Interfax-Russia.ru – В России вновь обсуждают тему многоженства. Оно законодательно запрещено в стране, но разрешено, например, в исламе. Зачем мусульмане женятся повторно и для чего выпустили фетву, которая привлекла внимание Генпрокуратуры?
Фетва о многоженстве
Совет улемов Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) 20 декабря выпустил фетву (разъяснение муфтия по какому-либо вопросу) "Проблематика многоженства в мусульманском сообществе России". В ней содержались разъяснения теологов для мусульман, вступающих в повторный брак. Вскоре после этого Генеральная прокуратура России внесла представление председателю ДУМ РФ из-за несоответствия положений фетвы законодательству РФ. В ответ Совет улемов при ДУМ РФ отозвал фетву, дабы "не вступать в полемику".
Разногласия между ДУМ РФ и Генпрокуратурой разрешились. При этом что делать мусульманам, желающим вступить в повторный брак, осталось непонятным.
Напомним, многоженство, или полигиния, допустимо в исламе: мужчина может иметь до 4 жен. Однако многоженство законодательно запрещено во многих странах, в том числе и в России. То есть, повторный брак нельзя зарегистрировать в ЗАГС.
История вопроса "о многоженстве" в РФ
Тему многоженства в современной России обсуждают с 1999 года. Тогда президент Республики Ингушетия Руслан Аушев своим указом N166 подтвердил: "Граждане мужского пола вправе заключать до четырех браков с лицами женского пола, не состоящими в браке". Но уже в 2000 году Верховный суд РФ отменил этот указ как нарушающий законодательство страны.
После вопрос "о многоженстве" поднимали другие, в том числе лидер ЛДПР Владимир Жириновский, но безуспешно.
Религия и жизненные реалии
Оспоренная Генпрокуратурой фетва была построена в другом ключе: она не давала разрешения на повторные браки, а описывала права женщин и детей в полигамных религиозных браках. Совет улемов в фетве акцентировал внимание на том, что в России законодательство признает только "брак, заключенный в органах ЗАГСа", а "религиозный мусульманский брак не признается государством и не влечет правовых последствий". Как следствие — права женщин из числа вторых и так далее жен юридически не закреплены.
"Мы понимали, что нам не избежать критики людей, не вникающих в суть вопроса и стремящихся использовать любой повод для разжигания межрелигиозного конфликта в нашей стране. Но кто-то должен был взять на себя ответственность, чтобы просветить общество и защитить права всех сторон в такого рода семейных отношениях", — рассказал "Интерфаксу" председатель Совета улемов Шамиль Аляутдинов.
Ислам и многоженство
Большинство людей при словах "мусульманский брак" сразу вспоминают о многоженстве. Действительно, повторные браки одного мужчины с несколькими женщинами в исламе разрешены — можно одновременно иметь семьи с четырьмя женщинами. Но сколько мусульман пользуются этим правом?
Согласно мировой статистике, в Афганистане, Пакистане, Иране, Египте, Бангладеш и других мусульманских странах более одной жены имеют менее 1% мужчин. Получается, там, где многоженство законно с религиозной и юридической точек зрения, мужчины не спешат реализовать свое право.
Насколько распространено многоженство в исламе?
Ислам, как и любая религия, регламентирует поведение своих приверженцев во всех сферах, включая семейные. Полигамный религиозный брак — не исключение, ислам регулирует обязательства супругов, а не желаемые действия.
"Мусульманин, желающий заключить религиозный брак со второй, третьей или четвертой женой, обязан соблюсти всю процедуру. Есть очень четкие требования к мужчине. Институт религиозного повторного брака — не для плотских утех. Это воплощение ответственности верующего перед Господом за женщин и детей", — уточнил председатель Совета улемов при ДУМ РФ Шамиль Аляутдинов.
Например, мужчина, который собирается взять в жены еще одну женщину, обязан создать для каждой жены и ее детей отдельное жилье, равное по стоимости и обстановке.
"Равное отношение к женам, в первую очередь в материальном плане, является ключевым условием для возможности завести вторую семью. Приход второй жены в дом, где проживает первая, — это просто невозможно", — отметил Аляутдинов.
Вероятно, поэтому в мусульманских странах, где процедура повторного брака регламентирована и отслеживаются все нюансы, многоженство не распространено.
Многоженство и ЗАГС
По словам Аляутдинова, имамы российских мечетей отмечают рост числа повторных мусульманских браков в стране в течение последних 25 лет.
"Проблема в том, что многоженство существует. Опыт имамов мечетей РФ за последние 25 лет показал, что случаи многоженства возникают все чаще. Раньше мужчины просто заводили интрижки на стороне. Сейчас же, если мужчина начал религиозную практику, он задумывается о своей ответственности перед Господом и переводит такие связи в форму повторного брака", — объяснил он.
Очевидный грех начинает приобретать более праведную, с точки зрения религии, форму. Но есть нюансы: ислам разрешает иметь четыре жены, а законы РФ — запрещают регистрировать такие браки. Но они существуют.
Например, обыденный вопрос — развод супругов — при наличии государственной регистрации оформляется через ЗАГС. А что делать женщинам, состоящим в повторных религиозных браках? А если у них есть дети? Когда государственной регистрации брака нет, остается один вариант — обратиться к имаму мечети. Он не заменяет ЗАГС, но вынужден искать варианты решения. Указанная фетва была призвана помочь женщинам в решении подобных вопросов.
Еще одна причина для повторного брака — бездетность жены.
"С точки зрения мусульманских семейных ценностей второй брак может быть создан, как было указано в фетве, в случае отсутствия детей с первой женой либо невозможности ее рожать второго или третьего ребенка", — отметил Аляутдинов.
По его мнению, небрежность, легкомыслие или религиозная неграмотность в этом вопросе может привести к ущемлению прав женщин и детей, что недопустимо.
"Именно поэтому в фетве мы делали акцент на том, что на территории России религиозные браки не имеют юридической силы. Отсутствие регистрации брака в государственных органах лишает женщину, вступившую в религиозный брак, каких-либо прав", — подчеркнул глава Совета улемов.
По словам ученого-богослова, фетва была практическим руководством для мужчин, женщин и имамов по вопросу защиты прав женщин и рожденных в религиозных браках детей. Например, одним из приложений к фетве был вариант соглашения, который должен был помочь женщинам при защите их прав в госучреждениях при регистрации отцовства мужчины, завещании имущества супругов и т. д.