Interfax-Russia.ru - США выставили условия продления договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. В Москве считают их нереалистичными.
США предложили России новые условия продления договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ), действие которого подходит к концу в 2021 году.
ДСНВ-3 - двусторонний договор между РФ и США о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических ядерных вооружений - вступил в силу 5 февраля 2011 года. Он рассчитан на десять лет с возможным продлением по взаимной договоренности сторон на пять лет.
5 февраля 2019 года наступил контрольный срок выполнения ДСНВ, согласно которому у России и США должно остаться до 1 тыс. 550 единиц развернутых ядерных боезарядов и до 700 развернутых носителей - межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), или до 800 единиц развернутых и неразвернутых носителей.
В этот день США объявили, что количество развернутых МБР, БРПЛ и ТБ в их арсенале составляет 660 единиц, с учетом неразвернутых носителей - 800 единиц.
Однако в МИД РФ, комментируя публикацию Госдепартаментом данных о суммарных количествах стратегических наступательных вооружений США, заявили, что "объявленный США результат достигнут не только благодаря реальным сокращениям вооружений, но и путем одностороннего вывода из засчета по Договору 56 пусковых установок БРПЛ "Трайдент-II" и 41 тяжелого бомбардировщика В-52Н".
В МИД указали, что представленные Вашингтоном цифры достигнуты "за счет односторонней переквалификации четырех "шахтных пусковых установок, предназначенных для обучения", в категорию "учебных шахт", которая не предусмотрена Договором о СНВ".
Как заявляет российская сторона, примененная США процедура переоборудования части носителей позволяет им сохранять возвратный потенциал "в количестве около 1 тыс. 300 боевых блоков".
Действие ДСНВ истекает 5 февраля 2021 года. Москва многократно предлагала Вашингтону продлить соглашение на пять лет без каких-либо условий с тем, чтобы не допустить полного развала системы контроля над вооружениями. Особенно после того, как в прошлом году США оформили выход из одного из ключевых документов в этой сфере - Договора о ракетах средней и меньшей дальности, а затем заявили о том, что покидают Договор по открытому небу.
Как и в случае с этими двумя соглашениями, США увязывает судьбу ДСНВ с выполнением ряда условий. В частности, американцы настаивали на подключении к российско-американским консультациям и договоренностям Китая.
Однако Китай в июле отклонил предложение США начать трехсторонние переговоры с Россией о контроле над вооружениями, и в Вашингтоне с этим даже согласились. Спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли заявил, что США больше не настаивают на обязательном участии Китая в переговорах Вашингтона и Москвы по контролю над вооружениями.
В интервью порталу Axios он признал, что администрация Трампа отказалась от своего требования, чтобы Китай участвовал в переговорах, и сфокусирована на достижении политического соглашения с Россией. После этого Вашингтон рассчитывает, что США и Россия уже вместе смогут оказать давление на Китай и убедить его присоединиться к переговорам и, в конечном итоге, к соглашению.
Летом - в июле и августе - Россия и США провели два раунда переговоров по стратегической стабильности. В ходе этих консультаций американская делегация высказала условия, на которых США готовы продлить истекающий Договор.
Так, из прозвучавших публичных заявлений следовало, что США настаивают на принятии президентами двух стран некоего совместного заявления - прообраза договора, который придет на смену ДСНВ, и в которое будут включены многие вопросы, беспокоящие Вашингтон.
Если такой документ будет согласован в ближайшие месяцы, то администрация президента США Дональда Трампа будет готова говорить о продлении ДСНВ.
Как пояснил в интервью "Коммерсанту" специальный посланник президента по контролю над вооружениями США Маршалл Биллингсли, в этом президентском меморандуме о намерениях американская сторона в частности хотела бы включить в будущий Договор все виды ядерного оружия, включая тактическое.
Спецпосланник также считает, что в ДСНВ есть существенные недостатки, в частности в сфере режима проверок: "И, садясь за стол переговоров для обсуждения будущего договора, нам надо их ликвидировать. Для работы с такой страной, как Китай, нынешний режим верификации был бы недостаточно эффективным".
Он напомнил, что сейчас страны обмениваются телеметрическими данными о запусках ракет один раз в год, однако "это просто не приносит никакой пользы". По мнению Биллингсли, Москва и Вашингтон должны обмениваться данными об испытаниях ракет не менее пяти раз в год, как и допускает ДСНВ.
Кроме того, он дал понять, что США не готовы пролонгировать Договор на пять лет, как это предусмотрено в его тексте: "Мы предложили более короткий период времени. Нам нельзя снимать ногу с педали, как говорится, нам нужно вплотную заняться составлением следующего соглашения".
Причем, по его словам, если Москва и Вашингтон не выйдут на предложенное США президентское соглашение до февраля, то договор о ДСНВ не будет продлен. "С учетом всех недостатков ДСНВ мы считаем его невыгодным для США. Он накладывает такие ограничения на Соединенные Штаты, каких не накладывает на Россию", - отметил Биллингсли, добавив, что в этом случае США готовы начать обратную конверсию своих стратегических систем сразу же после окончания срока действия договора в феврале.
О том, что США выдвигают России ряд условий для продления Договора о стратегических наступательных вооружениях, в конце августа говорил "Интерфаксу" и замглавы МИД РФ Сергей Рябков, отмечая при этом, что ни на какие односторонние уступки Россия не пойдет, это принципиальная позиция.
"Не может быть улицы с односторонним движением. Мы не можем идти на односторонние уступки США ради продления ДСНВ. Это наша принципиальная позиция, и американцам об этом тоже сказано", - заявил российский дипломат.
По его словам, несмотря на готовность американцев рассматривать проблему продления ДСНВ без условия немедленного привлечения Китая, шансы на продление документа скорее уменьшаются.
"Мы не видим с американской стороны отхода от их позиции, что в будущих переговорах по контролю над вооружениями Китай должен участвовать в обязательном порядке", - заметил Рябков.
По его словам, смены или какой-то корректировки этой позиции не произошло, соответственно, никакого сближения позиций тоже нет.
Как заявил высокопоставленный дипломат, в Москве по-прежнему убеждены, что вопрос об участии или неучастии в таких переговорах - это вопрос суверенного выбора Пекина.
"Мы также считаем, что в таких переговорах, коль скоро американцы хотят придать им международный характер, должны в обязательном порядке участвовать Великобритания и Франция в качестве ближайших союзников США, но до тех пор, пока решений КНР, Франция и Великобритания в пользу таких переговоров не приняли, оптимальный путь вперед - двусторонний, российско-американский", - подчеркнул Рябков.
"Не могу сказать, что у нас есть взаимопонимание с Вашингтоном о таком подходе", - добавил он.
В свою очередь замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров указал на неприемлемость ультимативного тона заявлений со стороны США.
"Мы подобный язык ультиматумов терпеть не будем. Мягко говоря, такой тон - это неуважение к партнеру. Россия - не банановая республика, а сверхдержава", - подчеркнул Джабаров.
В беседе с "Интерфаксом" он отметил, что "сейчас на пороге XXI век, а не середина 80-х годов, когда мы отставали от американцев по ракетно-ядерным вооружениям".
"Сейчас мы, к счастью, обеспечили свою ядерную безопасность и вырвались даже вперед, - об этом недавно говорил президент. Мы вполне можем обеспечить свою безопасность и преодолеть любую ПРО, которую сейчас американцы размещают", - сказал Джабаров.
Вместе с тем, считает он, пока еще не готов новый Договор, надо продлить старый: "Если в Вашингтоне хотят с нами нормально сотрудничать, надо садиться за стол переговоров, выслушивать и слышать друг друга".