Россия / Точка зрения 30 ноября 2011 г. 17:01

Отравление требует жертв

Interfax-Russia.ru – Российские следственные органы признали депутата Госдумы Андрея Лугового потерпевшим в истории с убийством Литвиненко. Реакция Британии на это еще не известна.

Широко известным имя депутата Госдумы РФ Андрея Лугового стало после таинственной смерти в Лондоне в 2006 году бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Последний был отравлен чаем с радиоактивным полонием-210 и умер спустя три недели в местном госпитале.

Британская прокуратура обвинила Лугового в убийстве. Он, а также бизнесмены Дмитрий Ковтун и Вячеслав Соколенко встречались с погибшим в период, когда было совершено отравление.

По версии британских следователей, полоний-210 попал в организм Литвиненко 1 ноября вместе с чаем, который ему предложил Андрей Луговой.

После 8 месяцев расследования Скотланд-Ярд потребовал от России экстрадиции Лугового. Однако российская сторона отказала британцам, сославшись на то, что Конституция РФ исключает возможность выдачи российского гражданина иностранному государству. Сам Луговой настаивал на своей невиновности, а в декабре 2007 года он вообще был избран депутатом Госдумы РФ.

Практически сразу же после смерти Литвиненко Россия организовала свое расследование случившегося. В конце 2006 года Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело по факту смерти Литвиненко и покушения на убийство бизнесмена Ковтуна. Луговой тогда проходил по нему как свидетель.

Согласно материалам дела, Дмитрий Ковтун прошел в Москве медицинское обследование в связи с радиоактивным заражением. Он предположил, что "привез следы полония-210 в Гамбург из Лондона, где встречался с Александром Литвиненко 16, 17 и 18 октября".

В Гамбурге полиция действительно обнаружила следы полония в квартирах, где в период с 28 октября по 1 ноября 2006 года побывал Ковтун, а также в машине, доставившей его из аэропорта.

Ковтун получил вид на жительство в Германии после женитьбы в начале 90-х годов на немке. Там он подозревается в незаконном обращении с радиоактивными веществами, которое предположительно связано с отравлением Литвиненко.

Летом 2007 года заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев сообщил на пресс-конференции, что Генпрокуратурой "рассматриваются все возможные версии, в том числе информация, а такая тоже имеется, о причастности к преступлению лиц из ближайшего лондонского окружения Литвиненко", очевидно, имея в виду людей, близких к опальному российского олигарху Борису Березовскому.

Тогда же было заявлено, что Россия даже больше, чем Великобритания, заинтересована в выявлении истинной картины происшедшего в Лондоне.

По российской версии, чай Луговой и Ковтун заказывали для себя, а Литвиненко сам согласился его выпить, к чему его никто не принуждал.

Российское расследование отмечало в британском еще один ряд неувязок.

Так, по данным российской стороны, британцы ничего не говорят о том, был ли обнаружен след полония в воздушном судне, которым Луговой прилетел в Лондон, в помещениях аэропорта прибытия, а также в салоне такси, которым он следовал в гостиницу.

В то же время в ходе расследования, проводимого российской стороной, установлено, что во время встречи с Литвиненко Луговой получил от последнего сим-карту и пластиковую карту для оплаты услуг связи.

Экспертиза показала, что на обоих объектах имеются следы полония-210. Затем полоний нашли в самолете британских авиалиний, которым Луговой возвращался из Лондона в Москву.

Интересно, что данные британской экспертизы по делу Литвиненко были засекречены, как и те причины, по которым оно предъявляло обвинение Луговому. Заседания в коронерском суде, посвященные делу Литвиненко, проходили осенью 2011 года в закрытом для СМИ и посторонней публики режиме.

Свое разочарование по этому поводу выразило российское посольство в Великобритании. Отечественные дипломаты отмечали важность расследуемого дела для российско-британских отношений и предполагали, что открытость слушаний могла бы стать гарантом беспристрастности суда.

Впрочем, согласно данным лондонской газеты The Daily Telegraph, такое ограничение было создано потому, что одним из аспектов дела являлось выяснение, "были ли российские власти напрямую вовлечены в организацию убийства Литвиненко".

Но российское посольство уже имело опыт отражения подобных нападок.

"Заявление о том, что убийство господина Литвиненко "организовано Россией", не было подтверждено доказательствами. Мы уверены, что такие доказательства никогда и не существовали. Иначе они были бы представлены нам", - говорилось в открытом письме пресс-секретаря посольства России в Великобритании Константина Шлыкова главному редактору газеты The Sunday Times в начале октября.

"Если британские органы, которые ведут расследование, имели основательные доказательства вины Лугового, то российские правоохранительные органы готовы проверить их", - добавлял дипломат.

Даже первая за 6 лет встреча британского премьер-министра и российского президента в Москве не позволила найти точку соприкосновения по этому вопросу. И Дэвид Кэмерон, и Дмитрий Медведев остались на своих позициях. Россия не собиралась выдавать Лугового ни при каких условиях.

А вскоре СК РФ и вовсе было заведено уголовное дело, согласно которому Луговой признается потерпевшим.

"В ходе расследования уголовного дела получил подтверждение факт отравления гражданина Российской Федерации Андрея Лугового полонием-210 в период его общения в октябре-ноябре 2006 года в Лондоне с Литвиненко", - пояснил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

В связи с этим, по его словам, "в отношении неустановленных лиц, совершивших преступление в отношении Лугового, возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство двух и более лиц, совершенного общеопасным способом на территории Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии (ст. 30 УК РФ и ч. 2 ст. 105 УК РФ)".

По словам представителя СК, заведенное уголовное дело объединено в одно производство с делом об убийстве Литвиненко и покушении на Дмитрия Ковтуна.

Самому Луговому сообщили об этом в один из его визитов в Следственный комитет.

На вопрос, почему только сейчас он был признан потерпевшим, Луговой озвучил лишь свое предположение.

"Все пять лет российские следственные органы проводили активное расследование дела, допрашивали свидетелей, проводили экспертизы. По всей видимости, решение о признании меня потерпевшим было принято тогда, когда были собраны достаточные доказательства", - разъяснил Луговой.

Он напомнил, что до этого неоднократно заявлял о своей невиновности, и о том, что сам является пострадавшим. Луговой также воздержался от ответа на вопрос о нынешнем состоянии своего здоровья.

"Пусть это останется моей тайной. Следствие этими сведениями располагает", - заявил Луговой.

Тайной, похоже, останется и причина возможного покушения на самого депутата. Британские власти на такой поворот дела еще не отреагировали.

Обозреватель Алексей Максимович