Interfax-Russia.ru – Согласно новой пенсионной реформе, граждане должны участвовать в формировании собственной пенсии. Но большинство россиян не рассчитывают на достойное "дожитие".
Новую пенсионную реформу приняли в РФ в рекордно короткие сроки: еще в апреле 2012 года чиновники рассуждали о возможности повышения пенсионного возраста, а уже в ноябре правительство приняло новый закон. Причем, ни общественных обсуждений, ни досконального разбора предыдущих ошибок так и не провели.
С начала двухтысячных пенсионную систему РФ перекраивали уже дважды. В 2002 году ввели понятие накопительного и страхового элементов пенсии. В 2010 году в РФ отказались от уплаты единого страхового налога (ЕСН) в пользу страховых взносов. А третья попытка в 2012 году обернулась пересмотром способа накопления средств на "дожитие" и существенным сокращением накопительной части пенсии.
Пойти на очередную реформу правительству пришлось, чтобы исправить ошибки, допущенные еще в далеком 2002 году.
Все дело в том, что в 2012 году на пенсию вышли первые "участники накопительной системы". И, по данным ПФР, в среднем накопительная часть составила всего 460 рублей. К тому же, доходность при управлении накопительной частью часто оказывалась ниже инфляции, поэтому результаты оказались не утешающими.
По словам главного экономиста Sberbank CIB Евгения Гавриленкова, государство посчитало накопительную часть пенсии не выгодной, потому что за последние 10 лет инфляция составила 160%, сбережения накопительной части дали всего 140% (то есть, не покрыли инфляцию), в то время как индексация солидарной части была на уровне 340%.
"Проблема в том, что ни солидарная, ни накопительная часть не будут работать эффективно, пока сохраняется высокая инфляция. Под высокой инфляцией я понимаю даже 5-7%", – пояснил он, отметив, что правительство должно работать над снижением инфляции до 2-3%, а не искать способы покрытия дефицита.
Однако глава правительства Дмитрий Медведев придерживался иной точки зрения, и для пущей убедительности он привел свои расчеты о размерах пенсии с накопительным элементом и без него.
"Когда мы подсчитали, что будет происходить с трудовой пенсией гражданина РФ, родившегося в 1966 году, и гражданина, родившегося в 1967 году, получилось: при нынешней системе накоплений пенсия гражданина 1966 года, которая не включает в себя накопительный элемент, получается на 15% больше, чем пенсия гражданина, который родился в 1967 и последующих годах. Получается, что пенсия с накопительным элементом меньше распределительной. Зачем тогда накапливали?", – пояснил Дмитрий Медведев.
Обсудить новую реформу предлагали не только эксперты, но и глава Минфина Антон Силуанов, пояснив, что для стабильности пенсионной системы нужно развивать именно накопительную часть.
"Я вижу, что с учетом мер, которые мы сейчас принимаем, за накопительной частью будущее. Если посмотрим за период работы накопительных систем не 2-3 года, а 10 лет, то в целом накопительный элемент всегда приносит положительную доходность, и эти вложения приносят проценты гораздо выше инфляции", - подчеркнул он.
Тем не менее, в ноябре 2012 года новую пенсионную реформу утвердили без общественного обсуждения.
Согласно документу, граждане, уже участвующие в накопительной схеме, могут решить, отдавать ли на накопительную часть, как и прежде, 6% или перенести 4% в страховую часть, оставив в накопительной только 2%.
У так называемых "молчунов" накопительную часть пенсии автоматически сократят до 2%, а чтобы в накопительную продолжали поступать все 6%, им придется выбрать НПФ, частную управляющую компанию или ВЭБ.
Кстати, и в первом, и во втором случае гражданин, чтобы изменить распределение средств, должен написать заявление в организацию, которая занимается его пенсионными накоплениями.
Отметим также, что реформа не содержит предложений повысить пенсионный возраст (женщины, как и прежде, могут уйти на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60). В то же время, чтобы получать высокую пенсию (до 40% от прежнего заработка) у человека должен быть выработан нормативный трудовой стаж, а его увеличили до 40 лет. То есть, если человек официально устроился на работу в 20 лет, то свой нормативный стаж он заработает к 60 годам. И если для мужчин суть вопроса не изменится, то женщинам придется работать еще несколько лет после достижения пенсионного возраста.
Предполагали, что изменения вступят в силу уже с 1 января 2013 года, однако позже их отложили до 2014 года. Позже временные рамки сняли, и теперь заявление с просьбой о перераспределении средств можно написать и после 2014 года. Контроль над управлением пенсионными накоплениями доверили мегарегулятору финансовых рынков – Банку России.
"Я считаю, что не только можно, но и нужно это сделать (предоставить гражданам право выбора и после 2014 года - ИФ), но только при минимум двух условиях. Мы должны гарантировать, что эти средства не исчезнут, не пропадут и не будут растащены", – считает президент РФ Владимир Путин.
Он так же пояснил, что "нам нужно обеспечить, во-первых, сохранность этих средств, причем на длительную перспективу - чтобы через 15-20 лет ни государство, ни граждане не оказались у разбитого корыта, и, во-вторых, организовать тщательный текущий финансовый контроль за деятельностью пенсионных фондов".
Учитывая все это, в правительстве подсчитали, что к 2018 году пенсии в РФ должны вырасти как минимум на 20% по сравнению с показателями 2012 года, а средний размер трудовой пенсии по старости "будет составлять не менее двух прожиточных минимумов пенсионеров и, конечно, будет зависеть от трудового стажа".
Как отметил премьер-министр РФ, размер процентов напрямую зависит от того, будет ли гражданин работать после достижения пенсионного возраста.
И хотя правительство пытается приободрить россиян, к нововведению они все же относятся скептически. Так, согласно опросу, проведенному социологами холдинга "Ромир", 37% респондентов (из 1 тыс. 700 опрошенных) сомневаются, что государство сможет обеспечить своим гражданам достойную старость.
К тому же существует мнение, что новая реформа может привести к тяжелым последствиям в недалеком будущем. Ведь из-за непростой демографической ситуации в РФ еще в 2010 году на 1 тыс. работающих граждан приходилось в среднем 623 неработающих (дети и пенсионеры).
Впрочем, подобные прогнозы могут и не сбыться. Ведь, если не брать в расчет маловероятные события, например резкий рост цен на нефть или улучшение демографической ситуации в РФ, измениться может и сама пенсионная система. Что, кстати, было уже не раз.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".