Россия / Точка зрения 29 апреля 2011 г. 17:17

Отменить или реформировать

Interfax-Russia.ru – Президент РФ Дмитрий Медведев предложил упразднить обязательный техосмотр автомобилей. Инициатива главы государства нашла поддержку среди большинства автомобилистов.

Глава государства раскритиковал существующую систему технического осмотра автомобилей 29 апреля на встрече с активом "Единой России". По мнению Медведева, нынешняя система техосмотра транспортных средств "изжила себя напрочь", особенно в тех случаях, когда речь идет о крупных городах. "Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить", - заявил президент.

Глава государства убежден, что "если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это "ведро с гайками", так она все равно бумажку получит, но уже другим путем".

Заявив, что ценность техосмотра в таком случае "абсолютно минимальная", Медведев потребовал навести порядок в этом вопросе. "Вчера звонил на эту тему Кирьянову - заместителю министра внутренних дел, который курирует транспортный сектор. Есть два предложения: или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан и, может быть, изъять это из компетенции МВД, чтобы все это происходило в заявительном ключе", - сказал президент.

Вопрос о целесообразности сохранения процедуры техосмотра в существующем виде встает не первый раз. Еще в январе 2009 года россиянам пообещали, что с 2010 года техосмотр автомобилей будет проходить по совершенно новой схеме - в специально создаваемых для этого уполномоченных организациях. Как пояснял главный госинспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов, эту деятельность будут осуществлять "саморегулируемые организации - коммерческие структуры - станции по проверке технического состояния, оформления документов и выдаче талонов ТО".

При этом главный автоинспектор страны уверял, что эти структуры не смогут развернуть на этой функции большой бизнес - "если они и будут зарабатывать на этом, то только чуть-чуть". На новые структуры предполагалось возложить и ответственность за техосмотр автомобиля.

"Ситуация меняется, раньше машин было не так много, и функции по прохождению ТО были за госавтоинспекцией. Сегодня мы больше внимания уделяем своей надзорной деятельности, поэтому функцию прохождения годового техосмотра мы передаем на рынок услуг", - отмечал Кирьянов.

Законопроект "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в РФ", предусматривающий передачу процедуры проведения техосмотра из ГИБДД в специальные центры, был внесен в Госдуму буквально через несколько дней. Один из авторов этой законодательной инициативы первый вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Олег Морозов обещал, что нововведение значительно упростит процедуру прохождения ТО и исключит коррупцию – не позволит "покупать" талон техосмотра и выводить на дорогу неисправные машины, рискуя своей и чужой жизнями.

Вдобавок к этому с января 2010 года ГИБДД было предложено провести в нескольких регионах эксперимент проведения ТО без участия своих сотрудников. Однако решение комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при правительстве РФ пришлось по не душе автоинспекторам. В частности, заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин высказывался за сохранение за ГИБДД функций надзора и нормативного регулирования деятельности организаций, осуществляющих технический осмотр автомобилей.

Спустя год еще один – альтернативный - законопроект, предусматривающий передачу функций техосмотра автомобилей из ГИБДД в частные организации, подготовило и направило на согласование в заинтересованные ведомства Минэкономразвития. Его авторы рассчитывали, что закон будет принят в 2010 году, а со следующего года начнет работать.

К тому же как раз тогда президент РФ потребовал в течение полугода представить предложения "о передаче полномочий по проведению техосмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, сохранив за ГИБДД МВД РФ полномочия по осуществлению госконтроля за проведением такого техосмотра".

Однако принятие законопроекта затянулось. В начале июля 2010 года Госдума приняла его в первом чтении, и про него благополучно "забыли". Между тем, еще на стадии обсуждения законопроекта источник в администрации президента высказывал "Интерфаксу" большие сомнения в том, что ГИБДД добровольно откажется от монополии на ТО.

"Я думаю, что на этом пути предстоит борьба за минимизацию участия ГИБДД в техосмотре", - заявлял собеседник агентства.

Он предположил, что в рамках реформы государственный контроль за техосмотром все же будет оставлен в ведении госавтоинспекторов, но будет "выражаться во взаимоотношении ГИБДД с техцентрами как таковыми, не с гражданами".

Действительно, даже в первом варианте проекта закона "О полиции", статья 12, посвященная обязанностям полиции, предусматривала осуществление государственного контроля (надзора) "за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним". Правда, в окончательной редакции закона все же установили, что от этой функции полиция должна избавиться до 2 января 2012 года.

