Точка зрения 18 мая 2009 г. 20:49

Неподсудный госэкзамен

Interfax-Russia.ru - Верховный суд РФ подтвердил законность проведения ЕГЭ. Однако противники новой системы оценки знаний выпускников сдаваться не намерены.

Призрачные надежды на отмену приказа Минобрнауки РФ от 28 ноября 2008 года "О формах и порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основную общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования" не оправдались - единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году становится обязательным для всех выпускников школ.

Впрочем, вряд ли стоило ожидать другого решения суда, учитывая, что первые экзамены должны состояться через неделю. К тому же, слишком много сил и средств было положено на реформирование системы российского образования. Собственно, у главного ответчика - Минобрнауки - сомнений относительно исхода рассмотрения данного иска не было. "Было очевидно отсутствие поводов для какого-либо другого решения", - заявлял журналистам заместитель министра образования и науки Исаак Калина.

Иск о законности ЕГЭ, который подала группа родителей московских школьников, Верховный суд России начал рассматривать 5 мая. В частности, истцы оспаривали пункт приказа Минобрнауки, согласно которому экзамен проводится с использованием заданий стандартизированной формы. По мнению родителей, таких стандартов нет: одни дети обучаются по одним программам, другие по другим, а сдавать будут вообще по третьим, которые, возможно, даже не изучали.

Президент Всероссийского фонда "Образование", эксперт комитета Госдумы Сергей Комков, представлявший в суде интересы заявителей, убежден: в действиях руководства министерства образования и науки налицо нарушение законодательства в связи с "предоставлением заведомо ложной информации, которая приводит к нарушению прав человека".

Комков обращал внимание и на то, что в прошлом году ЕГЭ уже привел к суицидам среди выпускников. Если такие случаи повторятся в нынешнем году, заявил эксперт, он направит заявление о возбуждении уголовного дела в отношении руководства министерства. По прогнозам Фонда, из 930 тыс. учеников, заканчивающих школы в этом году, около 100-120 тыс. выпускников могут оказаться с "волчьими билетами".

В свою очередь, глава Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева, также представлявшая интересы истцов, заявляла, что не против введения единого государственного экзамена. При этом, считает Алексеева, на его проработку необходимо не менее трех лет: "В течение этого времени нужно, в том числе, обеспечить всех необходимой информацией, чтобы этот закон не привел к тем результатам, к которым привел на практике".

Минобрнауки, Минюст, а также Генпрокуратура РФ, выступавшие в роли ответчиков (хотя иск был подан только к министерству образования и науки) настаивали на соответствии приказа нормам законодательства и просили отказать в удовлетворении искового заявления. В частности, директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко напомнил, что все задания единого госэкзамена разрабатываются на основе действующего в настоящее время школьного образовательного стандарта, принятого в 2004 году и, соответственно, по этому стандарту и проверяются знания ребят.

Согласившись с доводами ответчиков, Верховный суд оставил заявление группы родителей московских школьников без удовлетворения.

Между тем, истцы не планируют ставить точку в процессе над ЕГЭ и намерены обжаловать данное решение суда в кассационной инстанции, а в случае неудачи подать жалобу в Европейский суд по правам человека "на совершенный беспредел чиновников, которые население не ставят ни во что". Хотя, заметил Комков, "обидно подавать жалобу на свою собственную страну". Кроме того, по его мнению, уже летом в российские суды будут поданы сотни тысяч исков по оспариванию итогов единого государственного экзамена.

Впрочем, иск в Верховный суд - это далеко не первая попытка оспорить правомерность введения ЕГЭ. Известно, как минимум, о десяти подобных исках родителей - по большей части, из Москвы и Московской области. Практически с начала проведения эксперимента по внедрению ЕГЭ - в 2001 году - вокруг внедряемой системы аттестации выпускников кипят настоящие страсти. Которые, правда, ни коим образом не поколебали уверенности главного защитника единого госэкзамена - Минобрнауки - в необходимости именно ЕГЭ для оценки знаний школьников. Ни увещевания ректоров вузов, ни протесты директоров школ, ни возмущение родителей не привели ни к каким результатам.

