Interfax-Russia.ru – Запущено движение по 810-километровому участку трассы "Восток" от Москвы до Казани. В следующем году планируется построить еще 800 км автомагистрали.
Движение по всей протяженности 810-километровой новой скоростной платной федеральной автотрассы М-12 "Восток" от Москвы до Казани накануне запустила госкомпания "Автодор". Проезд открыли на семь месяцев ранее запланированного срока.
В церемонии открытия участвовали президент России Владимир Путин, курирующий строительную отрасль и возглавляющий набсовет "Автодора" вице-премьер Марат Хуснуллин, а также председатель правления госкомпании Вячеслав Петушенко и губернаторы регионов, по которым проходит М-12: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана.
"Теперь готова вся современная скоростная автострада между Москвой и Казанью — нашими крупнейшими деловыми, туристическими, культурными центрами. Дорога — а это более 800 км — займет примерно шесть с половиной часов, что почти в два раза быстрее, чем прежде. В целом, поездки на автомобиле на этом направлении станут более удобными и, что немаловажно, безопасными. Возрастут объемы и эффективность грузоперевозок, хороший стимул получит развитие внутреннего туризма", — отметил Путин в ходе церемонии запуска М-12.
Глава российского государства напомнил, что магистраль открывали поэтапно, в том числе в сентябре в строй был введен участок от Москвы до Арзамаса.
"Надежные транспортные артерии для России имеют принципиальное стратегическое значение, потому мы и договаривались, что наши планы в сфере дорожного строительства должны быть реализованы в полном объеме", — сказал президент.
В будущем трассу продлят до Екатеринбурга и Тюмени. Отдельное внимание, по мнению главы государства, должно быть уделено расшивке узких мест на маршруте "Россия" на территории Дальнего Востока, включая подъезды к Владивостоку.
Разрешенная скорость движения по четырехполосной М-12 — 110 км/ч. Запуск трассы позволяет сократить время в пути между Москвой и Казанью с 12 часов до 6,5 часов. На трассе созданы в общей сложности 323 искусственных сооружения: мосты, эстакады, развязки, зверопроходы и экодуки. В частности, из 88 возведенных мостов — крупные мосты через Волгу (3,4 км, Татарстан), Суру (930 м, Чувашия) и Оку (1,4 км, соединяет Владимирскую и Нижегородскую области). На М-12 на сегодняшний день функционируют 18 многофункциональных зон.
Дорога оснащена безбарьерной системой взимания платы "Свободный поток" и автоматизированной системой управления дорожным движением. Как отметил зампред правления "Автодора" по операторской деятельности Константин Макиев, на маршруте из Москвы на Казань можно съехать по нескольким развязкам, и в зависимости от этого будет немного различаться стоимость проезда по всей трассе. Так, при съезде на самой первой развязке, на Иннополис, весь маршрут без учета программы лояльности и скидок по транспондеру обойдется в 4 тыс. 481 рублей.
"Такая скидка может достигать 15%. И тогда для пользователей, следующих по этому маршруту, стоимость обойдется порядка 3 тыс. 800 рублей. Если съезжать на Казань в районе аэропорта, то стоимость проезда без учета скидки составит 4 тыс. 800 рублей. И также к этой сумме можно применить скидки при использовании программы лояльности — тогда стоимость составит порядка 4 тыс. 400 рублей", — уточнил Макиев.
Перед открытием магистрали за рулем по автомобильной дороге М-12 до Москвы проехал глава Татарстана Рустам Минниханов. Во время поездки глава региона оценил качество дорожного покрытия, сделал несколько остановок, чтобы проверить придорожную инфраструктуру: заправки, пункты питания.
"Вчера лично сам за рулем проехал до Москвы. Слова благодарности, такой дороги я не видел. Это вообще другое понимание", — сказал Минниханов, обращаясь к президенту России во время открытия последнего, татарстанского участка М-12.
Глава Татарстана сообщил, что посетил все службы сервиса.
"Все продумано. Система автоматического снятия денег работает, все на высшем уровне", — добавил Минниханов, уточнив, что по Татарстану проходят седьмой и восьмой участок, 142 км, 67 искусственных устройств и мост на 3 тыс. 362 м.
