Interfax-Russia.ru – Депутаты предложили создать "черные списки" пассажиров, нарушающих правила авиакомпаний. И хотя юристы называют эту меру дискриминацией, закон могут принять уже осенью.
Боязнь авиаперелетов, или аэрофобия, считается одним из самых распространенных страхов в мире. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в конце мая 2012 года, лишь 26% россиян (из 1 тыс. 600 респондентов) считают самолеты безопасными, в то время как пальма первенства ("за" высказались 52% опрошенных) по-прежнему остается за поездами.
Впрочем, многие продолжают пользоваться авиатранспортом, несмотря ни на что. Американцы даже подшучивают на этот счет, утверждая, что перелеты делают их все более похожими на фото в паспорте. И чтобы избавиться от предательской дрожи в коленях, многие идут по самому легкому пути, заглушая страх алкоголем.
Больше года назад, когда из-за ледяного дождя московские аэропорты временно перестали отправлять и принимать лайнеры, в "Шереметьево" пассажиры, которые из-за коллапса сутками ждали вылета, в течение трех дней выпили месячную норму алкоголя. Как тогда рассказал генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев, из-за их неадекватного поведения пострадало 15 сотрудников компании.
Другая история могла закончиться еще хуже, если бы в ситуацию вовремя не вмешались бортпроводники.
По дороге из Крыма в Новоуральск 27 сентября 2010 года пассажир, который всю дорогу не расставался с бутылкой, решил, что он едет в автобусе, и ему срочно понадобилось выйти на улицу.
"На высоте 10 тыс. метров он неоднократно намеревался выйти из самолета и пытался открыть засов самолетной двери", – сообщает пресс-служба управления на транспорте МВД РФ по Уральскому федеральному округу.
На протяжении всего полета бортпроводники не давали пассажиру выйти, и когда лайнер приземлился, он схватил увесистую литровую бутылку, купленную в магазине беспошлинной торговли, и швырнул в их сторону.
"С переломом левого предплечья и сотрясением головного мозга один из бортпроводников был доставлен в больницу Екатеринбурга", – отмечает пресс-служба.
Задолго до этого – в ноябре 2009 года – в Госдуме уже обсуждали возможность внесения в КоАП поправок, разрешающих штрафовать тех, кто выпивал на борту самолета. Однако после детального обсуждения автор – первый замруководителя комитета по законодательству Александр Москалец – решил от поправок отказаться. Но было ясно, что с пьянством на борту нужно как-то бороться.
В апреле 2012 года депутаты думской фракции ЛДПР Ярослав Нилов и Андрей Свинцов предложили законодательно разрешить авиакомпаниям создавать "черные списки", или "стоп-листы" авиапассажиров, злостно нарушивших правила поведения в полете.
По словам парламентариев, за рубежом "черные списки" пассажиров – не редкость, но в российском законодательстве нет соответствующих норм, поэтому у наших компаний могут возникнуть проблемы, если человек из списка подаст в суд и обвинит авиакомпанию в ущемлении своих свобод. Впрочем, этот факт не мешает авиакомпаниям формировать списки персон нон грата – например, собственные базы данных "запоминающихся" пассажиров есть у "Аэрофлота", "Трансаэро", "СкайЭкспресса", "Ямала" и пр. В свое время нечто подобное пытался сформировать и Ространснадзор.
"Данный проект федерального закона предлагает закрепить право авиакомпаний перевозчика в одностороннем порядке отказывать в заключении договора воздушной перевозки лицу, допустившему за последние пять лет нарушение правил поведения на борту воздушного судна, создающие угрозы безопасности полета воздушного судна, либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение распоряжений командира воздушного судна", – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Кстати, эту идею поддержал и глава "Аэрофлота" Виталий Савельев, предложив к спискам пассажиров добавить "черные списки" пилотов. Он пояснил, что когда компания "Аэрофлот" увольняет сотрудников по трудовым нарушениям, их берут в другие авиакомпании, поскольку в России не хватает специалистов этой профессии.
"Мы выходили несколько раз и еще раз выйдем с этой инициативой создать "черный список" пилотов", - заявил он, отметив, что компания неоднократно обращалась к властям с просьбой внести необходимые изменения в законодательство, чтобы пассажирам из "стоп-листов" можно было на законных основаниях отказать в перевозке.
"Как одна из мер по борьбе с агрессивными пассажирами это предложение (законодательно закрепить "черные" списки - ИФ) может быть реализована", - сказал глава Росавиации.
