Россия / Точка зрения 12 апреля 2013 г. 22:10

Огласили часть списка

Interfax-Russia.ru – Власти США опубликовали открытую часть "списка Магнитского", в которой оказалось 18 фамилий. Администрация Обамы в этом вопросе оказалась благожелательней Конгресса.

Вечером 12 апреля власти США опубликовали открытую часть "списка Магнитского", в которую вошли фамилии 18 человек. Причем, среди них оказались не только россияне, но и уроженцы Украины, Азербайджана и Узбекистана.

Так, например, в публичной части списка значатся сотрудники правоохранительных органов, имевшие, по версии составителей списка, отношение к расследованию уголовного дела в отношении Сергея Магнитского: следователи Павел Карпов, Олег Сильченко, бывший высокопоставленный сотрудник Следственного комитета МВД, а ныне замполпреда президента в СЗФО Олег Логунов.

Кроме того, в "список Магнитского" вошли также уроженец Чечни Леча Богатырев, житель Подмосковья Алексей Дроганов, уроженец Чечни Казбек Дукузов, москвичка Елена Химина, москвич Дмитрий Комнов, житель Подмосковья Алексей Криворучко, уроженец Баку Артем Кузнецов, москвичи Андрей Печегин, Сергей Подопригоров, украинец Иван Прокопенко, москвичка Елена Сташина, сотрудница налоговой инспекции Ольга Степанова, возглавлявшая налоговую инспекцию 28 Москвы; москвич Дмитрий Толчинский, москвичка Светлана Ухналева и уроженка Мичуринска Наталья Виноградова.

В публичной части списка не оказалось ни одного высокопоставленного российского чиновника или парламентария. Многие из попавших список уже не работают на своих должностях.

Ограничительный подход

В декабре 2012 года американский Конгресс принял "закон Магнитского". Согласно ему, США ввели визовые и финансовые ограничения в отношении лиц, причастных, по мнению американской стороны, к смерти юриста фонда Hermitage capital Сергея Магнитского в московском СИЗО и к нарушению прав человека в России.

В ответ российские власти приняли "закон Димы Яковлева", запрещающий американским родителям усыновлять российских детей. Кроме того, в марте 2013 года Следственный комитет России закрыл уголовное дело по факту смерти Магнитского с формулировкой "за отсутствием события преступления". По данным следствия, Магнитский умер от острой сердечнососудистой недостаточности.

Согласно принятому американскими конгрессменами закону, в течение 120 дней должен был появиться соответствующий "черный" список невъездных в США россиян. Дата его появления истекала 13 апреля. "Закон Магнитского" позволял администрации США засекретить ряд фигурантов списка в целях национальной безопасности. Но американцы объявили, что частично "список Магнитского" все же будет опубликован.

В начале апреля президент США Барак Обама поручил госдепартаменту и министерству финансов завершить подготовку списка. По мнению главы российского МИД Сергея Лаврова, время для публикации "списка Магнитского" было выбрано неудачно – в середине апреля Москву посетит советник президента США по безопасности Том Донилон. Он, как ожидается, привезет российскому президенту Владимиру Путину послание от своего коллеги, касающееся возобновления "перезагрузки" двусторонних отношений.

По мнению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, появление "списка Магнитского" негативно отразится на российско-американских переговорах. Вместе с тем, заверил Песков, у двустороннего сотрудничества сохраняются перспективы.

В Москве пообещали ответить на публикацию аналогичным списком невъездных американских чиновников. Как заявил еще до публикации списка глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков, ответный российский список уже готов, и в нем примерно 100 фамилий.

По данным российского парламентария, американцы обсуждали два варианта списка.

В одном из них - так называемом "списке Макговерна" - предложено 280 фамилий, среди которых был, например, генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. В ответном случае Россия также намеревалась включить в список американских высокопоставленных лиц.

По мнению Пушкова, публикация такого варианта списка маловероятна на фоне предстоящего приезда советника президента США по безопасности. "Я хотел бы надеяться, что число людей в "списке Магнитского" будет ближе к минимальному варианту, чем к максимальному", - заявил он накануне публикации списка.

