Россия / Точка зрения 3 октября 2013 г. 15:56

Наученные историей

Interfax-Russia.ru – Конкурс на разработку единого учебника истории России объявят в ноябре. Главная цель: беспристрастно описать российское прошлое.

Российские ученые и политики не раз предлагали "переписать историю" и определиться с трактовкой тех или иных исторических событий. В итоге предложение поддержал президент РФ Владимир Путин, обративший внимание на появление большого количества новых пособий по истории. Проблема в том, что из-за роста числа учебников (сейчас их около 80) качество подаваемого материала в них ухудшилось. Авторы не только допускали фактические ошибки и путали даты, но и порой не сходились в трактовке тех или иных событий.

Чтобы взять ситуацию под контроль, в Минобрнауки решили разработать концепцию единого учебника по истории, однако итоговый вариант документа раскритиковали эксперты. По их мнению, в проекте не было основной идеи и было дано слишком много фактов.

"С точки зрения пользователя, как преподаватель, я могу сказать, что это очень противоречивый документ. Там много говорится о том, что нужно учиться рассуждать и думать. Но сегодня программа такова, что времени просто на это нет. "Дети, давайте обсудим экономические реформы Витте" - это из высокой научной фантастики", - сказал один из экспертов, замдиректора столичного Центра образования N548 Андрей Иванов.

Тогда к работе над концепцией подключились сами эксперты – историки и преподаватели истории. Кстати, пока они раздумывали над тем, как и про что писать, все желающие могли включиться в общественное обсуждение концепции на специальном федеральном портале. В сентябре работа над концепцией была завершена. Предполагается, что уже в ноябре будет объявлен конкурс на разработку самого учебника.

"Современный учебник должен стать навигатором, который будет побуждать школьников не только слышать, запоминать. Каждый современный школьник должен научиться самостоятельному поиску и анализу той информации, которую он получает. Он должен быть способным осмысливать те исторические, факты, с которыми он знакомится", – подчеркнула председатель комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева.

В свою очередь председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров считает, что в едином учебнике не должны смешиваться политика и история.

"Смысл создания единого учебника истории не в том, чтобы навязать учащимся какую-то одну точку зрения. Задача создателей такого учебника, на мой взгляд, состоит в том, чтобы дать полную и объективную картину исторического процесса и, вместе с тем, научить молодое поколение бережно и уважительно относиться к славному прошлому нашей страны", – подчеркнул Макаров.

Начиная работу над проектом, члены рабочей группы понимали, что это будет непросто. Нужно было не только охватить большой объем информации, но и с исторической точки зрения описать события, произошедшие, например, в 1990-х.

По подсчетам рабочей группы, им предстояло описать более 30 трудных вопросов. Например, роль варягов в образовании древнерусского государства, место Ивана Грозного и Иосифа Сталина в истории, последствия реформ Петра I и оценка внутренней политики российских императоров в XIX веке. Сложности также возникли при обсуждении причин и последствий присоединения Украины к России в середине XVII века, победы большевиков в гражданской войне и оценке национальной политики Российской империи и СССР. Кроме того, эксперты долго раздумывали над тем, как объяснить школьникам причины и последствия экономических реформ начала 1990-х годов, причины и следствия побед Ельцина и политическую ситуацию "нулевых".

Как отмечается в тексте самой концепции, ее авторы убеждены, что "ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса".

"Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений", - говорится в тексте концепции.

Основное внимание в документе уделено истории культуры и религий (прежде всего, православия), а также истории регионов. Новацией стала попытка описать историю страны через истории простых россиян. Кроме того, в новом курсе особое внимание уделено Первой и Второй мировой войне и больше рассказано о гражданской активности россиян.

"При этом следует проводить четкую грань между "нормальными проявлениями" гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.", – отмечается в тексте. Также авторы концепции предполагают, что новый учебник должен формировать оценочное отношение школьников к историческим фактам и способствовать поиску нужной информации в альтернативных источниках.

Эксперты также убеждены, что, рассказывая о российской истории, не стоит умалчивать и о "темных страницах" нашего прошлого. Хотя многие и были убеждены в том, что "у авторов не хватит духа написать правдиво и честно о новейшей истории России".

Так, по словам известного кинорежиссера, главы комитета Госдумы по культуре Станислава Говорухина, в учебнике должно быть объяснено, "почему их родители остались нищими", хотя получили достойное образование и имеют работу.

В свою очередь спикер Госдумы Сергей Нарышкин полагает, что концепция преподавания истории должна отвечать фундаментальным принципам конституционной модели российского общества.

Лидер ЛДПР и ее фракции в Госдуме Владимир Жириновский считает, что новый учебник должен быть пронизан идеей неприятия насилия. В частности, полагает политик, "надо дать отрицательную оценку ленинско-сталинскому периоду, а хрущевско-брежневскому и последующему можно давать положительную оценку". А гендиректор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров предложил применять наработки из старых учебников, использовавшихся при Советском союзе.

"В конечном счете, ребенку надо точное и ясное понимание, что его родители лучшие в мире. На мой взгляд, точно такая же задача должна стоять перед учебником - в конечном счете, школьник должен понимать, что живет в лучшей в мире стране; он должен гордиться этой страной", - считает режиссер.

По мнению профессора Высшей школы экономики Игоря Данилевского, участвующего в разработке концепции, главное, чтобы российскую историю изучали в контексте мировой истории.

"Когда мы изучаем историю России отдельно, у нас всегда неизвестно откуда появляются враги, с которыми мы успешно или безуспешно боремся, но, в конце концов, побеждаем, хотя на самом деле это гораздо более широкий контекст взаимодействия со странами и Азии, и Европы, и Ближнего Востока", – сказал Данилевский. Он также отметил, что создать единый учебник для всей России невозможно, поэтому "будет несколько линий учебников, видимо, но в рамках единого стандарта".

Несмотря на разногласия, согласно опросам, за создание единого учебника истории выступают почти 58% россиян, против – 16%.

Кстати, вполне возможно, что вслед за единым учебником истории в РФ разработают концепцию единого учебника литературы и новый школьный курс "Народы и культуры РФ". По словам одного из авторов идеи, спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина, за время работы над концепцией единого учебника у экспертов накопилось много материала об истории российских народов и культур. Однако из-за ограничений по объему учебника раскрыть эту тему невозможно. Вопрос только в том, успеют ли ученики освоить предложенный курс, если его введут в школьную программу.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"