Россия / Точка зрения 7 апреля 2015 г. 17:00

Остался без иммунитета

Interfax-Russia.ru – Депутаты Госдумы лишили неприкосновенности своего коллегу Илью Пономарева. Теперь в отношении него могут возбудить уголовное дело.

Решение о снятии с Пономарева депутатского иммунитета было принято на заседании парламента 7 апреля. Голосование по данному вопросу проводили в открытом режиме: 438 депутатов проголосовали за, один против, один воздержался.

Просьба об снятии неприкосновенности поступила в Госдуму 25 марта, и комитет по регламенту без долгих проволочек подготовил проект постановления, в котором дал свое согласие на лишение.

"Мы рекомендовали Госдуме дать согласие", - сообщил глава комитета Сергей Попов журналистам.

Самого Пономарева на заседании нижней палаты при обсуждении вопроса о лишении его неприкосновенности не было, хотя возможность его выступления предусмотрели. По словам депутата, который сейчас находится в США, он не может приехать в Россию.

"Я же не въездной", - пояснил Пономарев "Интерфаксу" по телефону.

Теперь против него могут возбудить уголовное дело по ст.33 и 160 УК РФ ("Соучастие в растрате").

"По версии следствия, Пономарев совершил пособничество Бельтюкову (старший вице-президент фонда "Сколково" Алексей Бельтюков - ИФ) в растрате денежных средств Фонда "Сколково" на сумму более 22 млн рублей", - сказал "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин.

В Генеральной прокуратуре РФ не исключают, что к ответственности по делу фонда "Сколково" могут быть привлечены новые фигуранты, а Пономарев в этом деле выступал только пособником.

"Там светятся и другие лица, это уже вопрос, как будет проведено расследование и какие будут собраны конкретные доказательства в отношении конкретных должностных лиц", - сказал в Госдуме первый замгенпрокурора РФ Александр Буксман.

Сам депутат считает себя полностью невиновным.

"Я абсолютно невиновен. К правосудию все эти действия не имеют никакого отношения", - сказал Пономарев "Интерфаксу".

Он уверен, что претензии правоохранительных органов к нему "исключительно политически мотивированны". В частности, Пономарев предположил, что это может иметь отношение к его "действиям по Восточной Европе и Украине" или вызваны желанием держать его подальше от России.

"Они меня хотят второй раз судить за то, за что они меня один раз уже судили. Это очень смешно", - добавил депутат.

Впрочем, по данным специалиста, юридически это возможно – то, что суд однажды удовлетворил гражданский иск "Сколково" и постановил Пономареву выплачивать штраф, вовсе не означает, что по тому же факту не может быть возбуждено уголовное дело.

"Правоохранительные органы, безусловно, могут возбуждать дело и просить о снятии депутатского иммунитета по своим основаниям, не ориентируясь на решения судов общей юрисдикции. Но если Государственная Дума снимает иммунитет, то дальше дело развивается по своей логике и в какой-то момент должно быть передано в суд, в возможность чего лично я не очень верю", - сказал Interfax-Russia.ru член Общественной палаты РФ, адвокат Артем Кирьянов.

По его мнению, в таких сложных отношениях как в данном случае – между "Сколково" и депутатом – проблематично выявить набор фактов, которые позволят суду вынести обвинительное заключение. "Даже если дело дойдет до суда, то я полагаю, что оно не будет иметь обвинительного заключения", - отметил адвокат.

По его словам, обвинение Пономарева в "соучастии в растрате" – формулировка, доказать которую практически невозможно. Ведь даже если депутат получил больше денег, чем обычно платят в таких случаях, в этом нет состава преступления, так как оплата производилась по договору сторон.

Начало начал

Началась "эпопея" разбирательств в сотрудничестве Пономарева с фондом "Сколково" с подачи лидера фракции ЛДПР Владимира Жириновского еще в марте 2013 года, когда он попросил проверить работу Пономарева парламентской комиссией по контролю за доходами и имуществом депутатов.

"В открытом режиме наша комиссия рассмотрит обращение Жириновского о том, что депутат Пономарев якобы получил деньги за привлечение в качестве инвестора Массачусетского университета в США к реализации проекта "Сколково", - сообщил "Интерфаксу" глава думской комиссии Николай Ковалев.

Инициатор обсуждения данного вопроса Жириновский требовал, чтобы Пономарева лишили депутатских полномочий.

Комиссия попросила проверить материалы по "Сколково" Генпрокуратуру, и очень скоро – уже в апреле – в отношении старшего вице-президента Фонда "Сколково" Алексея Бельтюкова было возбуждено уголовное дело, сообщил "Интерфаксу" в пресс-службе СКР.

