Interfax-Russia.ru — Первые базы для запуска дронов появятся в 2024 году в 9 поселках и городах Чукотки и Ямала. К 2025 году инфраструктурой для работы с беспилотниками оснастят еще 20 аэродромов.
Минтранс РФ подготовил паспорт федерального проекта, посвященного развитию инфраструктуры и обеспечению безопасности полетов беспилотных авиационных систем (БАС), сообщает газета "Известия".
"Министерство выбрало первые девять населенных пунктов, аэродромы которых будут оснащены "унифицированной инфраструктурой связи, навигации, наблюдения для обеспечения полетов БВС (беспилотных воздушных систем)". Это Анадырь, Беринговский, Марково, Канчалан (Чукотский автономный округ, ЧАО), Салехард, Салемал, Панаевск, Питляр и Лопхари (Ямало-Ненецкий автономный округ, ЯНАО)", — говорится в публикации.
Определиться с техническими и финансовыми параметрами проектов по оснащению посадочных площадок в указанных населенных пунктах Минтранс планирует в 2023 году, а внедрить сами инфраструктурные комплексы — в 2024-м. В 2025 году в программу включат еще 20 аэродромов, в 2026-м добавят еще 58, а к 2030 году подобные базы дронов должны появиться на 290 аэродромах.
"Известия" отмечают, что в проекте Минтранса также фигурируют и другие регионы России: Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Камчатка, Татарстан, Башкирия, Самарская, Томская, Московская, Ленинградская, Свердловская и Ростовская области. На местных аэродромах также планируется внедрить инфраструктуру для приема и выпуска БВС, а также их наземного и технического обслуживания.
Согласно паспорту проекта, оснащением площадок под беспилотники займется Росавиация и подведомственное ей ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД). При этом будущие маршруты следования дронов предложит "Почта России".
Как пояснил "Известиям" советник генерального директора НИЦ "Аэроскрипт" (занимается аэронавигацией для БАС — ИФ) Владислав Шифрин, комплексы, которые планирует внедрить Минтранс, — это радиотехническая инфраструктура, размещенная и на борту, и на земле, и, может быть, даже в космосе. Она позволит "задействовать дроны в общем информационном поле", включая управление воздушным движением.
В свою очередь директор центра развития системы технологических конкурсов Фонда поддержки проектов (ФПП) "Национальной технологической инициативы" (НТИ) Юрий Молодых объяснил, почему внедрение беспилотных авиационных систем начнется именно с отдаленных регионов.
"Именно в таких условиях экономически целесообразно начинать внедрять БАС. Низкая плотность населения и интенсивность полетов в этих регионах снижают риски в случае возможных падений дронов", — приводит газета слова эксперта.
Как сообщалось, в марте 2022 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о начале эксперимента по внедрению беспилотных авиационных систем в ряде регионов России. Изначально в список вошли Томская область, Камчатский край, а также Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В этих регионах был установлен особый экспериментальный правовой режим по эксплуатации БАС. В соответствии с ним, беспилотники предполагается использовать для перевозки грузов, для проведения аэрофотосъемок и авиахимических работ (для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве), а также в лесном хозяйстве, включая борьбу с пожарами и незаконной вырубкой.
При этом, в Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах беспилотники, прежде всего, будут задействованы для доставки почты и грузов и проведения аэрофотосъемки. Эксперимент здесь проходит под эгидой "Почты России", которая должна открыть 48 маршрутов для авиаперевозок в 64 населенных пункта и увеличить скорость доставки в 1,8 раза.
А вот в Томской области, согласно постановлению правительства, беспилотники могут не только участвовать в перевозке грузов и проведении фотосъемок, но также выполнять авиахимические работы для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве.
Эксперимент по внедрению беспилотных авиационных систем продлится три года. По его результатам будет принято решение о дальнейшем развитии беспилотной авиации в России.
В апреле 2023 года к эксперименту присоединилась Башкирия.
"Приоритетная задача, решаемая в рамках экспериментального режима в республике — снятие ограничений эксплуатации БАС массой более 30 кг. Это решение позволит снизить затраты и повысить урожайность сельскохозяйственных культур, повысить эффективность охраны и воспроизводства лесов, сократить логистические издержки доставки грузов, улучшить экологию и снизить транспортную нагрузку", — сообщил премьер-министр республики Андрей Назаров.
По данным местных властей, в настоящее время в регионе разрабатывается система управления опытным районом (СУОР), оператором опытного района выступает инициатор проекта — АНО "Центр стратегических разработок Республики Башкортостан", а внедряемая цифровая инновация — специальный сервис по хранению и обработке данных о совершаемых полетах — разработка ООО "Флай Дрон". СУОР позволит оперативно согласовывать миссии беспилотных воздушных средств со всеми заинтересованными структурами и органами власти. Первые полеты запланированы уже на этот месяц.
Отмечается, что пока что Башкирия остается единственным субъектом в стране, где возможна коммерческая эксплуатация тяжелых агродронов в сельском хозяйстве, наряду с беспилотниками массой более 30 кг, в мониторинге линейных объектов, лесном хозяйстве и грузоперевозках.
Ранее сообщалось, что правительство РФ до 1 сентября 2023 года должно подумать над увеличением числа территорий с экспериментальным режимом для беспилотных авиационных систем. Такое поручение дал президент РФ Владимир Путин по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта", состоявшейся в конце ноября прошлого года. Оно должно быть проработано совместно с ассоциацией "Альянс в сфере искусственного интеллекта".
По данным ассоциации "Аэронекст", в 21 российском регионе из соображений безопасности введен запрет на применение беспилотников. Убытки от данной меры только в этих субъектах в 2023 году составят около 3-3,5 млрд руб., или 20% от объема рынка. Такие запреты, по их мнению, мало эффективны, так как "существуют де-факто только на бумаге и реального злоумышленника не остановят" — нужно перестроить нынешнюю систему противодействия противоправному применению дронов.
"17 января ассоциация подготовила и направила соответствующее обращение президенту РФ Владимиру Путину, заявив о своей готовности представить конкретные предложения по этому вопросу и обеспечить разработку и представление на испытания доверенным структурам соответствующих технологий и технических решений", — сообщил "Аэронекст" в своем телеграм-канале.