Interfax-Russia.ru — Минпромторг ищет партнера для проекта электрокара E-Neva. Партнерскую поддержку проекту готов оказать "АвтоВАЗ".
Электрокроссовер E-Neva — разработка концерна ВКО "Алмаз-Антей". Прототип разработанного петербургским Обуховским заводом (входит в "Алмаз-Антей) электрокроссовера вице-премьеру — главе Минпромторга Денису Мантурову показали еще в прошлом году, когда он посещал Нижегородский завод 70-летия Победы, также входящий в ВКО.
Английская буква "Е" в названии отечественной разработки обозначает сокращение от "Electric", слово "Neva" — главную реку северной столицы. Параметры электрической силовой установки — 495 л.с. По данным разработчиков, с места до 60 км/ч автомобиль разгоняется за 2,7 секунды и проезжает без подзарядки до 463 км. Максимальная скорость — 197 км/ч.
Накануне экспериментальный образец электрокара E-Neva в присутствии Мантурова показали президенту РФ Владимиру Путину во время его визита на Обуховский завод.
Позже вице-премьер сообщил журналистам, что сейчас обсуждается экономика проекта.
"Рассчитываем найти в ближайшие несколько месяцев индустриальных партнеров и до конца просчитать экономический эффект. Считаем, что у него (проекта — ИФ) есть перспективы", — сказал Мантуров.
По его словам, кроссовер может быть рассчитан не на премиальный, а на среднеценовой сегмент, так как "задача стоит обеспечить внутренний рынок и граждан, которые заинтересованы в приобретении транспорта".
Между тем ранее на "АвтоВАЗе" заявляли, что готовы рассмотреть проект электромобиля E-Neva как партнерский в контексте загрузки мощностей бывшего петербургского завода Nissan. Японский концерн после ухода из РФ передал завод подведомственному Минпромторгу ФГУП "НАМИ", которое, в свою очередь, в ближайшее время должно передать 100% его акций "АвтоВАЗу".
Президент компании Максим Соколов в январе подтвердил озвученные ранее планы компании наладить с помощью привлеченного технологического партнера производство в Петербурге нескольких моделей автомобилей под брендом Lada во втором полугодии 2023 года, а также планы локализации моделей в 2024-2026 годах, включающие привлечение кластера поставщиков из Петербурга и Ленобласти. Он подчеркнул, что новая для завода площадка обладает высоким потенциалом, и компания готова рассматривать для нее дополнительные партнерские проекты, к примеру, по производству созданного в Санкт-Петербурге электромобиля.
Тем временем в дилерские центры столицы уже начали поступать электрические "Москвичи". Как рассказал "Российской газете" один из менеджеров автосалона, пока доступны только две машины "Москвич 3е": одна белого цвета, а другая — красного. Но в ближайшее время ассортимент будет расширен. Цена электромобиля — от 3 млн 500 тыс. рублей.
"Москвич 3е" оснащен синхронным двигателем номинальной мощностью 68 л.с. Электромотор выдает 150 л.с. и 340 Нм. Емкость тяговой батареи — 55 кВт∙ч, паспортный запас хода — 410 км. Привод — передний.
В текущем году "Москвич" планирует довести объем производства электромобилей до 10 тыс., а в 2024 году, когда завод перейдет на метод полного цикла (со сваркой и окраской кузовов), с конвейера должно сойти 20 тыс. таких машин.
Также в прошлом году серийный выпуск электромобилей под брендом Evolute начал липецкий "Моторинвест". Первой моделью, сошедшей с конвейера автопроизводителя, стал седан Evolute I-Pro. Электромобиль оснащен тяговой батареей емкостью 53 кВт, запасом хода в 420 км (по циклу NEDC), мощностью электродвигателя 150 л.с. и крутящим моментом 260 Нм. Как отмечалось в ряде СМИ, электромобиль Evolute I-Pro создан на базе китайского Dongfeng Aeolus E70.
Уже в октябре прошлого года официальные дилеры начали прием заказов на эту модель, а в ноябре 2022 года стартовали продажи кроссовера Evolute i-Joy. По итогу IV квартала 2022 объем производства составил более 1 тыс.700 электрокаров.
В 2023 году компания готовится представить на рынок три новых модели. Так, во II квартале запланировано начало производство электрокроссовера Evolute i-Jet, электроминивена Evolute i-Van и еще одного кроссовера.
ООО "Моторинвест" подписал СПИК 2.0 с Минпромторгом РФ и Липецкой областью в марте прошлого года. Специнвестконтракт стал первым в РФ в области производства электротранспорта. Мощности липецкой компании рассчитаны на сборку до 100 тыс. электромобилей в год по полному циклу. Инвестиции производителя превысят 13 млрд рублей за 11 лет действия контракта.
Кстати, рынок новых электромобилей в России в 2022 году установил рекорд. По данным аналитического агентства "Автостат", за весь прошлый год россияне купили 2 тыс. 998 новых легковых электромобилей, что на 33% больше, чем годом ранее.
Самой популярной маркой в этом сегменте, как и годом ранее, стала американская Tesla. В 2022 году россияне приобрели 991 такой электрокар, что на 35% больше, чем год назад. Вторая и третья позиция в рейтинге принадлежит немецким Volkswagen и Audi — электромобили этих брендов были куплены в количестве 435 и 308 единиц соответственно. Причем Volkswagen увеличил свои объемы в 40 раз, а Audi, напротив, снизил их на 20%. Четвертое место занимает новичок рынка — отечественный Evolute, с результатом в 252 штуки. Замыкает пятерку лидеров немецкий Porsche (194 шт.; — 67%).
Впрочем, в прошлом году подскочили и глобальные продажи электромобилей, благодаря подъему спроса в Китае и Европе. Как свидетельствуют данные аналитических компаний LMC Automotive and EV-Volumes.com, их доля в общем объеме годовых продаж автомобилей приблизилась к 10%. Реализация полностью электрических машин, согласно этим данным, подскочила на 68% по сравнению с предыдущим годом, до 7 млн 800 тыс. единиц.
В Европе доля электромобилей в общем объеме продаж составила 11%, в Китае — 19%. На электромобили, а также подключаемые гибридные автомобили пришлось в общей сложности 20,3% продаж машин на европейском рынке в 2022 году.
Как сообщило Объединение немецкой автомобильной промышленности (VDA), в минувшем году автомобили с электрическим двигателем составили 25% всего производства машин в Германии. В декабре их продажи в ФРГ превысили реализацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
В целом мировые продажи машин в прошлом году сократились на 1%, до 80 млн 600 тыс. единиц, свидетельствуют данные LMC. Они снизились на 8% в США и на 7% в Европе, и выросли на 4% в Китае.
Германский автоконцерн Volkswagen в свою очередь сообщил, что его продажи в прошлом году уменьшились на 7%, до 8 млн 300 тыс. машин. При этом продажи электромобилей подскочили на 26% — до 572 тыс. 100 единиц.