Interfax-Russia.ru — Новое научное судно для работы в Арктике и Антарктике построят в России. Ожидается, что оно прослужит не менее 30 лет.
АО "Адмиралтейские верфи" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) и Росгидромет в начале марта подписали контракт на строительство научно-экспедиционного судна (НЭС) "Иван Фролов". Оно заметит действующее НЭС "Академик Федоров", созданное в 1987 году финской компанией "Раума-Репола".
"Новое научно-экспедиционное судно "Иван Фролов" необходимо для бесперебойной работы Антарктических экспедиций. У нашей страны на континенте размещено пять круглогодичных станций и пять сезонных баз. Нынешнее судно, которое доставляет полярников и грузы в Антарктиду (НЭС "Академик Федоров" — ИФ) уже устаревает и осталось как раз немного времени, чтобы ввести в строй новое судно", —- цитирует пресс-служба Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова.
По его словам, "Иван Фролов" объединит в себе танкер, ледокол, пассажирское, грузовое и научное судно.
Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков в свою очередь сообщил, что проектировать судно будут весь 2023 год, закладка начнется в 2024-м.
"У нас есть достаточно обширный график работы, он расписан до декабря 2028 года. (...) У нас контракт на проектирование и строительство — проектирование будет длиться весь этот год, закладывать судно будем в следующем году", — сказал он.
По его словам, судно поможет отслеживать ситуацию с изменением климата.
"Антарктида для науки — это очень важно, тем более, что сейчас все говорят об изменении климата, и нам надо к этим изменениям адаптироваться. А чтобы адаптироваться, нужно понимать, как климат сможет меняться. Как раз научные исследования в Антарктиде будут способствовать пониманию, как менялся климат в прошлом, и что с ним будет в будущем", — пояснил руководитель службы.
Шумаков отметил, что НЭС "Иван Фролов" будет лучшим в своем классе. Проект также создаст до 30 тыс. новых рабочих мест, а при строительстве судна используют много комплектующих российского производства.
"Новый российский научный флагман ждет великое будущее. Он будет оставаться на службе 30 или даже 40 лет — до 70-х годов 21 века, а значит, он станет участником грандиозных событий, связанных с российскими научными проектами и победами в Арктике и Антарктике", — подчеркнул директор ААНИИ Александр Макаров.
Ученый также выразил уверенность, что "судно на десятки лет расширяет горизонт возможного планирования научных исследований, а для молодых ученых".
Как отметили в институте, НЭС "Иван Фролов" станет четвертым по счету судном научно-экспедиционного флота ААНИИ и будет использоваться для проведения морских научно-исследовательских работ, а также перевозки необходимых для полярников грузов и доставки к полюсам групп исследователей. Распоряжение о выделении 39,7 млрд рублей в 2023-2028 годах на его строительство премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал в конце декабря 2022 года.
Судно будет соответствовать классу Российского морского регистра судоходства Arc7. Его длина составит почти 165 метров, водоизмещение — около 25 тыс. тонн, дедвейт — около 9 тыс. 200 тонн.
Новое НЭС сможет вместить до 240 человек, включая 70 членов экипажа и до 170 ученых и сотрудников авиаотряда. Также на борту разместятся 20 научных лабораторий и вертолетный комплекс, способный принимать и обслуживать вертолеты Ми-8, Ми-38 или Ка-32.
Благодаря своей погрузочной технике НЭС сможет высадить экспедицию на необорудованный берег и на лед. В зависимости от потребности и приоритета исследований в полярных широтах, ученые на борту "Ивана Фролова" смогут вести различные проекты, изучая, например, океанское дно, атмосферные явления и космос.
Планируется, что строительство судна завершиться в 2028 году. После необходимых испытаний его передадут в эксплуатацию Арктическому и Антарктическому научно-исследовательскому институту.
В настоящее время в составе научно-экспедиционного флота ААНИИ три судна: вышеуказанный НЭС "Академик Федоров", а также НЭС "Академик Трешников" и ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс", которая способна до двух лет автономно дрейфовать в высоких широтах Северного Ледовитого океана. На борту этой полярной станции расположено 16 научных лабораторий, на базе которых ученые могут проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения.
Как сообщалось, контракт на проектирование и строительство данной платформы "Адмиралтейские верфи" и Росгидромет заключили в апреле 2018 года. Судно заложили в апреле 2019 года. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне Арктического и антарктического НИИ. На воду судно спустили в декабре 2020 года. В мае 2022 года ледостойкая платформа вышла на ходовые испытания, а в августе судно передали заказчику для эксплуатации, и уже в октябре 2022 года дрейфующая полярная станция "Северный полюс" начала работать в Северном Ледовитом океане. В частности, в Арктику на новой платформе отправилась экспедиция "Северный полюс-41". Предполагаемое генеральное направление дрейфа платформы проходит через приполюсный район в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама ЛСП своим ходом придет в Мурманск.
"Основная задача на ближайшие, наверное, лет пять — получение данных прямых наблюдений за природной средой, погодой и климатом, для уточнения прогностических моделей погоды, климата для трасс Северного морского пути", — сказал Александр Макаров.
Глава ААНИИ также отметил, что ЛСП рассчитана на эксплуатацию в течение десятилетий.
"Важный элемент идеологии этой платформы заключается в том, что ее срок службы составляет 25-30, может, 40 лет. Естественно, мы не можем сейчас знать, что будет важно через 30 лет и актуально. Соответственно, мы все лаборатории сделали по модульному принципу, чтобы они могли быть очень быстро и без особых затрат переоборудованы под актуальные научные задачи", — рассказал Макаров.
Длина ЛСП — 67,8 м, ширина — 22,5 м, водоизмещение — около 7,5 тыс. тонн, мощность энергетической установки — до 3,6 МВт, скорость — более 10 узлов. Платформа может двигаться во льдах без ледокола, а также принимать на свою вертолетную площадку тяжелые вертолеты типа Ми-8АМТ (Ми-17). Срок эксплуатации станции - 30-35 лет (с учетом среднего ремонта). Топливная автономность ЛСП — 720 суток. На станции могут комфортно проживать и работать экипаж и ученые при температуре до минус 50 градусов Цельсия и влажности 85%. В корпус судна встроены специальные датчики, учитывающие воздействие от сжатия льда.
Вместе с тем, в ноябре 2022 года стартовала очередная Российская антарктическая экспедиция (РАЭ). На судне "Академик Фролов" в Антарктиду отправилось 259 человек: ученые ААНИИ, сотрудники компании "Запсибгазпром" (обеспечивает сборку нового зимовочного комплекса станции "Восток") и представители других научных организаций.
По данным института, маршрут полярников пройдет через Бремерхафен и Кейптаун, а финишной точкой станет станция "Прогресс". Экспедиция продлится около семи месяцев и завершится к середине июня 2023 года. Основной научной задачей ее участников является комплексное изучение природной среды Антарктики в условиях меняющегося климата. В частности, в этом году в центральной Антарктиде наблюдалось уникальное явление — занос волны тепла.