Россия / Точка зрения 14 октября 2011 г. 17:30

Новый добрый кодекс

Interfax-Russia.ru – Инициативу создания нового УК, который "гуманизирует" правосудие, обсуждают в России. Единства в этом вопросе нет ни среди политических сил, ни в юридическом сообществе.

Российский Уголовный кодекс действует не так давно - с января 1997 года. Он сменил старый советский УК, декриминализировав часть статей и введя туда новые составы преступления. Однако, по мнению части политических сил, он уже устарел и снова нуждается в "переделке".

Расстаться с лоскутами

Руководитель Института социально-экономических и политических исследований Николай Федоров считает, что кодекс должен быть совершенно новым. Подобная инициатива могла бы оказаться простым предложением "снизу", если бы этот институт не занимался координацией работы по подготовке Народной программы Общероссийского народного фронта (ОНФ).

"Действующий Уголовный кодекс в результате многочисленных поправок и дополнений приобрел несистемный, лоскутный характер. Мы предлагаем разработать и принять концептуально новый Уголовный кодекс Российской Федерации, который должен стать фундаментальной - как идеологической, так и юридической основой формирования современной уголовной политики", - заявил Николай Федоров "Интерфаксу".

Главным отличием такой реформы должна стать гуманизация системы правосудия, ведь разработка нового УК предполагает и новый Уголовно-процессуальный кодекс.

"Только такой подход позволит существенно изменить и всю правоприменительную практику, сделав и само правосудие более и эффективным, и гуманным", - заявил Федоров.

В частности, по словам экспертов-разработчиков, в новом законодательстве должно быть меньше возможностей для лишения свободы. Причем, как по приговору суда, и во время расследования уголовного дела, подчеркнул Федоров.

Несмотря на то, что современный УК РФ был принят в середине 1990-х годов, по мнению инициаторов нового УК, "Россия все еще остается в плену советской уголовной практики".

"Сегодня подавляющее количество приговоров судов в России – обвинительные, - добавил Федоров. - За последние 15 лет осуждено более 15 млн человек, то есть, каждый девятый гражданин Российской Федерации. Такая ситуация деформирует наше общество, делает его морально нездоровым. Многие из этих людей могли бы приносить ощутимую пользу, не окажись они за решеткой. Государство тратит на содержание тюрем половину того, что направляется на школы".

В случае реформирования также должна подвергнуться изменению процедура назначения судей. Разработчики предлагают "сделать обязательной публичную проверку квалификации кандидатов на судебную должность, включая сдачу квалификационных экзаменов в письменном виде, с публикацией ответов в сети Интернет".

"Решения о продлении полномочий мировых судей должны приниматься квалификационной коллегией судей. То, что судьи, как правило, раньше работали прокурорами, следователями, сотрудниками спецслужб, аппаратов судов является одной из существенных причин обвинительного уклона действующей судебной системы. Эту практику необходимо корректировать", - считает Федоров.

По его словам, "государству и обществу нужно переосмыслить всю систему охраны общественных интересов, отказаться от ее чрезмерного репрессивного уклона".

Предложения по реформированию уже заложены в Народную программу ОНФ, которую институт готовил по поручению премьер-министра и руководителя "Единой России" Владимира Путина.

Менять его, менять себя

Реакция других политических сил на подобное предложение была неожиданной и разнонаправленной.

Правозащитники, в частности, такую идею поддерживают. Однако высказывают опасения, что это, возможно, предвыборные лозунги.

"Идея не вызывает отторжения. Почему бы этим не заняться? У меня вызывает сомнение, почему это исходит от Народного фронта - структуры, которая сделана под выборы, - заявил "Интерфаксу" глава российского центра "Мемориал" Олег Орлов. -Действительно, надо принимать новый Уголовный кодекс. Он должен стать более системным. И изменения системы назначения судей тоже необходимы. Необходимо уменьшать сферу применения наказания в виде лишения свободы, хотя за некоторые преступления насильственного характера против личности, наоборот, надо увеличивать сроки".

Однако, уверен правозащитник, "дьявол кроется в деталях". "Идея разработать новый УК хорошая. Но как она начнет воплощаться в жизнь, и начнется ли, - непонятно. Народный фронт - предвыборная структура, а разработка нового Уголовного кодекса - это на годы вперед. И заниматься этим должен не Народный фронт, а серьезное юридическое сообщество", - считает Орлов. Вместе с тем он отметил, что при президенте Дмитрии Медведеве началась либерализация УК.

По мнению правозащитника, в переменах нуждается не только Уголовный кодекс, но и весь пакет антиэкстремистского законодательства.

"Понятие "экстремизм" и наказание за него прописано настолько невнятно в УК РФ и целом ряде наших законов, что, с одной стороны, это понятие может быть натянуто на кого угодно, а, с другой стороны, затрудняет борьбу с действительно серьезными экстремистско-насильственными организациями", - заявил глава "Мемориала".

Представитель оппозиционных сил, лидер "Яблока" Сергей Митрохин согласен с тем, что российский Уголовный кодекс требует изменений, но также считает, что об этом нужно говорить более конкретно.

"В целом идею Федорова я поддерживаю, но необходима конкретика - какие именно статьи следует менять. В таких вопросах всегда важны детали, а общие рассуждения мало что дают", - сообщил Митрохин.

По словам партийного лидера, правосудие по ряду направлений действительно нуждается в гуманизации, но в отдельных положениях его, наоборот, нужно ужесточать. Так, нынешний УК, по словам лидера "Яблока", "сверхгуманен к коррупционерам". А вот по мнению одного из руководителей правых Андрея Богданова, "нынешний кодекс удовлетворяет потребностям государства".

