Interfax-Russia.ru – Первые россияне сменили оператора сотовой связи с сохранением номера. Пока услугу оказывают в тестовом режиме, а отладку системы обещают завершить в апреле.
В России отменено "мобильное рабство" – услуга переноса мобильного номера к другому оператору в пределах одного субъекта РФ (MNP) заработала с 1 декабря. Чтобы воспользоваться опцией, абоненту нужно написать заявление о переходе, а принимающая сторона обязана включить его номер в свой ресурс нумерации. В свою очередь оператор, от которого абонент уходит, обязан обеспечить передачу номера.
Спрос на услугу у частных пользователей сравнительно невелик: по данным Россвязи, за три дня действия MNP пожелали сменить оператора 1 635 абонентов из около 240 млн действующих sim-карт, зарегистрированных России.
К 9 декабря количество заявлений выросло до 6 356. Однако, по информации операторов, перейти к другому оператору фактически смогли только 12 абонентов. По данным "Известий", технические проблемы в собственной сети признало пока только ОАО "Ростелеком", остальные операторы сообщают, что их сети полностью готовы к переходам абонентов, и обвиняют в задержке конкурентов.
"На текущий момент в России есть сети, все еще не готовые воспринимать этот код (необходимый для переноса номера – ИФ)", - отметили в ОАО "Вымпелком".
МТС пока не рекомендует абонентам пользоваться услугой и назначает переключения на январь. Представитель оператора Дмитрий Солодовников сообщил "Интерфаксу", что система неотработана в целом: отсутствует полноценное общее тестирование базы данных номеров, взаимодействие с фиксированной телефонией, платежными системами, региональными операторами.
"В условиях MNP работоспособность услуг зависит от готовности всех операторов. То есть проблемы перешедшего к нам абонента будут, в первую очередь, с входящими звонками с других сетей, в большей степени это зависит от оператора-донора", - прокомментировали проблему в "Мегафоне".
Пока принять в свою сеть абонента без смены номера смог только "Вымпелком" и "Теле2 Россия". Первый абонент, номер которого перенесли в сеть, проживает в Челябинске.
Как сообщили "Ведомостям" менеджеры нескольких сотовых компаний, и подтвердил сотрудник одного из профильных ведомств, на прошлой неделе несколько сотен абонентов, пожелавших сменить оператора с сохранением номера, получили извещения об аннулировании своих заявок. В качестве причины операторы называют несовпадение персональных данных. На самом деле это значит, что в анкете нашли ошибку и признали заявление недействительным.
Кроме того, "Ведомости" отмечают, что операторы не только аннулировали заявки, но и активно жаловались друг на друга в Минкомсвязи. Среди главных претензий: нежелание передавать своих абонентов и намеренное игнорирование части клиентских заявок на смену сети. По информации издания, первым к министерству обратился "Вымпелком" с жалобой на ОАО "Мегафон", а на "Вымпелком" в свою очередь пожаловалась МТС. Однако "Российской газете" факт жалоб в министерство не подтвердили.
По закону смена оператора для абонентов-физлиц должна происходить через 8 дней после подачи заявления, для юрлиц - через 29 дней, но операторы активно оказывать эту услугу не спешат. В настоящее время система работает скорее в тестовом режиме. Переходный период продлится до 7 апреля 2014 года, до этой даты операторы могут самостоятельно устанавливать срок переключения, но не позднее, чем на 15 апреля.
Несмотря на то, что все операторы "большой тройки" и Tele2 заявили о готовности принимать и отдавать абонентов, фактически воспользоваться этой услугой не так просто - ждать придется не менее месяца. Так "Мегафон" при приеме заявлений устанавливает срок переключения на 9 января, МТС - на 10 января. "Вымпелком" 1 декабря назначил корреспонденту "Интерфакса", написавшему заявление о переходе из сети МТС, перенос номера на 15 января. А уже спустя три дня МТС проинформировала абонента по sms, что по техническим причинам перенос номера на другого оператора не выполнен.