Справедливости ради стоит отметить, что протесты ряда представителей российской образовательной системы против ЕГЭ со временем становятся не столь категоричными. В частности, директор московского Центра образования "Царицыно", член комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ Ефим Рачевский считает, что единый госэкзамен обладает несколькими формирующими функциями: развивает способность делать правильный выбор; учит самостоятельно работать с текстом; формирует веру в себя и свои силы. Существенным плюсом ЕГЭ Рачевский назвал и реальность деклараций о равном доступе к качественному образованию.

В числе прочего он также упомянул важность развития культуры тестирования, до сих пор практически отсутствовавшую в нашей стране. "Если мы хотим предоставить нашим школьникам и студентам возможность проходить стажировки в вузах других стран, прокладывать свою личную образовательную траекторию, которая вполне может пройти и через зарубежные образовательные учреждения, то они должны уметь проходить тестирования и быть к ним готовыми", - поделился Рачевский своей точкой зрения по данному вопросу в блоге Общественной палаты РФ.

При этом он не отрицает существующих проблем ЕГЭ. Однако, считает Рачевский, они связаны не с самим экзаменом, а с форматом его проведения и предъявляемым требованиям. "Положение о государственной итоговой аттестации для выпускников этого года увидело свет только в конце января. Жертвами стали старшеклассники, которые только за несколько месяцев узнают о правилах игры, которые будут к ним применятся", - отмечает член Общественной палаты. По-хорошему, считает он, эти правила должны быть объявлены за год, а лучше за два до проведения единого экзамена, и потом не меняться десятилетиями.

Кроме того, в числе сложностей, с которыми сталкивается внедрение программы ЕГЭ, Рачевский назвал несовершенство контрольно-измерительных материалов; процедуру проведения экзамена, которая "все еще оставляет лазейки для нечестности"; а также "слабо продуманные виды деятельности по преодолению психологических барьеров". Причем, страхи нагнетаются не столько детьми, убежден член Общественной палаты, сколько взрослыми: "Старшеклассники меньше боятся работы и ее результатов, чем их учителя и родители".

В тех регионах, где единый экзамен проводится достаточно давно, утверждает член Общественной палаты, сами школьники будь у них выбор предпочли бы сдавать его, а не традиционный экзамен: снижаются риски коррупции, у абитуриента есть возможность подать документы сразу в несколько вузов, вне зависимости от того, где они находятся, правила его проведения ясные и четкие.

Кстати, подобная точка зрения соответствует и результатам социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения. В частности, опрос учеников 9-х и 11-х классов и их родителей показал, что отличники и хорошисты, школьники, чьи знакомые или родственники уже сдавали единый госэкзамен, передовые педагоги, а также часть родителей, убежденных, что ЕГЭ облегчает поступление в вуз, являются сторонниками ЕГЭ. Примечательно также, что выпускники этого года единодушны в том, что нервозная обстановка вокруг ЕГЭ нагнетается взрослыми.

В числе противников единого госэкзамена двоечники, дети с повышенным уровнем тревожности, учителя, избегающие нововведений, и родители, плохо знакомые с правилами проведения ЕГЭ.

Между тем, еще с конца прошлого года по стране прокатилась волна акций протестов школьников против обязательной сдачи единого госэкзамена. Митинговали не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Барнауле, Томске, Ярославле, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Перми, Омске, Брянске и других городах.

В частности, инициативная группа за отмену ЕГЭ из Томска настаивает на том, что принятая форма реализации проекта ЕГЭ "абсолютно уродливая, максимально неудачная". "Несмотря на семь лет эксперимента с ЕГЭ, чиновники Минобразования умудрились сделать так, что в результате его введения программа весеннего экзамена оказалась неожиданной, как немецкое вторжение", - говорится в материалах инициативной группы. По мнению противников единого госэкзамена, авторы проекта ЕГЭ не смогли создать теста, адекватного взятой ответственности: "Формулировки многих вопросов логически и фактически неадекватны, человек, знающий предмет, на такие вопросы ответить либо просто не сможет (тогда - метод тыка), либо ответив правильно по сути, ответит неправильно по тесту".