Накануне также состоялся исторический автопробег от московского до казанского Кремля, приуроченный к открытию движения по дороге М-12 "Восток" до Казани.
Как ранее подсчитал мэр Казани Ильсур Метшин, благодаря строительству трассы М-12 дополнительный туристический поток в Казань составит около 1 млн человек.
По его словам, строящаяся трасса станет драйвером развития территорий.
"Новая дорога также изменит облик наших городов. И, конечно, мы должны не пассивно ждать изменений, а быть продюсерами позитивных преобразований. С полным вводом трассы в эксплуатацию Казань еще раз подтвердит свою роль моста между Востоком и Западом", — отмечал мэр.
В свою очередь мэр Москвы Сергей Собянин во время церемонии запуска движения указал на то, что открытие новой скоростной федеральной автотрассы "Восток" улучшит транспортную связь шести регионов.
"Мы с вами открывали осенью южное направление скоростного диаметра, который как раз соединяет дорогу на Санкт-Петербург и на Казань. Вот я должен сказать, уже сейчас мы видим, в сутки проезжает по скоростному диаметру 366 тыс. машин, это вообще гигантский поток", — сказал Собянин.
Новая автотрасса на участке от Москвы до Казани, по его словам, "еще увеличит транспортную связанность, наши связи экономические, туристические, социальный потенциал раскроет наших регионов".
Скоростная дорога М-12 "Восток" Москва-Казань-Екатеринбург-Тюмень — это часть транспортного маршрута "Россия". Трасса пройдет по территории девяти регионов: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии, Татарстана, Башкирии, Пермского края, Свердловской и Тюменской областей. Общая протяженность трассы от Москвы до Тюмени составит 1 тыс. 961 км.
Строительство М-12 началось в 2020 году. Подрядчиками стали в основном крупнейшие российские инфраструктурные компании, с которыми осенью 2020 года были заключены договоры на проектирование и строительство этапов трассы как с единственными поставщиками: ООО "Трансстроймеханизация" (ныне входит в АО "Дороги и мосты"), АО "ДСК "Автобан", АО "Строийтрансгаз", АО "ВАД", китайская CRCC (ООО "СиАрСиСи Рус"), а также менее крупные привлеченные "Автодором" субподрядчики.
Общая стоимость М-12 от Москвы до Казани с этапа подготовки строительства в 2019 году до этапа активного ведения работ на всей ее протяженности к началу 2023 года выросла примерно в полтора раза. К середине 2022 года трасса подорожала примерно на 30%, до 800 млрд рублей. Вклад в это, в частности, внес скачок цен на стройматериалы в 2021 году, а также увеличение транспортных издержек, связанных с их подвозом на дорожные стройки. В начале 2023 года Счетная палата по итогам проверки сообщала, что окончательная стоимость трассы уже превышает 910 млрд рублей. В опубликованном в начале года пятилетнем плане дорожной деятельности (на 2023-2027 годы) общие расходы на трассу от Москвы до Казани оценивались в чуть более 900 млрд рублей.
В 2024 году М-12 планируется продлить до Екатеринбурга, а затем — до Тюмени.
"Дальше у нас задача — еще 800 км, запустить трассу до Екатеринбурга. (...) 17 часов будет время в пути от Екатеринбурга до Казани", — сказал Хуснуллин в интервью телеканалу "Россия 24".
По его словам, участок будет состоять из нескольких частей: обход Набережных Челнов, строительство около 300 км для соединения Башкирии и Свердловской области, расширение до Екатеринбурга. Также, добавил вице-премьер, в планах на 2024 год — строительство всех запланированных многофункциональных центров.
В рамках строительства М-12 "Восток" в следующем году планируется построить обход Тольятти и расширить трассу до границы с Оренбургом. В 2025 году и в дальнейшем планируется строительство дороги до Тюмени и обхода Тюмени, дороги до Омска и обхода Омска. Также в 2024 году должно завершиться строительство обхода Кемерова, уточнил Хуснуллин.