Вновь поднятый президентом России вопрос о реформировании процедуры ТО в этом году оказался как никогда актуальным. Проблемы с прохождением техосмотра возникли в ряде российских регионов, включая Москву. Еще в начале марта автомобилисты, проходящие технический осмотр в подразделениях УГИБДД Москвы, столкнулись с многочасовыми очередями.

"В беседах с сотрудниками Госавтоинспекции нам удалось выяснить, что причиной задержки являются проблемы с электронной базой ГИБДД, которая регулярно "зависает", что не позволяет вовремя проводить регистрационные действия", - рассказал один из водителей, который потратил на получение талона техосмотра более 5 часов.

В то же время один из инспекторов ГИБДД, занимающихся проведением ГТО, на условиях анонимности сообщил корреспонденту "Интерфакса", что руководство столичной Госавтоинспекции взяло курс на искоренение практики "торговли" талонами техосмотра, обещая принимать самые жесткие меры к нарушителям в рядах полиции.

"Во избежание каких-либо проблем инспекторы проводят все необходимые действия при проверке автомобилей в соответствии с действующими регламентными документами, что сразу привело к снижению пропускной способности пунктов ГТО", - сказал собеседник агентства.

Со своей стороны глава московской ГИБДД Александр Ильин объяснил очереди на ТО сокращением числа инспекторов и ростом автопарка. "Только за последний год автопарк столицы увеличился на 240 тысяч и уже составляет 4 млн 91 тысячу. В текущем году на государственный технический осмотр ожидается 3 млн транспортных средств", - рассказал он.

Ситуация с ТО вышла из-под контроля и в Приморье. Здесь автомобилисты даже организовали акцию, в рамках которой на специально открытом сайте голосуют под обращением к руководству страны с требованием отправить в отставку начальников местного УГИБДД. По мнению авторов послания, "гаишники" не могут решить проблему с поборами при прохождении технического осмотра в регионе.

В обращении, в частности, говорится о том, что во множестве городов Приморского края сложилась ситуация, когда владельцы пунктов инструментального контроля различными способами препятствуют прохождению проверки технического состояния машин по госрасценкам, предлагают заключить с пунктами ТО или некими коммерсантами договор на оказание консультационных услуг за 4-7 тыс. рублей.

В ходе голосования на сайте уже собрано более 6,5 тыс. подписей, и, несмотря на то, что акция продолжается, документ с уже поставленными подписями руководству страны направлен. Так что автообщественность Приморья голосует за инициативу главы государства в вопросе техосмотра обеими руками.

"Мы приветствуем заявление нашего президента. К сожалению, Россия погрязла в обилии ненужных ограничений, регламентов и норм регулирования. Все это является почвой для злоупотреблений и коррупции. В частности, в Приморье ситуация с техосмотром достигла самых ужасных форм", - сообщил "Интерфаксу" представитель организаторов акции.

Со своей стороны и лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев считает предложение президента РФ Дмитрия Медведева отменить техосмотр автомобилей реальным действием по борьбе с коррупцией. "Я ликую от этого предложения. Я вижу в нем не только здравый смысл, но реальные шаги по борьбе с коррупцией в рядах ГИБДД", - заявил он "Интерфаксу".

По его мнению, в России, по аналогии с практикой многих стран, целесообразно ввести диагностическую карту, которую выдают частные фирмы после проведения диагностики автомобиля. "Такую процедуру каждый автовладелец обязан пройти один раз в год. Без этой карты, или в случае наличия указанных в ней неполадок машины, собственник не сможет застраховать машину или страховка обойдется в сумму гораздо большую, чем устранение неисправностей", - сказал лидер ФАР.

Мнение Канаева разделяет координатор общества "Синие ведерки" Петр Шкуматов. "Техосмотр давно себя изжил и превратился в коррупционную систему, где у владельцев исправных и даже новых автомобилей вымогают деньги под видом несоответствия их параметров установленным ГОСТам", - сказал Шкуматов "Интерфаксу". Вместе с тем он отметил необходимость периодичного техосмотра для общественного и грузового транспорта.

С такой точкой зрения согласен и председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Он считает, что "самым рациональным, разумным и юридически правильным" было бы оставить обязательный техосмотр для международных перевозчиков, перевозчиков грузов и пассажиров. И полностью исключить ТО для легковых автомобилей, которые не участвуют в перевозке пассажиров.

"Техосмотр в том виде, в котором сейчас происходит, ничего не дает. Наши исследования показали, что более половины автовладельцев ТО не проходят, а покупают", - рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Похмелкин убежден, что каждый водитель должен сам отвечать за состояние своего автомобиля, тем более что существует административная ответственность за эксплуатацию неисправного транспортного средства.

