Interfax-Russia.ru – Дело по факту смерти Сергея Магнитского прекращено за отсутствием события преступления. Правозащитники требуют возобновления расследования.
Юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский умер 16 ноября 2009 года в СИЗО "Матросская тишина", проведя под арестом почти год, в основном - в "Бутырке". Правоохранительные органы обвиняли Магнитского в том, что он помогал Hermitage в уклонении от уплаты налогов (ст.199 УК РФ), но его коллеги утверждали, что уголовное дело стало местью за то, что он раскрыл преступную схему российских чиновников по незаконному возврату налогов - Магнитский утверждал, что из российской казны было расхищено $230 млн.
По данным судебных экспертиз, он умер из-за острой сердечной недостаточности. Эксперты подтвердили наличие у него заболеваний, диагностированных ранее, однако констатировали, что они не находились в острой стадии. При этом защита Магнитского заявляла, что он не раз жаловался на состояние здоровья и просил провести медицинское обследование.
Смерть юриста фонда Hermitage Capital вызвала большой общественный резонанс не только в России, но и зарубежом. США и ряд западных стран обвинили российские власти в нежелании дать ход этому расследованию и необоснованном преследовании юриста. Следствием этого, в том числе, стало и принятие сенатом США закона о "списке Магнитского".
В рамках расследования уголовного дела о смерти Магнитского в июле 2011 года следователи возбудили в отношении бывших сотрудников СИЗО N2 Москвы Ларисы Литвиновой и Дмитрия Кратова уголовное дело, позже выделенное в отдельное производство.
Несмотря на заявления о возможном расширении списка фигурантов уголовного дела, Кратов, занимавший в 2009 году должность заместителя начальника по лечебно-профилактической работе ФБУ ИЗ - 7702 УФСИН России по Москве, и Литвинова, бывшая в 2009 году врачом-лаборантом того же следственного изолятора, остались единственными обвиняемыми в причастности к смерти Магнитского. Кратову инкриминировали ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека), а Литвиновой - ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
Причем уголовное преследование врача-лаборанта следственного изолятора прекратили в апреле 2012 года в связи с декриминализацией законодательства, а представшего перед судом бывшего заместителя начальника "Бутырки" оправдали в декабре 2012 года.
Между тем правозащитники уверены, что в смерти Магнитского виноваты не только врачи, но также силовики и чиновники. И, считают они, несмотря на отставки в Федеральной службе исполнения наказаний, настоящего расследования смерти не было.
В ноябре 2011 года совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ опубликовал доклад, в котором говорилось, что Магнитский скончался в результате избиения резиновыми дубинками в СИЗО "Матросская тишина", куда его возили на обследование. Причем, и Кратов заявлял на суде о телесных повреждения у Магнитского в области запястий, на кистях и на подколенной области, которые появились у погибшего после посещения "Матросской тишины".
Тем не менее, Следственный комитет РФ прекратил уголовное дело по факту смерти Магнитского за отсутствием события преступления. "В ходе расследования уголовного дела объективных данных о совершении в отношении Магнитского преступлений не установлено", - отметили в СК РФ.
По мнению СК РФ, мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении юриста фонда Hermitage Capital избиралась в соответствии с нормами закона и при наличии достаточных на то оснований. "При нахождении Магнитского в следственных изоляторах в его отношении не создавались специальные условия содержания под стражей, отличные от условий содержания иных следственно-заключенных, не оказывалось какого-либо давления, не применялось физическое насилие либо пытки", - констатировал Следственный комитет.
В ведомстве сослались на заключение судебно-медицинских экспертов, согласно которому смерть Магнитского наступила от острой сердечной недостаточности, отека мозга и легких с острыми кровоизлияниями, развившимися в связи "с фибрилляцией желудочков сердца, в результате осложнения имевшихся у него двух основных конкурирующих заболеваний: вторичной дисметаболической кардиомиопатии на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита".
В связи с этим, по результатам предварительного следствия, принято решение о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления.
Следствие также пришло к выводу, что уголовное преследование Магнитского осуществлялось в установленном законом порядке. А в рамках расследования его гибели проверялись как обстоятельства смерти Магнитского, так и законность действий должностных лиц в связи с привлечением его к уголовной ответственности, с учетом доводов, изложенных в многочисленных жалобах потерпевших, сообщениях СМИ и обращениях правозащитных организаций.
