Interfax-Russia.ru – Телефонные мошенники в России продолжают осваивать новые способы обмана доверчивых граждан. Как не попасться на уловки жуликов?
Что такое телефонное мошенничество
Согласно статье 159 УК РФ, мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Телефонным мошенничеством называют аналогичные действия, которые совершаются с помощью звонков или текстовых сообщений на номер потенциальной жертвы.
На сегодняшний день, как говорит заместитель директора по науке Юридического института Сибирского федерального университета (ЮИ СФУ), доцент кафедры уголовного права Георгий Москалев, телефонное мошенничество считается самым распространенным в России видом мошеннических действий. Так, по разным оценкам более 90% афер в нашей стране совершается именно по телефону. Охарактеризовать их, к примеру, можно по степени подготовки мошенника к совершаемому обману.
"Есть, скажем, "ковровые дозвоны", когда не самый подготовленный мошенник дозваниваются до случайного абонента и начинает рассказывать ему заготовленный текст отработанной интонацией. Есть несколько более сложные варианты таких действий, когда мошенники готовятся обмануть конкретного человека или заранее выбранную группу лиц. В таких ситуациях мошенники отрабатывают специальные схемы, собирают определенную информацию, которая может сыграть именно в отношении конкретного человека или нескольких людей", — рассказал Interfax-Russia.ru специалист.
Жертвы ежегодно теряют, по разным (неофициальным) оценкам, от десятков или сотен миллиардов рублей. И, к сожалению, найти концы в этой истории чаще всего не удается.
Виды телефонного мошенничества
Есть несколько схем телефонного мошенничества. Объединяет их простота плана и его эффективность.
Сообщения о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи
"Есть задача — вызвать эмоциональную реакцию у потенциальной жертвы, чтобы максимально "отключить" у человека функцию логически принимать решения. Обычно возбудителем является информация негативного характера – например, о том, что родственник или друг абонента попал в беду или что в отношении человека заведено уголовное дело или же о том, что кто-то собирается совершить перевод средств с его банковского счета", — поясняет юрист.
Звонки о выигрыше в лотерею
Впрочем, по словам специалиста, порой аферисты пытаются манипулировать своим собеседником и с помощью позитивной информации.
"Например, человеку сообщают, что он выиграл в лотерею и должен передать какие-то сведения для того, чтобы получить желаемый выигрыш", — привел пример юрист.
Некоторые мошенники, как рассказал Георгий Москалев, оказываются еще более изобретательными и подстраивают свои схемы под актуальную новостную повестку.
Звонки от "сотрудников" правоохранительных органов и государственных служб
"Когда шла активная фаза мобилизации, (аферисты – ИФ) звонили преимущественно мужчинам призывного возраста, сообщая, что им необходимо внести какую-то сумму (на определенный банковский счет – ИФ), чтобы не быть мобилизованными на фронт", — пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Также, по его словам, известны случаи, когда мошенники под видом сотрудников ФСБ предлагали своим "жертвам" стать помощниками федеральной службы безопасности и вместе противостоять спецслужбам Украины.
"Но кем бы не представлялся мошенник, и какую бы схему он не использовал, цель одна — выудить у собеседника как можно больше средств", — пояснил юрист.
Число жалоб на действия кибермошенников в Ростовской области за 9 месяцев выросло на 40%
При этом мошенник может либо попытаться разово заполучить какую-то сумму денег (обычно это средства, которые сейчас есть у "жертвы" на счете), либо постараться втереться к человеку в доверие, чтобы постепенно выманивать у него все новые и новые суммы "для решения какой-то проблемы" или даже заставить его переоформить на афериста или подставных лиц свою недвижимость, чтобы якобы ее сберечь.
"Конечно, уже всем известная, буквально вошедшая в анекдоты, мошенническая схема, когда абоненту звонит какой-то человек, представляется сотрудником банка и просит сообщить ему три цифры на обороте карты, так называемый CVС код, уже практически не работает. Это самый простой способ мошенничества, от которого, строго говоря, наши граждане уже научились защищаться, они знают ценность этих самых 3 цифр и понимают, что их сообщать никому нельзя", — сказал юрист.
Подмена номеров и охота за кодом CVC
А вот "силу" одноразовых кодов, которые приходят от банка по смс, понимают пока не все.
"А ведь это те самые цифры, с помощью которых можно подтвердить согласие на проведение определенных операции с банковским счетом. Получив их от доверчивого абонента, мошенник может точно также, как и с помощью CVC-кода, перевести себе его деньги или подтвердить проведение какого-то платежа", — пояснил эксперт.
В некоторых случаях мошенники могут попросить свою жертву перевести им деньги через банкомат или передать платеж "за решение вопроса" курьеру, который может даже не подозревать, что он участвует в преступной схеме.
Как уверяет Георгий Москалев, современные технологии позволяют мошенникам звонить своим потенциальным "жертвам" с любого номера. Поэтому на источник входящего вызова ориентироваться точно не стоит.
Смс и переписка в мессенджере
При этом важно понимать, что мошенники могут вступать с потенциальной жертвой в переписку в мессенджерах или по смс. Например, человеку могут прислать гиперссылку, снабдив ее какой-нибудь цепляющей фразой. Нажав на нее, человек опять же лишится денег, либо произойдет утечка его персональных данных.
Что делать, если позвонил мошенник?
При разговоре с незнакомцем стоит вести себя максимально спокойно, уверенно, не поддаваться на провокации.
Если вы понимаете, что звонящий начинает "разводить" вас на эмоции, лучше повесить трубку (даже если собеседник будет вас от этого отговаривать) и дать себе время:
- осмыслить ситуацию,
- связаться с близкими, если речь в разговоре шла о них,
- самостоятельно позвонить в банк, правоохранительные органы, если звонивший представлялся сотрудником этих организаций, используя официальным номера,
- набрать коллег и руководителя, если звонок или сообщение якобы поступили от кого-то из них.
"Моя общая рекомендация состоит в том, что в случае, если вам поступает звонок от представителя банка или сотрудника правоохранительного органа, и вы этот звонок, в общем то, не ждете, то необходимо его сразу сбрасывать. В лучшем случае это просто рекламный звонок от банка, в худшем — вам звонит аферист. Не давая втянуть себя в диалог, вы по сути, сразу же обезоруживаете телефонного мошенника", — сказал эксперт.
В конце концов, как отмечает юрист, если звонок действительно был из банка, полиции или иной официальной организации, сотрудники этих учреждений всегда найдут другой способ с вами связаться.