Также неудачно закончились попытки корреспондентов "Интерфакса" перенести номера в сеть "Мегафон" из МТС и "Вымпелкома". "Мегафон" сообщил, что от обоих операторов-доноров не были получены подтверждения. МТС о ходе переноса номера из сети "Мегафона" корреспондента "Интерфакса" пока не проинформировала.
По данным консалтингового агентства AC&M, проникновение услуг сотовой связи в РФ на конец третьего квартала достигло 168%, при этом показатель оттока абонентов также остается высоким. То есть большинству людей "мобильное рабство" не мешало менять операторов, а смена номера не была критичной.
Однако, если массового оттока частных клиентов сотовые операторы не ожидают, в корпоративном сегменте ситуация может сложиться иначе. Для этих абонентов сохранение номера часто критически важно, и "мобильное рабство" было сильным сдерживающим фактором от смены оператора. По словам директора Сибирского региона ОАО "Вымпелком" Сергея Козерода, многие корпоративные клиенты очень часто жалуются на своего мобильного оператора.
"Их уже и так, и сяк обидели. Они плюются, но говорят: "Номер с 2001 года, не могу (сменить - ИФ)". Поэтому очень многие корпоративные клиенты очень ждут этой даты (введения MNP - ИФ)", - говорил он.
Сергей Козерод отметил, что компания начала вести активную борьбу за корпоративный сегмент рынка и работать на удержание старых клиентов.
По мнению гендиректора аналитического агентства Telecom Daily Дениса Кускова, основной плацдарм для MNP - это госзаказчики. С отменой "мобильного рабства" обострится борьба среди операторов на гостендерах. Поэтому, учитывая количество чиновников в России, около 20% корпоративных клиентов, государственных и частных структур, могут задуматься о смене оператора, полагает Кусков.
Глава Минкомсвязи Николай Никифоров также уверен, что будет серьезный передел этого рынка.
"Некоторые государственные тендеры уже выиграли новые операторы с условием сохранения номера с 1 января", - сообщил он в "Твиттере".
Однако, согласно опросу "Интерфакса", крупные корпоративные клиенты о новой услуге осведомлены, но пользоваться ею не торопятся. Их, в частности, отпугивают сложности с переводом прямых номеров, невозможность перевода номера из одного региона в другой, и трудность определения того, к какому оператору относится номер, на который произведен звонок.
Операторы серьезного перераспределения сил на корпоративном рынке не ждут.
"Перетекающие абоненты будут, но опыт других стран говорит, что этот всплеск проходит с точки зрения выручки достаточно незаметно", - отмечал начальник отдела продаж специальных услуг департамента бизнес-рынка МТС Александр Каменский.
Публичных рекламных акций, рассчитанных на массовый рынок, перед отменой "мобильного рабства" операторы также не проводили, несмотря на то, что оценкам Минкомсвязи, уже в первый год действия MNP им воспользуется порядка 4-6% российских абонентов, то есть, 9-15 млн человек.
По информации международной исследовательской компании EPSI Research Services, MNP захотят попробовать более 20% абонентов. Согласно исследованию, более 58% клиентов знают о введении услуги MNP.
"И, несмотря на заверения операторов сотовой связи об ожидаемом маленьком проценте (по разным оценкам от 1% до 5%) ее использования в России, мы не подтверждаем данные оценки. По результатам замера чуть больше 20% абонентов в России планируют использовать услугу MNP после ее введения", - заявили аналитики EPSI по итогам проведенного в сентябре-октябре опроса около тысячи абонентов.
Между тем, за первые 10 дней возможность сменить оператора без потери номера не вызвала ажиотажа ни у частных, ни у корпоративных клиентов. Возможно, ситуация изменится в апреле, когда завершится тестовый режим, а пока большинству абонентов, чтобы сменить оператора, придется подождать до января.
Обозреватель Александра Галактионова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"