По словам юристов, сейчас "черные списки" пилотов не имеют юридической силы, но и закону они не противоречат. В случае с пассажирами все сложнее – отказ от предоставления услуг пассажиру из-за того, что он фигурирует в "черных списках", может обернуться для компании обвинением в дискриминации.
"Договор воздушной перевозки относится к публичным, и создавать ограничения для части пассажиров невозможно. Для установления изъятий из законодательства и введения каких-либо ограничений прав граждан необходимо решение суда", – пояснил Interfax-Russia.ru управляющий партнер адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Вячеслав Леонтьев, подчеркнув, что даже если пассажир нарушил какие-то правила, то ограничения – например, отказ в перевозке – не могут быть бессрочными.
В свою очередь, адвокат юридической компании "Юков, Хренов и Партнеры" Алина Топорнина убеждена, что формирование "черных списков" пилотов и пассажиров нарушает конституционное право граждан на свободу передвижения. К тому же, российское законодательство и так предусматривает административное и уголовное наказание за различные нарушения во время полета.
"Так, на основании ст. 11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей. В порядке ст. 271 УК РФ (нарушение правил международных полетов), если нарушение правил использования воздушного пространства РФ повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то данное нарушение наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет", - отметила адвокат.
Проще говоря, если пилот или пассажир нарушили установленные правила, и уже были наказаны по закону, их нельзя подвергать дополнительным санкциям.
"Если кто-то совершил один раз ошибку, то это не дает оснований оставлять человека на всю жизнь безработным. Другое дело, когда серьезные нарушения приводят к судебному запрету на профессиональную деятельность", – уверена Алина Топорнина.
Тем не менее, предложение введения "черных списков" уже поддержали Росавиация и Минтранс, сотрудники которого подготовили проект отзыва правительства на законопроект от ЛДПР – то есть, фактически одобрили идею разрешить авиакомпаниям не продавать билеты пассажирам, замеченным в грубых нарушениях правил безопасности на борту. Тем не менее, авторы отзыва предложили внести некоторые уточнения в текст законопроекта. В частности, они рекомендовали упорядочить список действий, которые могут привести к попаданию в "черный список", процесс оформления нарушений, уведомления о внесении в список и то, как пассажир сможет это обжаловать, пишут "Известия". Например, прежде чем сделать пассажира персоной нон грата, предлагают письменно уведомить его об этом решении.
Кроме того, чтобы составление черных списков не противоречило закону о персональных данных, правительство рекомендовало определить цель их составления как "безопасность полетов" и отказаться от их публикации.
Также нужно увязать наказание с тяжестью нарушений, чтобы не уравнивать несерьезные проступки и очевидное пренебрежение правилами. И обосновать срок, в течение которого авиакомпания сможет не продавать билет "проштрафившемуся" пассажиру, добавляют "Известия".
"Сроков конкретных нет, но так как он "на принятии", то желание принять его будет гораздо больше, чем если бы правительство рекомендовало отклонить. Есть шанс, что в сентябре он уже будет рассмотрен", – рассказал изданию Ярослав Нилов, отметив, что возможность формирования "стоп-листов" авиапассажиров должна быть закреплена законодательно, и предложение будет реализовано не через Минтранс, а через Госдуму.
В свою очередь, замруководителя Ространснадзора Владимир Черток рассказал, что подобные шаги принимают авиакомпании во всем мире. Например, на рейсах "Аэрофлота" запрещено употреблять спиртное, принесенное с собой – алкоголь можно купить только на борту, да и то не на всех направлениях. Иной политики придерживается "ЮТэйр", угощая вином и шампанским даже пассажиров эконом-класса. Некоторые компании запрещают употреблять на борту самолета алкоголь, купленный в Duty Free – из магазина его доставляют прямо на борт и выдают покупателю только после приземления.
Как рассказала Interfax-Russia.ru адвокат Алина Топорнина, "черные списки" составляют во многих странах, однако эта мера существует не в рамках конкретного государства, а только в некоторых авиакомпаниях.
"Минусы данной практики заключаются в том, что нет никаких гарантий, что в черные списки не попадут совершенно порядочные люди, оказавшиеся, к примеру, однофамильцами или просто неугодными начальству сотрудниками", – уверена адвокат.
В то же время формирование "черных списков" – далеко не единственная мера борьбы с "заоблачным пьянством". Альтернативой ей может стать увеличение существующих штрафов (с 5 до 50 тыс. рублей) или иные санкции. Кстати, Минтранс предлагал именно штрафовать пассажиров, которые не пристегнули ремень безопасности или вопреки правилам оставили включенным мобильный телефон.
Обозреватель Татьяна Кочеткова