О том, что ответственность за исправность машины в случае ДТП необходимо законодательно возложить на автовладельцев, говорит и лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

"Если автомобиль неисправен, и это стало причиной ДТП, то нерадивый собственник должен нести финансовую и страховую ответственность, вплоть до уголовной, в зависимости от тяжести последствий", - заявил Лысаков "Интерфаксу".

Еще одним вариантом гарантии исправности автомобиля, по его мнению, было бы предоставление права автосервисам выдавать документ, гарантирующий соответствие автомобиля техническим нормативам.

"Таким образом, станции техобслуживания будут давать подтверждение, что они наблюдают, обслуживают этот автомобиль и несут ответственность за его состояние", - считает он.

В самарском отделении Всероссийского общества автомобилистов также считают, что отмена техосмотра автомобилей повысит ответственность водителей за состояние их машин и уберет лишних посредников, участвующих сейчас в действующей системе.

"Если автовладелец будет знать, что в случае ДТП, которое произошло по технической причине, он будет отвечать за последствия, это будет правильно", - заявил агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель самарского отделения общества Олег Мартин.

Между тем ряд автолюбителей высказываются против полной отмены техосмотра. Об этом, в частности, говорит заместитель председателя общества защиты автомобилистов Приморского края Константин Шатоба.

"Из ГИБДД техосмотр надо выводить. Но он все равно необходим, иначе на дорогах появится столько рухляди, что это скажется на общей безопасности движения", - сказал он.

При этом Шатоба подчеркнул, что процедура прохождения техосмотра не должна быть формальной. "Процедуру необходимо упростить, сделать ее доступной по цене, исключить возможность поборов, как это есть у нас в Приморье, и коррупционные схемы", - добавил собеседник агентства.

В кировском Союзе автомобилистов также считают необходимым упрощение техосмотра, но не полную его отмену. Вице-председатель совета общественного движения "Союз автомобилистов Кировской области" Артем Ситников отметил, что от состояния автомобиля зависит безопасность участников дорожного движения, поэтому полностью его отменять не стоит.

"Если отменить техосмотр, то транспортное средство может выехать на дорогу с существенными неисправностями. Техосмотр хотя бы обязывал владельцев держать машины в надлежащем состоянии. Не стоит рисковать жизнью, а упрощать техосмотр нужно", - считает он.

Против полного отказа от техосмотра выступают и свердловские автомобилисты. "У нас много недисциплинированных водителей, которые не понимают, что такое автомобиль - ездит и ладно, а также большое количество машин старше 10 лет, поэтому отменять техосмотр полностью будет неправильно", - заявил агентству "Интерфакс-Урал" представитель Свердловского отделения межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Анатолий Горлов.

"На мой взгляд, техосмотр нужен, он в какой-то степени защищает нас от появления на дороге совершенно "убитых" машин, у которых не работают тормоза и руль", - добавил Горлов.

В свою очередь в ФАР Татарстана предлагают даже оставить за ГИБДД контролирующую функцию, передав техосмотр в спецсервисы. При этом, говорит руководитель татарстанского представительства ФАР Рамиль Хайруллин, нужно обязательно оговорить, что такой сервисный центр не должен быть автомастерской.

"Их функции (центра и автомастерской - ИФ) нужно четко разделить, иначе при техосмотре будет "найдено" много нарушений, которые предложат тут же на месте за определенные деньги и исправить. Этого быть не должно", - пояснил он.

А за ГИБДД, по его мнению, можно оставить функцию контроля, обязательно подключив к ней общественные организации, например, региональные отделения ФАР. Гражданский контроль, считает он, крайне необходим, поскольку позволит избежать ряда коррупционных нарушений, например, покупку талона техосмотра.

Впрочем, подавляющее большинство автомобилистов России выступают за отмену процедуры прохождения технического осмотра автотранспорта. Как выяснил исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru, инициативу президента поддерживают 66% российских автовладельцев.

Большинство опрошенных объясняют свою точку зрения тем, что государственный техосмотр, являющийся сейчас обязательным, отнимает у владельцев машин массу времени, нервов и сил. Многие респонденты признаются, что на протяжении многих лет, дабы избежать волокиты, покупают ТО: "Все 3,5 года покупаю техосмотр. Смысла в нем не вижу совершенно".

Не одобряют инициативу президента упразднить обязательный техосмотр лишь 19% автовладельцев. "Процедура прохождения технического осмотра – единственный способ ограничить выезд на дороги машин в аварийном состоянии"; "Техосмотр нужен, но процедуру надо упростить и сделать так, чтобы она была честной. Чтобы всякие "ведра" ее пройти не могли", - считают они.

Обозреватель Анастасия Николаева