Кроме того, по их мнению, введение ЕГЭ не смогло решить и проблему коррупции: "За определенную сумму перед экзаменом можно купить именно те ответы, которые будут у тебя лично. Все как раньше: нужно только знать, кому дать на лапу".

В дискуссии о правомерности и целесообразности введения ЕГЭ достаточно давно и активно участвуют не только представители общественности, но и высшие должностные лица государства. Пожалуй, наибольшую активность в борьбе с единым госэкзаменом проявляет председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Спикер верхней палаты парламента является категорическим противником ЕГЭ в любой форме и называет его внедрение ошибкой.

Главное, на его взгляд, что данная тестовая форма экзамена "не позволяет оценить способности думать, излагать свои мысли устно и письменно". По мнению Миронова, введение ЕГЭ в нынешнем виде нарушает конституционные права россиян на получение высшего образования, в том числе из-за того, что выпускники, получившие аттестат о среднем образовании до 2008 года, могут поступать в вузы только на основании ЕГЭ.

Совет Федерации уже внес в Государственную Думу законопроект, согласно которому абитуриенты, получившие аттестат до 2008 года, могут поступать в вузы на основании конкурсных вступительных экзаменов. Стоит напомнить, что спикер верхней палаты парламента инициировал и законопроект, предусматривающий добровольную сдачу единого государственного экзамена, чтобы выпускник мог самостоятельно сделать выбор: либо сдавать ЕГЭ, либо - традиционные экзамены.

Впрочем, Минобрнауки не отказывается от своей позиции. По мнению главы министерства Андрея Фурсенко, критика единого госэкзамена строится на недобросовестном искажении фактов. Свою позицию по этому делу он в очередной раз изложил в рамках правительственного часа в Госдуме. Инициативу некоторых депутатов об отмене ЕГЭ глава Минобрнауки называет "политическим и пиаровским ходом, который аморален". "Хватит кошмарить ребят! - резюмировал Фурсенко. - Всем понято, что ЕГЭ состоится - и состоится в заданные сроки... Я считаю, что сегодня надо дать ребятам спокойно и без нервотрепки готовится и сдавать экзамены".

Напомнив депутатам о тех объективных причинах, которые послужили основой для разработки и введения ЕГЭ, - "тотальное недоверие к школьным оценкам", министр в очередной раз подчеркнул главные, по его мнению, преимущества единого госэкзамена: объективную оценку уровня знаний выпускников, повышение уровня преподавания в школах и обеспечение равных возможностей для поступления в вузы и ссузы.

За проведение ЕГЭ вступился и председатель Государственной Думы Борис Грызлов, который также заявил, что не допустит искажения основной идеи ЕГЭ - "создание равных возможностей для поступления в высшие учебные заведения". Для этого спикер нижней палаты парламента предложил осуществлять постоянный мониторинг правоприменительной практики, результатами которого станут решения о дальнейшем совершенствовании этой формы итоговой аттестации. "Ведь уже были примеры, мягко говоря, "странных" заданий в материалах к ЕГЭ, которые справедливо возмущали как абитуриентов, так и их родителей", - заявил Грызлов.

Кстати, о странности некоторых тестов для ЕГЭ заявлял и президент РФ Дмитрий Медведев. "Волосы дыбом встают от вопросов по истории нашей страны, просто ужасно, - сказал Медведев на встрече с активом КПРФ. - Сейчас это вроде все откорректировали, убрали все эти странные вопросы".

Впрочем, в отличие от Минобрнауки глава государства дал понять, что все-таки единый госэкзамен - это не окончательный приговор отечественному образованию. Он предложил присмотреться к нему повнимательнее, взвесить все плюсы и минусы. По мнению президента РФ, система сдачи ЕГЭ должна быть проверена в действии. "Давайте посмотрим, как это будет работать. За один год ничего не случится. Если мы убедимся в том, что там что-то не работает, то что мы - враги сами себе? Давайте тогда внесем изменения", - предложил Медведев.

Таким образом, можно надеяться, что глава государства вернул единый госэкзамен в статус эксперимента. Только вот участвовать в этом эксперименте в этом году придется всем без исключения школам и вузам…

Обозреватель Анастасия Николаева

Фото ИТАР-ТАСС

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще