Россия / Точка зрения 7 августа 2013 г. 14:56

Номер в законе

Interfax-Russia.ru – Россияне должны избавиться от "мобильного рабства" в конце 2013 года. Впрочем, операторы сотовой связи сомневаются, что услуга заработает в срок.

Новая услуга по переносимости номеров мобильных телефонов должна заработать в России уже в декабре 2013 года. Суть нововведения в том, чтобы позволить абоненту по желанию менять своего оператора, сохраняя при этом действующий номер телефона. Подобная услуга распространена на Западе и в некоторых странах постсоветского пространства, однако для России, которая, по мнению политиков, все еще находится "в мобильном рабстве", она в новинку.

На обсуждение нюансов с участниками рынка у правительства ушло больше года, тем не менее, окончательно договориться они так и не смогли.

Для внедрения новой услуги в РФ создали специальную базу данных перенесенных номеров, которую будут финансировать сами операторы мобильной связи за счет абонентов (за смену оператора нужно будет заплатить до 100 руб.). Кроме того, на ее поддержание в случае необходимости могут направить часть средств из уже существующего фонда универсальной услуги.

И хотя база уже создана, оператор, который будет заниматься ее наполнением, так и не выбран. Минкомсвязи видит на этом "посту" Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ). В свою очередь, некоторые операторы и Федеральная антимонопольная служба настаивают на проведении конкурсного отбора.

Тем временем, по словам президента ОАО "МТС" Андрея Дубовскового, его компания готова "поддержать любой путь, который приблизит нас к цели запустить MNP (принцип переносимости мобильных номеров, или Mobail number portability (MNP) - ИФ) к 1 декабря".

Кроме того, до сих пор не разработаны необходимые для мобильных операторов нормативы, поэтому они не торопятся закупать новое оборудование и в полную силу тестировать уже существующий сервис. Кстати, по этим же причинам представители "большой тройки" (ОАО "Вымпелком", ОАО "Мегафон" и ОАО "МТС") предлагают правительству сдвинуть сроки запуска проекта на весну-лето 2014 года. Однако правительство не считает их доводы весомыми.

"Если мы поймем, что не успеваем к 1 декабря, мы будем первыми, кто придет и скажет, что надо сроки перенести, но сейчас никаких объективных предпосылок для этого нет", – заявил экс-замглавы Минкомсвязи Денис Свердлов.

В июле был утвержден порядок перехода абонентов от одного оператора к другому, а немногим позже правительство утвердило правила финансирования базы данных перенесенных номеров.

Так, в документах прописано, что абонент может сколько угодно раз менять операторов, сохраняя при этом свой номер телефона. Однако сменить оператора он сможет только после погашения всех долгов перед прежним оператором. Причем погасить долг он должен не позднее четвертого дня после заключения договора о переходе, а абонент-юрлицо - не позднее 21-го дня.

Для перехода абонент должен написать заявление оператору, к которому он хочет перейти (оператор-реципиент) или уполномоченному оператором "третьему лицу". Плату за переход устанавливает сам оператор, однако сумма не должна превышать 100 рублей. Смена оператора произойдет не сразу – процедура займет не менее восьми дней и по желанию клиента может быть отложена на полгода.

И хотя власти не сомневаются в том, что идею смогут воплотить в срок, сами операторы в этом не уверены.

Так, пресс-секретарь ОАО "Мегафон" Юлия Дорохина напомнила, что реализация переносимости номера потребует модернизации сети, иначе "создается неопределенность в работоспособности услуги".

"На сегодня оператора базы данных перенесенных номеров не создано (нет также и документов, регламентирующих его деятельность). Нет также готового технического решения поставщиков для внедрения услуги переносимости номера. Также потребуется дооборудование нескольких подсистем разных поставщиков технических решений", - пояснила она.

Кроме того, в пресс-службе "Мегафона" сообщили, что считают не возможным введение новой услуги без предварительного тестирования оборудования.

"Например, в декабре начинается сезон отпусков и, как следствие, сезон роуминга. Одно дело, когда абонент столкнется с техническими трудностями в домашнем регионе и совсем другое - в роуминге. Мы считаем, что оптимальным временем запуска является весна 2014 года", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе компании.

В свою очередь генеральный директор ОАО "Вымпелком" Антон Кудряшов рассказал "Интерфаксу", что подготовка к внедрению новой услуги идет в "нормативно-правовом хаосе", и это может привести к сдвигу сроков ее запуска.

"Нас тревожат сроки, которые остаются до 1 декабря, с учетом того, что выработка нормативно-правовой базы на сегодняшний день не завершена, не выбран на конкурсе оператор базы данных переноса номеров. Мы не понимаем и не сильно верим, что в те сроки, которые остаются, можно эффективно и главное качественно реализовать концепцию MNP. И в этом наша позиция", – заявил генеральный директор "Вымпелкома" Антон Кудряшов в интервью "Интерфаксу".

Он также отметил, что вопреки установленным правительством срокам до сих пор не готова нормативно-правовая база и не разрабатываются необходимые программные решения. При этом любая задержка при запуске проекта в итоге "дискредитирует всю идею".

Тем не менее, глава "Вымпелкома" поддерживает саму возможность переносимости номеров.

"Хочу подчеркнуть - мы не против введения MNP. Мы, наоборот, рассматриваем MNP как возможность привлечь новых абонентов, в том числе и потому, что уверены в силе нашего бренда. Именно так мы на это смотрим", - сказал Антон Кудряшов, пояснив, что данное решение поможет привлечь в сеть новых абонентов. Так, коллеги "Вымпелкома" смогли увеличить количество своих абонентов после внедрения аналогичной услуги в Пакистане, Грузии и Италии.

Выгодной новую услугу считают и в ОАО "МТС". По словам директора филиала МТС в Алтайском крае и Республике Алтай Леонида Тиунова, "крупные игроки точно от этого выиграют".

"Есть абоненты, которые готовы уйти от местного оператора к более крупному игроку рынка, но держатся из-за номера. Мы проводили опросы, которые говорят о том, что услугой готовы воспользоваться всего 3% абонентов", – сказал он.

Впрочем, есть операторы, которые уже сообщили о своей готовности внедрить новую услугу в срок. Такой позиции, например, придерживается оператор Tele2 Russia (владеет GSM-лицензиями в 43 регионах РФ). По словам его директора по корпоративным вопросам и правовой поддержке Мамуки Мархулия, оператор расценивает внедрение услуги по переносимости номеров "как возможность привлекать абонентов других операторов".

Нужно сказать, что и в правительстве идею переноса срока запуска проекта хоть и не одобряют, но рассматривают как один из вариантов развития событий. Прежде власти хотели бы до конца протестировать новый сервис и только после этого задумываться о возможном изменении сроков.

"Работа продолжается исходя из того, что услуга будет запущена в установленные сроки, но окончательное решение будет принято после завершения технологического тестирования", – сообщила "Интерфаксу" представитель вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина. Причем она пояснила, что даже если решение о переносе будет принято, сроки сдвинут всего на 2-3 месяца.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"