной базе. При этом, по данным автопроизводителя, в следующем году будут доступны и автомобили поколения К4 — машины, собранные из остатков комплектующих.
Как заявили на "КАМАЗе", цель компании — обеспечение технологического суверенитета и удовлетворение спроса за счет отечественной продукции. Так, в 2021 году производство техники нового модельного ряда было на уровне 10 тыс. 957 единиц, а в этом году из-за дефицита компонентов, связанного с уходом зарубежных партнеров, снизилось до 4 тыс. 193 автомобилей.
Генеральный директор "КАМАЗа" Сергей Когогин напомнил, что над проектом по выпуску автомобилей поколения К5 компания работала несколько лет. Для этого модернизировали основные производственные площадки компании, возвели новый завод каркасов кабин, запустили новый конвейер сборки двигателей Р6. Однако в 2022 году в связи с беспрецедентным санкционным давлением и, как следствие, разрывом многолетних взаимовыгодных отношений с партнерами, нарушением кооперационных и логистических цепочек, под вопросом оказалось будущее К5 и все вложенные усилия.
"Мы в течение пяти лет разрабатывали, инвестировали, готовились. Это международный проект, и для нас ситуация была болезненно сложной. Но надо сказать, что силами коллектива за несколько месяцев мы сделали то, на что можно было потратить несколько лет", – подчеркнул Когогин, рассказав о реализованной на предприятии программе импортозамещения для "бесшовного перехода" промышленности на отечественные аналоги.
По информации компании, весь 2022 год "КАМАЗ" наряду с другими отечественными предприятиями работал над реализацией проектов в рамках импортозамещения. Поставленные задачи, считают на предприятии, удавалось решать благодаря сформированному в предыдущие годы запасу прочности, а также оперативным антикризисным мерам.
"Кроме того, эффективной и востребованной оказалась финансовая поддержка со стороны государства. В результате последствия санкций, на которые рассчитывали недружественные страны, были успешно преодолены. Российская экономика доказала свою устойчивость", — отметили в компании.
В общей сложности, автопроизводителю пришлось локализовать 2 тыс. 300 деталей и узлов, которые прежде поставляли из ныне недружественных стран. Часть номенклатуры "КАМАЗ" локализовал сам, часть заместили новые партнеры, и к настоящему времени автомобиль К5 локализован на 70-80%.
Кроме того, как рассказал глава "КАМАЗа", было принято решение доработать автомобиль в части удельного расхода топлива, шумовых характеристик и межсервисного интервала, по которому удалось увеличить межсервисный интервал со 120 тыс. км до 150 тыс., что подтверждено реальной эксплуатацией.
Когогин также сообщил, что в марте будет запущено серийное производство К5 NEO. Помимо всего в нем улучшена конструкция и 12-литровый мотор заменен на 13-литровый.
"Старую версию тоже будем выпускать в течение 2023 года на базе имеющегося задела, а NEO будет выпускаться параллельно, и во втором полугодии станет основным продуктом", — пообещал Когогин.
Всего в 2023 году компания планирует выпустить 10 тыс. 600 грузовиков поколений К4 и К5. В частности, уточнил в конце минувшей недели глава "КАМАЗа", в следующем году автопроизводитель намерен увеличить продажи автомобилей поколения К5 до 9 тыс. 800 шт., также реализовав остатки моделей К4, от производства которых компания планово отказывается.
По его словам, бизнес-план компании на 2023 год предполагает рост выручки до рекордных значений выше 300 млрд рублей и чистую прибыль в 5 млрд рублей. При этом Когогин отметил, что и по итогам 2022 года прибыль группы будет рекордной — выше 5 млрд рублей. Выручка, как уточнили в компании, в этом году составит около 270 млрд рублей, как и прогнозировалось год назад.
Инвестпрограмма "КАМАЗа", основная часть которой последние годы направлялась на развитие нового модельного ряда (К5), в 2023 году вырастет к текущему году примерно на треть.
"На следующий год инвестпрограмма в бизнес-плане заложена на уровне 20 млрд рублей. В этом году было 14 млрд рублей, но фактически мы около 15 млрд рублей потратим — сейчас заключительные финансовые операции проходят. Мы программу не останавливали, компания сейчас находится на финише всех основных инвестиций", — сказал Когогин, добавив, что на следующий год инвестпрограмма также сформирована, "есть понимание по финансированию, и мы этой дорогой идем".
При этом, как рассказал гендиректор "КАМАЗа", к концу 2024 года потребуется увеличить мощности производства двигателей.
По его прогнозу, российский рынок грузовиков полной массой 14-40 тонн в 2023 году в базовом сценарии ожидается на уровне 65-68 тыс. автомобилей.
"Не понимая, что будет с экономикой в следующем году, мы взяли очень осторожный прогноз — скажем так, на уровне 2022 года. Мы намерены реализовать порядка 40 тыс. автомобилей — включая экспорт, но без учета поставок федеральным заказчикам, общий объем отгрузок которым в текущем году был минимальным", — сказал Когогин.
Отражено в инвестиционной программе следующего года и производство электробусов на "КАМАЗе". На этом сегменте также тяжело сказался уход от европейской компонентной базы. Однако, по словам Когогина, все задачи решены, и новый образец уже прошел тестовые испытания.
В феврале 2023 года "КАМАЗ" планирует начать производство обновленного электробуса с увеличенной долей российских компонентов и компонентов из дружественных стран, и в очередном тендере Москвы компания будет участвовать уже с новым электробусом. По текущему году "КАМАЗ" контракт закрыл, в середине декабря передав Москве последние 33 электробуса.
По мнению главы компании, сегодня эта работа и другие инновационные решения приобретают стратегическое для страны значение в условиях импортозамещения.