Впрочем, как оказалось, родственники Магнитского не удивлены решению СК РФ закрыть уголовное дело. "Это ожидаемое действие, я не верю, что сегодня можно добиться правды в России", - приводит пресс-служба фонда Hermitage Capital слова матери Магнитского Натальи в сообщении, поступившем в "Интерфакс".
Фонд также процитировал вдову Магнитского: "От нас скрывают подробности гибели моего мужа, однако, даже то, что нам известно, говорит о том, что его смерть не была случайной".
По мнению родственников и коллег погибшего, "решение следственных органов является их фактическим отказом признать выводы двух независимых экспертиз по делу о смерти Магнитского - Московской общественной наблюдательной комиссии и Cовета по правам человека при президенте России, которые указали на многочисленные нарушения его прав и коррупционную составляющую его преследования".
В свою очередь адвокат матери Магнитского Николай Горохов заявил "Интерфаксу", что решение о прекращении уголовного дела будет обжаловано. "Возможность обжаловать такие решения предусмотрена. Разумеется, мы будем это делать", - отметил адвокат, добавив, что о прекращении уголовного дела следователи представителей семьи покойного не уведомляли.
Правозащитники также заявили, что будут настаивать на возобновлении расследования. "Мы будем обращаться и к президенту, и к другим представителям власти, потому что этот вызывающий факт угрожает соблюдению элементарных фундаментальных прав человека в РФ", - заявил "Интерфаксу" член Московской Хельсинской группы (МХГ), участник президентского совета по правам человека Валерий Борщев.
Он сообщил, что намерен обратиться к коллегам из МХГ, другим правозащитникам, которые занимались независимым расследованием смерти Магнитского в рамках президентского совета по правам человека, и членам общественной наблюдательной комиссии Москвы.
По его мнению, на сегодняшний день есть достаточно фактов, о которых, в частности, упоминалось в расследовании правозащитников, которые говорят о применении насилия к Магнитскому в СИЗО. "Есть документы о применении дубинки, наручников - его избивали. Есть акт о смерти, в котором было указано, что у него была закрытая черепно-мозговая травма", - рассказал Борщев.
В свою очередь член президентского совета по правам человека Кирилл Кабанов назвал решение СК РФ политически мотивированным. "После принятия "закона Магнитского" в США я другого не ожидал. Это логичное решение на "акт Магнитского", - заявил "Интерфаксу" Кабанов, отметив, что он прогнозировал этот результат.
Однако, по его мнению, российские власти не должны были прибегать к закрытию дела гибели Магнитского, расследуя факты его возможной причастности к крупным хищениям, в которых также обвиняется глава Hermitage Уильям Браудер, и тогда это выглядело бы объективнее.
"Это плохой сигнал. Решая политическую задачу, мы на самом деле стимулируем дальнейшее развитие негативных процессов всей системы ФСИН и правоохранительных органов", - сказал он.
Кирилл Кабанов считает, что "дело Браудера - это одно; участие Магнитского в возможных неправомерных схемах - это второе; а заключение его под стражу и условия, которые, возможно, привели к его смерти - это третье".
Вместе с тем глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов заявил "Интерфаксу", что совет еще не завершил работу над окончательным докладам по итогам независимого расследования гибели аудитора фонда Hermitage.
Как напомнил Федотов, у совета были сомнения в том, что смерть Магнитского была просто несчастным случаем, поэтому совет проводил по этому поводу свое общественное расследование и по его результатам представил президенту предварительный доклад. Он подчеркнул, что "это был именно предварительный доклад".
"Следственный комитет активно помогал совету в его подготовке. Члены совета участвовали в допросах обвиняемых, предлагали кандидатов в число экспертов. Это позволило снять многие вопросы", - отметил глава совета.
По его словам, окончательный доклад для представления президенту подготовит постоянная комиссия совета по прецедентным делам, которую возглавляет председатель Независимого экспертно-правового совета, правозащитница Мара Полякова: "Общество должно иметь исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с гибелью Сергея Магнитского. СИЗО это не то место, которое предназначено для того, чтобы там умирали люди".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"