Стоит отметить, что за публикацию более жесткого варианта Макговерна выступали не только в Конгрессе. За него, в частности, ратовали в стратегическом исследовательском институте США Heritage Foundation, занимающемся исследованием международной политики.

По мнению старшего научного сотрудника института Ариэла Коэна, хоть госдепартамент США и пытается избежать охлаждения отношений с Кремлем, "последнее, что должна делать администрация - это показывать Москве слабость или подрывать решения Конгресса, изложенные в "акте Магнитского".

После публикации списка глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков заявил, что администрация Обамы, не желая портить отношения с Россией, ведет себя разумнее, чем Конгресс.

Политический вопрос

Сами российские чиновники по-разному относятся к своему возможному присутствию в "списке Магнитского".

Так, например, глава Мосгорсуда Ольга Егорова в начале апреля заявила, что ей было бы обидно попасть в пресловутый список.

"Я ни одной жалобы Сергея Магнитского не разбирала. Если они (авторы списка - ИФ) считают, что я виновна в смерти Магнитского, это неправильно. Если считают человека виновным, надо его судить", - заявила Ольга Егорова в интервью программе "Центральное телевидение" телеканала НТВ.

Напротив, лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил о том, что будет только рад своему попаданию в список.

"Меня пускай сто раз вставят в любой "список Магнитского". Я буду радоваться, наслаждаться, что враг признал меня достойным, чтобы со мной бороться", - сообщил Жириновский, выступая в Общественной палате. Вместе с тем, по его словам, американцы всегда давали ему визу.

В свою очередь, лидер "единороссов" Ленинградской области, депутат местного Законодательного собрания Владимир Петров сам попросил американского президента включить его фамилию в "список Магнитского".

"В связи с вашей недавней инициативой, касающейся так называемого "списка Магнитского", был бы признателен, если бы вы сочли возможным удовлетворить мою просьбу - занести и мою скромную персону в этот лист", - написал депутат на своей странице в Facebook, подчеркнув, что обращается не по чьему-либо поручению, а от себя лично.

Депутат приложил свои паспортные данные и подписался под обращением.

По мнению Владимира Петрова, Бараку Обаме и его коллегам "нет никакой эмоции до самого Магнитского - это лишь инструментарий для пикировки, как мячик для бейсболиста".

Между тем, в российском внешнеполитическом ведомстве считают, что к появлению закона Магнитского причастен глава инвестфонда Hermitage capital Уильям Браудер.

"Так случилось, что несчастный Сергей Магнитский работал на него. И уголовное дело, заведенное на Уильяма Браудера, распространялось и на его юриста Сергея Магнитского", - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу RTVI.

По его словам, "активнейшим образом этот закон лоббировал на Капитолийском холме Уильям Браудер, а потом он носился по всем странам Европы и предлагал "антимагнитские законы" принять в европейских парламентах".

Сам Лавров назвал смерть Магнитского ужасной трагедией. "Когда в тюрьмах умирают люди - это очень плохо. Тем более, что человек не смог получить возможность доказать свою правоту или наоборот. Это всегда плохо, и не только, когда умирают у нас в тюрьме", - отметил он.

Между тем, за решением принять закон и опубликовать список Лавров видит враждебные России силы.

"В том, что Конгресс буквально "продавил" даже более жесткий вариант, чем изначально предлагал Бенджамин Кардин (сенатор США, внесший законопроект "имени Магнитского" - ИФ), вижу в известной степени не только проявление традиционно присутствующей на Капитолийском холме русофобии, но и желание "насолить" президенту Бараку Обаме, который последовательно стремился делать российское направление во внешней политике одним из приоритетных, в чем достигнут немалый результат", - добавил Сергей Лавров.

С появлением публичной части списка стало ясно, чьи силы в американской политике, хотя бы видимо, взяли верх. Между тем, в МИД заявили, что даже такой вариант негативно скажется на отношениях двух стран. Как ожидается, реакция российского внешнеполитического ведомства на американское решение будет оперативной.

Обозреватель Алексей Дружников