Interfax-Russia.ru - Реформу системы госуправления запланировали на начало 2021 года. Штаты министерств и региональных подразделений планируют сократить на 5-10%, а несколько агентств упразднить.
О грядущей оптимизации системы госуправления председатель правительства РФ Михаил Мишустин сообщил на совещании с вице-премьерами.
"Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент", - заявил он, предложив начать оптимизацию системы управления с 1 января и "не растягивать ее", а провести за три месяца - до 1 апреля.
Мишустин напомнил, что речь о необходимости оптимизации системы госуправления заходит уже не в первый раз, но сроки проведения административной реформы неоднократно переносили по разным причинам, в том числе, из-за ситуации с коронавирусом.
Он отметил, что "нужен не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов, и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти".
По словам Мишустина, была проанализирована работа всех федеральных органов исполнительной власти, которые находятся в ведении правительства, и подведомственных отдельным министерствам, и подготовлены решения по их оптимизации.
Так, заметил премьер, в настоящее время около 20% должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными. Поэтому, считает он, в центральных аппаратах, где около 20% вакансий, штат должен быть сокращен на 5%.
"В территориальных же органах ведомств сегодня среднее количество вакансий около 18%. Принято решение о сокращении штата в них на 10%, и делать будем это за счет, в основном, вакантных позиций", - рассказал глава правительства.
Мишустин сообщил, что вопросами, связанными с проведением реформы, будет заниматься специально созданная рабочая группа, а доклад об итогах реформы должен лечь на стол председателя правительства к 1 мая.
"Все министерства и ведомства, их территориальные органы должны соответствовать рекомендованному стандарту, а их структура будет зависеть от численности всего ведомства", - отметил он.
Согласно утвержденным параметрам, численность структурных подразделений в министерствах по новым требованиям должна составлять не меньше 40 штатных единиц, служб и агентств - не менее 25 единиц, отделов в составе департамента или управления - не менее 5 единиц, самостоятельного отдела - не менее 10. Для обеспечивающих подразделений устанавливается ограничение - не более 30% общей численности сотрудников.
Отдельное требование касается заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти: каждый из них должен координировать работу не менее двух департаментов или управлений.
В настоящее время есть министерства, в которых заместители министра курируют работу только одного департамента. Например, в Минэкономразвития есть три таких замминистра, аналогичная ситуация в Минэнерго. В некоторых министерствах, в том числе в Минприроды и Минпромторге, по одному заму, курирующему менее двух департаментов.
Отклонение от установленных параметров допускается в особых случаях решением специальной подкомиссии по вопросам оптимизации структуры и численности федеральных органов исполнительной власти правкомиссии по проведению административной реформы.
Предложения об оптимизации структуры и штатной численности руководители федеральных министерств и ведомств должны направить в аппарат правительства и Минфин до конца недели.
Между тем, по данным газеты "Известия", правительство РФ в ходе объявленной оптимизации системы госуправления рассматривает и вариант сокращения нескольких ведомств, в частности Роспечати и Россвязи.
"Насколько мне известно, обсуждается вопрос оптимизации структуры Минцифры. Я думаю, что это дело ближайшего будущего. Помимо самого министерства, есть два агентства и одна служба. К службе (Роскомнадзору) вопросов нет и быть не может. А вот что касается Роспечати и Россвязи - их будущее в правительстве обсуждается. Я не за или против их сокращения, просто констатирую факт, что это рассматривается", - сообщил изданию председатель комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
При этом близкий к кабинету министров источник подтвердил "Известиям", что несколько федеральных агентств в следующем году действительно могут исчезнуть.
Процесс оптимизации системы госуправления начинался неоднократно. Так, в 2010 году Дмитрий Медведев, занимавший пост президента РФ, наметил сокращение за три года на 20% числа чиновников, подконтрольных президенту. О намерении сократить аппарат чиновников на 10% Медведев, уже будучи премьер-министром, заявлял и в 2014 году.
Весной 2019 года на необходимость сокращения аппарата госслужащих обращали внимание в Минфине. Тогда замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко сообщала о планах сокращения за два года численности сотрудников территориальных органов на 15%, а центрального аппарата - на 10%.
"Это делается для того, чтобы в том числе найти ресурсы для изменения системы оплаты труда. Мы не можем на эту большую разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда. А у нас стоит такое поручение - вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень", - объяснила Нестеренко логику планируемых сокращений.
Причем, по ее словам, в перспективе систему госуправления ждут и более значимые изменения - после формирования реестра полномочий и функций государственных органов будет изменена структура государственного управления.
Однако пресс-секретарь премьер-министра РФ Олег Осипов тогда опроверг грядущее сокращение штата госслужащих, заявив, что окончательное решение по этому вопросу не принято.
Заявление коллег из министерства финансов РФ он назвал несколько преждевременным, пояснив, что идет обсуждение разных концепций и подходов к реформированию, и о выработанных предложениях будет доложено главе государства.
Между тем в Минфине предлагали задуматься и о возможности сокращения числа надзорных органов. "Очень много надзорных органов, и, может быть, нам одновременно с так называемой "регуляторной гильотиной" посмотреть еще раз на предмет сокращения их количества", - отмечал в ноябре 2019 года первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов.
По его словам, предложение сократить число надзоров вписывается и в те решения, которые приняты по оптимизации численности госслужащих.
Эксперт по госуправлению - директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС - Владимир Южаков считает инициативу кабмина по оптимизации численности гражданских служащих давно назревшей и своевременной.
Вместе с тем он опасается, что нынешнюю реформу может постигнуть участь предыдущих, когда параллельно с сокращением численности госаппарата шла "экспансия полномочий органов власти и увеличение их численности под новые полномочия и задачи, так что в целом в масштабах десятилетий госаппарат разрастался".
По мнению Южакова, чтобы новые сокращения сработали на предотвращение последующего, компенсационного роста, необходимы меры по ограничению дальнейшего расширения полномочий госорганов, даже если такое расширение кажется обоснованным.
Он привел данные исследования РАНХиГС, проведенного в середине 2010-х годов, согласно которым должностная структура федеральных ведомств крайне не сбалансирована: "Фактически на каждого чиновника "с передовой", то есть оказывающего либо госуслуги, либо выполняющего другие прямые функции госорганов, в среднем приходится один служащий, занятый обеспечением этой структуры, и еще управленец (начальник отдела и выше). По нашим подсчетам, количество кадров, которые тогда были заняты либо управлением, либо обеспечением, от ведомства к ведомству колебалось от 4,5 до 70% от общей численности".
Эксперт отметил, что подход к оптимизации штата, который избрало правительство, направлен прежде всего на сокращение именно этого звена, так что можно надеяться на повышение и эффективности бюджетных расходов, и отчасти на результативность деятельности госорганов, например, за счет укрупнения структурных подразделений и упрощения внутренних согласований.
При этом, считает Южаков, для того чтобы стать полновесной реформой, предложенный пакет должен устанавливать не только набор мер, но и планку по повышению результативности.