"Как установлено следствием, в период с февраля 2011 по февраль 2012 года Алейсей Бельтюков из средств Фонда "Сколково" незаконно передал депутату Госдумы Илье Пономареву 750 тысяч долларов США (22 млн рублей – ИФ). Растрату такой крупной суммы Фонда Бельтюков пытался завуалировать, заключив от имени Фонда договоры с Пономаревым. В соответствии с этими договорами Пономарев за 300 тысяч долларов США должен был прочитать десять лекций в ряде городов России, а за 450 тысяч долларов США выполнить научно-исследовательскую работу", - отмечается в сообщении.

Сам Пономарев утверждал, что получил деньги на законных основаниях.

"Никакого события преступления во всем этом нет и быть не может. Ну а то, что в нашей стране из любого действия можно сделать уголовное дело, хорошо видно на примере суда над Навальным", - сказал Пономарев в эфире радиостанции "Коммерсант FM".

По данным СКР, Пономарев получил деньги за проведение курса лекций, однако фактически прочитал только две общим хронометражем менее получаса, сообщили в СКР.

"Думаю, что многим не потребуется даже заключений ученых-экспертов, чтобы оценить "размах и глубину научной мысли" господина Пономарева, выступившего с одной так называемой "лекцией" в Общественной палате 30 сентября 2011 года, весь хронометраж которой уложился в 12 минут", - говорится в сообщении СКР, поступившем в "Интерфакс".

Только после этого последовала официальная реакция самого фонда "Сколково".

"Если информация о недобросовестности господина Пономарева подтвердится, Фонд будет требовать от него в арбитражном порядке возврата незаслуженно полученных денежных средств и возмещения причиненного вреда", - говорилось в сообщении фонда, переданном в "Интерфакс".

В итоге представители фонда все же обратились в суд с иском, и Гагаринский суд Москвы 26 августа 2013 года постановил взыскать с Пономарева в пользу фонда "Сколково" 2,7 млн рублей. Как сообщалось, представители "Сколково" в суде настаивали на том, что Пономарев, с которым от имени фонда были заключены договоры на проведение лекций, из 10 лекций качественно провел лишь одну.

Пономарев в суде иск не признал и заявил, что работу выполнил качественно и полностью. Несколько его попыток обжаловать решение суда остались без удовлетворения, и ему пришлось оплачивать долг.

"Федеральная служба судебных приставов также арестовала все мои счета, активы. У меня нет квартиры, в которую я мог бы приехать. Съемная квартира отобрана из-за невозможности за нее платить. Я не получаю зарплату с августа. Карточка арестована, зарплату с нее забирают приставы в счет оплаты долга. Поэтому в мае долг должен быть погашен", - сообщил Пономарев в эфире "Русской службы новостей".

Отношение к данной ситуации высказал президент России Владимир Путин в ходе прямой линии с гражданами в 2013 году.

"Если кто-то получил непонятно за что деньги - я не знаю, имел ли этот гражданин на момент получения денег высшее образование, но даже если и имел, то никаких лекций, как говорят правоохранительные органы, фактически не читал, а все его труды являются компиляцией из интернета - дешевые, три копейки не стоят, тогда надо с этим разбираться", - продолжил глава государства.

Вместе с тем, он подчеркнул, что не утверждает ничью виновность, и правовую оценку должны дать правоохранительные органы.

Сам Пономарев неоднократно заявлял, что это дело – попытка надавить его за его оппозиционную деятельность (депутат проголосовал против присоединения Крыма к России, организовывал протестные шествия в Москве в 2011-2012 годах, вошел в Координационный совет оппозиции). Эксперты также не исключают политических мотивов.

"Политическая подоплека, конечно, есть, потому что без нее вряд ли стали бы лишать депутата неприкосновенности… Обычно наш парламент придерживается принципа "С Дона выдачи нет", и даже сейчас, когда Дума в значительной степени подконтрольна, приходится добиваться своего", - рассказал Interfax-Russia.ru политолог Павел Святенков.

Но при этом Святенков уверен, что острие конфликта направлено не только на Пономарева.

"Сколково", безусловно, политический проект, связанный со временем президентского сроком Дмитрия Медведева, и поэтому дискуссия вокруг проекта время от времени разгорается. Видимо, мы имеем дело с очередным обострением. Мы видим, что Сколково начиналось как яркий проект, который сейчас скатывается в упадок и дело Пономарева – еще одно тому свидетельство", - заключил Святенков.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"