Interfax-Russia.ru — Захват Кабула талибами стал неожиданностью для России. В Москве не опасаются, что талибы станут инкарнацией ИГИЛ, но советуют не расслабляться.
Боевикам запрещенной в России группировки "Талибан" понадобилось несколько недель для практически полного захвата афганских территорий. Наступление талибов происходило на фоне вывода из Афганистана сил США и их партнеров.
Вывод войск США и их партнеров по НАТО из Афганистана начался в мае 2021 года. Изначально планировалось, что операция должна завершиться к 11 сентября 2021 года. Однако этот процесс проходил быстрее, чем ожидалось. Так, еще в начале августа Центральное командование ВС США сообщило, что Вашингтон более чем на 95% реализовал вывод американского контингента из Афганистана. В свою очередь, президент США Джо Байден заявил, что в итоге войска США покинут афганскую территорию до конца месяца.
За последние несколько дней талибам, до этого контролировавшим обширные малозаселенные районы Афганистана, удалось захватить все крупнейшие города страны, включая Кабул.
Как раз накануне силы движения "Талибан" вошли в Кабул и заняли президентскую резиденцию, заявив, что освободили Афганистан и считают войну, которую они вели, завершенной. В этот же день президент Афганистана Ашраф Гани заявил, что покинул страну, чтобы не допустить кровопролития.
США и другие западные страны ведут эвакуацию своих граждан из Афганистана.
Влиятельный лидер движения "Талибан" Абдул Салам Заиф (был послом Афганистана в Пакистане до вторжения США в Афганистан в 2001 году, с 2001 года до 2005 года содержался в лагере США в Гуантанамо, в июле 2010 года ООН исключила Заифа из списка террористов) связал такое "поспешное" вторжение боевиков в Кабул с "безответственностью" правительственных войск. Он считает, что все жители Кабула "должны помочь новым властям в обеспечении безопасности города".
В Кабуле также заявили, что будущее правительство Афганистана заинтересовано в строительстве нормальных отношений с мировым сообществом и гарантирует безопасность всем находящимся в Кабуле дипломатам.
"Мы заверяем все иностранные посольства и дипломатов, что угрозы их безопасности нет", — подчеркнул представитель талибов Альханафи Вардак.
Он поблагодарил Россию, Турцию и Китай за то, что они не стали эвакуировать всех своих дипломатов из столицы Афганистана.
Еще до этого заявления талибы взяли под охрану внешний периметр посольства РФ в Кабуле.
"Сегодня произошла сдача: ушли те военные афганских национальных сил безопасности, которые нас охраняли. (...) Талибы еще раз переподтвердили, что ни один волос с (головы) российских дипломатов не упадет: "Вы можете работать спокойно", — рассказал в эфире телеканала "Россия-24" посол РФ в Кабуле Дмитрий Жирнов.
Он рассказал, что представители движения "Талибан" пообещали российской стороне, что будут строить Афганистан, свободный от терроризма и наркотиков, с соблюдением прав человека и "хорошими отношениями" со всем миром.
"Я думаю, что мы понаблюдаем за их реальной линией (…) Все соответствующие обещания нам уже талибы дали, будем надеяться, что они будут исполняться", — сказал Жирнов.
17 августа посол РФ в Кабуле планирует встретиться с представителем талибов и обсудить вопросы безопасности российской дипмиссии.
Между тем, захват талибами Кабула стал для России своего рода неожиданностью. Ранее в Москве опираясь на прогнозы НАТО, предполагали, что процесс захвата страны движением "Талибан" займет несколько месяцев.
"Мы исходили из того понимания, что афганская армия, какая бы она ни была, все-таки будет еще какое-то время оказывать сопротивление. Но, видимо, мы были слишком оптимистичны в оценке качества подготовленных американцами и натовцами вооруженных сил. Они все побросали при первом выстреле", — заявил спецпредставитель президента РФ, директор второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
При этом, по его словам, Москва не опасается, что Афганистан при талибах превратится в новую инкарнацию "Исламского государства" (также запрещено в РФ).
"Я видел на практике, как эти самые талибы, в отличие от американцев, всего НАТО, включая сбежавшее афганское правительство, воевали с ИГИЛ, и воевали беспощадно", — отметил Кабулов.
По его словам, неоднократно представители высшего руководства талибов говорили ему, что с ИГИЛ у них разговор один — "пленных брать не будут". Кабулов подчеркнул, что талибы заявляли, "в этом и есть большая доля искренности", что не хотят "во второй раз повторить свою печальную судьбу".
Он напомнил, что 20 лет назад они были вполне заслуженно названы террористической организацией — "за то поведение, которое им было присуще в те времена".
"Талибы прекрасно этот урок выучили. Если же они его недоучили, тогда им придется столкнуться с большими сложностями во взаимоотношениях не только с Россией, но и со всем мировым сообществом", — сказал Кабулов.
Спецпредставитель президента РФ по Афганистану подчеркнул, что Россия не будет спешить с решением о признании талибов.
