Россия / Точка зрения 11 апреля 2013 г. 19:28

Не доверяют и проверяют

Interfax-Russia.ru – После массовых проверок российских НКО Минюст решил привлечь к административной ответственности ассоциацию "Голос". Однако проверки на этом не закончились.

Чужие "голоса"

В конце марта сотрудники Минюста, налоговой службы и прокуратуры начали масштабные проверки некоммерческих организаций (НКО), занимающихся правозащитной деятельностью.

Проверки коснулись офисов российского представительства Amnesty International, центра "Мемориал", фонда "Общественный вердикт", движения "За права человека" и Московской Хельсинкской группы (МХГ). Проверяющие побывали также в столичном офисе Transparency International, Human Rights Watch и правозащитного комитета "Гражданское содействие".

Проверки проходили в рамках закона, регулирующего деятельность НКО, вступившего в силу в ноябре 2012 года. Согласному ему, некоммерческие организации, получающие западные гранты, должны зарегистрироваться в Минюсте в качестве "иностранных агентов".

Однако за все это время в министерстве не зарегистрировалась ни одна НКО. Единственной организации, изъявившей такое желание ("Щит и меч"), в регистрации в итоге отказали.

В пресс-службе Минюста пояснили, что массовые проверки проходили для выявления "иностранных агентов" в соответствии со вступившим в силу законом.

В начале апреля прокуратура запросила финансовые и учредительные документы у ассоциации "Голос", принимавшей участие в наблюдении за российскими парламентскими выборами в 2011 и 2012 годах.

А спустя некоторое время стало известно, что Минюст РФ намерен привлечь ассоциацию к административной ответственности за отказ регистрироваться "иностранным агентом".

По данным министерства, "Голос" получает иностранное финансирование и осуществляет на территории РФ политическую деятельность, выполняя тем самым функции иностранного агента.

Министерство ссылалось на данные Федеральной службы по финансовому мониторингу о том, что организация финансируется из иностранных источников.

Кроме того, в сообщении Минюста говорилось, что ассоциация ведет политическую деятельность на территории России.

"Так, с 2008 года и по настоящее время ею реализуется проект "Увеличение прозрачности Российского электорального процесса на основе обсуждения и продвижения унифицированного Избирательного кодекса". Цель проекта - привлечение внимания общественности к необходимости изменения законодательства РФ о выборах через принятие принципиально нового законодательного акта - Избирательного кодекса РФ", - подчеркивали в Минюсте.

По данным министерства, проводимые ассоциацией публичные акции и мероприятия по продвижению проекта "имеют целью оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и формирование общественного мнения".

При этом, как говорилось в сообщении Минюста, вопреки требованиям федерального закона "О некоммерческих организациях" до настоящего времени ассоциация не подавала заявление о включении ее в реестр "иностранных агентов".

В самом "Голосе" уже заявили о том, что не считают свою организацию "иностранным агентом".

"Безусловно, "Голос" не признает себя никаким иностранным агентом, потому что мы не получали никаких средств в этот период. Будем отвечать, отстаивать свои права в суде", - заявил "Интерфаксу" заместитель исполнительного директора ассоциации Григорий Мельконьянц.

В свою очередь правозащитники негативно восприняли решение Минюста.

"Голос" не случайно выбран первой мишенью. Из всех правозащитных организаций "Голос" больше всего раздражает нашу власть", - уверена глава МХГ Людмила Алексеева. Она пообещала, что российские НКО дойдут до Европейского суда по правам человека, обжалуя требование Минюста регистрироваться в качестве "иностранного агента".

В свою очередь, член Общественной палаты РФ, исполнительный директор ассоциации НКО по защите избирательных прав "Гражданский контроль" Георгий Федоров назвал намерение Минюста начать административное производство в адрес "Голоса" логичным.

"Считаю, что это правильно. Если они нарушают закон, то, соответственно, должно быть какое-то последствие. Если у нас принят закон о необходимости регистрации иностранных агентов, то это нужно делать. Почему "Голос" должен выходить из правового поля? Перед законом все равны. Поэтому отношение к такой мере с моей стороны - очень позитивное", - заявил член Общественной палаты РФ "Интерфаксу".

Средства любят счет

В ближайшие месяцы контроль за НКО может ужесточиться. Так, например, в Минюсте считают, что перечень оснований для внеплановых проверок НКО должен быть законодательно расширен. Стоит отметить, что в ноябре 2011 года такой перечень был законодательно сокращен. Но у министерства свои аргументы на этот счет.

"Минюст России и его территориальные органы лишены возможности своевременного реагирования на поступление сведений о наличии нарушений некоммерческими организациями законодательства РФ, что существенно снижает эффективность федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций", - говорилось в недавнем докладе ведомства.

Кстати, по итогам прошлогодних проверок Минюст РФ исключил из реестра филиалов и представительств международных организаций пять из числа действующих в России иностранных НКО.

Вместе с тем, по данным доклада министерства, на 1 января 2013 года в России было зарегистрировано 14 отделений международных организаций или иностранных НКО.

В целом в России существует 220 тыс. НКО: около половины из них представляют собой общественные объединения, 25 тыс. – религиозные организации и 54 являются политическими партиями.