"Более того, я считаю, что некоторые статьи, например, наказание за педофилию, надо ужесточить. Но, опять же, следовали бы прокуроры и суды честно и грамотно нынешнему УК, и тогда не было бы вопросов", - заключил Богданов.

Наиболее скептически к инициативе отнеслись в руководстве КПРФ.

Так секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов назвал такую идею "весьма сомнительной".

"Мы уже сыты по горло бесконечными инициативами чиновников - надо не латать действующее законодательство и не принимать новые законы, перечеркивающие старые, а работать, то есть исполнять то, что сегодня является российским законодательством", - считает депутат.

Он отметил, что в обществе существуют разные мнения - одни считают необходимым принимать новый Уголовный кодекс, другие считают, что этого делать не нужно. "В любом случае, если серьезно подходить к этому вопросу, то надо провести широкомасштабную дискуссию среди специалистов-правоведов по этому вопросу", - добавил Обухов.

Он, в частности, подчеркнул, что "российское законодательство последние годы перелицовывается так часто, на него так часто ставятся всевозможные заплаты, что мы выглядим уже смешно в глазах цивилизованных стран, где законодательство, в том числе и уголовное, столь не подвергается коренной переработке и изменениям".

По мнению представителя КПРФ, такая работа над законодательством является "прямым следствием нестабильности политической и экономической системы в стране, где очень слабый парламент практически не оппонирует исполнительной власти, а лишь исполняет ее указания по принятию тех или иных законов".

Совершенствование или амнистия?

Реакция тех, кому непосредственно придется столкнуться с новым УК (в случае, если таковой будет принят) – представителей юстиции, оказалась также неоднозначной.

Так, по мнению главы Адвокатской палаты Москвы Генри Резника, России не нужны принципиально новые Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы.

"Уголовное право основывается на принципах, которые были разработаны и устоялись, минимум, два века назад", - заявил известный адвокат.

Резник пояснил, что совершенствовать УК можно и сейчас.

"Преступность не стоит на месте, из кодекса уходят какие-то деяния, которые уже не актуальны, появляются новые деяния, которые представляют общественную опасность и должны быть криминализированы. Это работа все время идет и так", - рассказал Резник. Так же, по его словам, не стоит менять принципиальную часть УПК.

Однако адвокат согласился с тем, что стоит изменить процедуру назначения судей.

"У нас судьи рекрутируются, в основном, из людей с изначальной репрессивной установкой, - заявил глава Адвокатской палаты Москвы. - Когда туда идут бывшие прокуроры, следователи, сотрудники МВД, ФСБ, налоговики и таможенники - понятно, что у них предшествующая деятельность вырабатывает обвинительную установку. Это отражается на объективности и беспристрастности ведения процесса. Отсюда у нас мизерный процент оправдательных приговоров и ощущение несправедливости правосудия".

По словам Резника, надо сделать так, чтобы в судьи шли адвокаты и юристы из частных фирм. "У них практика обеспечения прав и интересов граждан рождает иную ценностную правовую картину. Тогда репрессивность нашего правосудия снизится", - подчеркнул Резник.

В свою очередь адвокат Михаила Ходорковского Владимир Клювгант уверен, что потребность в реформе давно назрела, и "Федоров ничего нового не сказал". "Так как кодекс противоречив, по духу находится в другой эпохе", - отметил Клювгант.

Одним из направлений, нуждающихся в гуманизации, по мнению адвоката, являются преступления экономического характера, в которых все чаще обвиняют предпринимателей. По отношению к ним действующий кодекс "репрессивен".

"При этом принятие нового кодекса надо начинать с полноценной амнистии, в первую очередь за преступления экономического характера, по которым многие люди были осуждены именно в рамках действующего репрессивного кодекса, который и то не всегда соблюдается", - добавил Клювгант. Он выразил надежду, что инициатива будет носить системный, а не предвыборный характер.

Эксперты сходятся на том, что "при правильном подходе", то есть с привлечением всех заинтересованных специалистов, на разработку нового УК может уйти несколько лет.

Однако председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов уверен, что скорость принятия зависит от политической воли.

"Если инициатива Николая Федорова будет поддержана президентом, то такая работа может быть сделана достаточно оперативно", - заявил Федотов в эфире "Эха Москвы". По его мнению, очень важно изменить особенности российской правоприменительной практики, где до сих пор "живы тоталитарные стереотипы".

Впрочем, пока это все мнения и пожелания изменений, признаются специалисты. Теоретически в новом УК РФ может появиться уголовная статья, предусматривающая уголовную ответственность для юридических лиц (эту норму, в частности, предлагают ввести представители СКР), а также статья, закрепляющая уголовную ответственность лиц, на которых оформлены фирмы-однодневки (за это недавно высказался президент РФ Дмитрий Медведев). Практически же его создателям придется действительно задуматься об амнистии по некоторым видам преступлений. И, возможно, выход или невыход особо известных заключенных на волю станет индикатором новой системы правосудия.

Станет ли российский суд "самым гуманным судом в мире", станет ясно совсем скоро. Народную программу ОНФ в деталях обещают обнародовать в ближайшие недели, после чего премьер-министр Владимир Путин, скорее всего, выскажет свое мнение по этому вопросу.

Но, судя по накапливающимся противоречиям, масштабные перемены в системе правосудия неизбежны. Вне зависимости от того, кто окажется у власти в 2012 году.

Обозреватель Алексей Дружников