"Признание или непризнание будет зависеть от поведения новых властей. Мы будем внимательно смотреть, насколько ответственно они будут управлять страной в ближайшее время, и по итогам российское руководство сделает необходимые выводы", — пояснил Кабулов.
Он считает, что расслабляться по поводу ситуации в Афганистане не стоит, несмотря на отсутствие прямой угрозы не только России, но и ее союзникам в Центральной Азии.
"В такой хаотичной ситуации, когда идет смена режима, всегда возникает ниша для других международных террористических организаций, которые могут в перспективе представлять угрозу безопасности наших союзников, мы исходим из этого понимания", — пояснил свою точку зрения Кабулов в эфире Первого канала.
Вместе с тем, по его словам, такая ситуация предусмотрена в политике РФ как с союзниками по ОДКБ, так и со стратегическими партнерами на двусторонней основе, в первую очередь с Узбекистаном.
Российский военный эксперт, специалист по вооруженных конфликтам в Центральной Азии и на Ближнем Востоке Владимир Евсеев также указывает на то, что руководство движения "Талибан" занимает более умеренные позиции по сравнению с талибами 90-х годов.
"К власти пришли талибы, которые, в основном, отличаются от своих предшественников в Афганистане в 90-е годы прошлого века. На данный момент речь идет о представителях умеренного крыла движения "Талибан". Вместе с тем разные провинции страны контролируются различными группировками талибов. Самой большой проблемой является возможность радикализации движения "Талибан", — сказал Евсеев "Интерфаксу".
По оценке аналитика, остается открытым вопрос, насколько удастся верхушке афганских талибов сохранить свои нынешние позиции.
"Представители старого руководства талибов занимают более умеренные позиции, но есть более молодое поколение полевых командиров, которые достаточно радикальны. Важно понять, сохранит ли руководство талибов свои относительно умеренные позиции или же встанет на путь радикализации", — отметил собеседник агентства.
Если верхушка талибов останется на умеренных позициях, то тогда будет возможность вести с ним диалог, считает эксперт.
"Если же оно будет радикализироваться, и появятся угрозы для стран Центральной Азии, то в этом случае Москве придется учитывать эти риски. В целом, пока не очень ясно, по какому сценарию будет развиваться ситуация", — уточнил Евсеев.
По мнению научного руководителя Института востоковедения РАН академика Виталия Наумкина, Россия, наряду с Китаем и Ираном, может стать одной из первых стран, "которые признают новое правительство Афганистана". Однако, считает он, это может произойти, только если талибы сдержат свои обещания, создадут переходное правительство и не начнут междоусобной войны.
"Судя по некоторым данным, ранее была достигнута договоренность о шестимесячном прекращении огня, о создании переходного правительства, в которое войдут некоторые элементы прежнего режима", — рассказал Наумкин "Интерфаксу".
Также, по мнению собеседника агентства, талибы должны будут обеспечить спокойный отъезд тех деятелей, которых они не хотят видеть в новом Афганистане. Вероятнее всего, это будет большая масса высокопоставленных чиновников, которых талибы обвиняют в сотрудничестве с американцами в борьбе с оппозицией, прежде всего, с ними.
В таком случае, добавил академик, "речь может пойти и о выведении из списка запрещенных тех, кто осуществил мирный переход, кто войдет в состав нового правительства, которое, естественно, будет придерживаться международных соглашений".
Зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков также считает, что приход к власти в Афганистане представителей движения "Талибан" может подтолкнуть их к более мягкому курсу и привести, в частности, к исключению движения из списка запрещенных в РФ.
"Одно дело, когда ты воюешь за власть в стране, другое дело, когда ты эту власть получил. Для того, чтобы не потерять эту власть, нужно контактировать с соседями, иначе можно оказаться изгоем", — пояснил Новиков свою точку зрения "Интерфаксу".
Он обратил внимание на то, что нередко люди, приходящие к власти даже военным путем, это осознают и начинают проводить более мягкую политику, чем озвучивали раньше.
Парламентарий также считает, что подтолкнуть новую власть "быть сговорчивее" может наряженная внутренняя ситуация в Афганистане, связанная с тем, что "не все согласны с приходом талибов".
В свою очередь первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров отметил, что рано или поздно контакты с новой властью в Афганистане нужно будет налаживать.
"Если власть утвердится, будут контролировать территорию страны, выступать за нормализацию отношений, какие-то контакты с ними начнутся рано или поздно", — сказал Джабаров "Интерфаксу".
При этом он считает, что пока рано что-то прогнозировать, "главное, чтобы идущий в Афганистане процесс не превратился в расправу над теми, кто сотрудничал с американцами, чтобы мирно все шло".
Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников также обратил внимание на то, что Россия должна будет взаимодействовать с любым легальным органом власти в Афганистане. По его мнению, если представители действовавших до сих пор органов власти в Афганистане мирно передадут власть созданным для этого каким-то структурам, то эти органы можно считать легальными.
В беседе с "Интерфаксом" Калашников отметил, что такой подход обусловлен еще и тем, что "речь идет о наших соседях с юга, и нам там нестабильность совершенно ни к чему".