По итогам прошлогодних проверок министерство направило около 9 тыс. заявлений о ликвидации некоммерческих организаций. Кроме того, Минюст вынес более 45 тыс. предупреждений, касающихся деятельности НКО, и приостановил деятельность 21 религиозной организации.

Проверки, между тем, будут продолжаться. В Генпрокуратуре РФ обещают проверить около 700 некоммерческих организаций, относительно которых есть данные об иностранном финансировании. Как сообщила "Интерфаксу" официальный представитель ведомства Марина Гриднева, "первоначально предполагалось выборочно проверить исполнение законодательства о некоммерческих организациях в 20 регионах".

По ее словам, уполномоченные органы получили сведения о том, что с начала действия закона о некоммерческих организациях 654 НКО, выполняющих функцию иностранного агента, получили из-за рубежа средств в сумме более 28,3 млрд рублей.

Официальный представитель надзорного ведомства добавила, что все эти поступления документально подтверждены.

Вместе с тем, призналась она, "даже исходя из заявлений экспертов самих некоммерческих организаций, в 2011 году действующие в России НКО получили из-за рубежа не менее 19 млрд рублей".

Перед визитом в Германию темы финансирования НКО коснулся и глава государства Владимир Путин. Он, в частности, заявил в интервью немецкой телерадиокомпании ARD, что за четыре месяца после принятия закона на счета некоммерческих организаций поступило из-за рубежа около $1 млрд. "855 млн рублей - через дипломатические представительства", - добавил Путин.

Однако в ответ представители российских некоммерческих организаций высказали мнение, что власти оперируют завышенными данными об иностранном финансировании гражданского сектора.

"Поскольку прозвучавшие цифры, по меньшей мере, в десятки раз превышают наши представления об объемах иностранной поддержки российским НКО, то нам и самим хотелось бы знать, что это за организации, получающие такие деньги", - говорилось в обращении к российскому руководству представителей почти 60 ведущих российских НКО.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пообещал ответить на этот вопрос, после того как ознакомится с обращением.

Покоя не будет

Свою обеспокоенность событиями вокруг российских НКО выражают и в Совете Европы.

По мнению комиссара Совета Европы по правам человека Нила Муйжниекса, закон об НКО парализует их работу.

"Разумеется, это затрудняет работу неправительственных организаций, потому что вместо выполнения своих функций, а именно помощи, в том числе, государству вести мониторинг таких проблем, как насилие и жестокое обращение с людьми, надлежащее использование средств недопущения коррупции, осуществление реформ в различных сферах жизни, они должны заниматься копированием тысяч страниц различных материалов, встречаться с представителями различных органов", - пояснил комиссар Совета Европы.

Также, по мнению Нила Муйжниекса, "иногда возникает ощущение, что одна рука не знает, что делает другая".

"Например, когда одна из организаций захотела зарегистрироваться в качестве иностранного агента, но ей не дали это сделать. Затем проводится проверка этой организации на основании закона об иностранных агентах. Или организация, которая недавно подверглась проверке со стороны Минюста, затем подвергается проверке со стороны других ведомств", - добавил он.

Комиссар Совета Европы по правам человека напомнил о рекомендации комитета министров Совета Европы, в которой говорится о том, что неправительственные организации имеют право получать деньги из любых источников.

При этом на недавней встрече с еврокомиссаром генпрокурор РФ Юрий Чайка сообщил, что проверки российских НКО носят плановый характер.

"Деятельность данных организаций никто не запрещает, мы лишь выносим предостережения о недопустимости нарушения закона - организация должна открыто заявить, на какие средства осуществляется ее деятельность", - процитировала слова генерального прокурора официальный представитель надзорного ведомства Марина Гриднева.

В свою очередь, правозащитники не согласны с заявлением генерального прокурора РФ о том, что проверки некоммерческих организаций носят профилактический характер, и НКО должны открыть источники финансирования.

Как заявил один из руководителей правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов, соответствующие жалобы на незаконность проверки направлены в Замоскворецкий районный суд.

"Ни одна из известных мне НКО, занимающихся правозащитной деятельностью, не скрывает источников финансирования. Я даже затрудняюсь представить себе, как можно скрыть эти источники. Проверки прокуратуры и закон об иностранных агентах не увеличивают степень открытости НКО - мы и так обязаны публиковать о всех наших источниках, в том числе, об иностранном финансировании", - пояснил правозащитник.

Он уточнил, что за поступлением средств, в частности, следят Росфинмониторинг и Минюст.

"Мы считаем, что требования к НКО зарегистрироваться в качестве иностранных агентов противоречат нормам Конституции РФ и европейским конвенциям. Регистрироваться в качестве иностранных агентов мы не будем", - добавил Орлов.

Следует отметить, что позиция представителей НКО существенно не поменялась за прошедшие месяцы. Так же как и не изменилась решимость властей навести свой порядок в этой сфере.

В свою очередь административное дело против ассоциации по защите прав избирателей "Голос" уже поступило в мировой суд Пресненского района Москвы. Как ожидается, он рассмотрит дело ассоциации 25 апреля. При неблагоприятном для организации решении ее может ожидать крупный штраф либо ликвидация.

Обозреватель Алексей Дружников