Interfax-Russia.ru – Авария на японской АЭС заставила задуматься над тем, насколько безопасны российские объекты атомной энергетики.
Большая "восьмерка"
Для серьезных опасений особых оснований нет, предупреждают ученые. Если в Японии работают более полусотни АЭС, то в России их сравнительно немного - всего 10 АЭС с 32 энергоблоками. Однако большая часть их сосредоточена в европейской части страны.
Так, по одной АЭС (Балаковская и Ростовская) работают в Приволжском и Южном федеральных округах. Две АЭС (Кольская и Ленинградская) расположены в Северо-Западном федеральном округе. Оставшиеся четыре атомные станции работают на нужды энергетики ЦФО: Курская, Нововоронежская, Калининская и Смоленская. Расстояние от двух последних до Москвы составляет 330 и 350 км соответственно. От региональных центров (Смоленска и Твери) они находятся на более близком (150 и 180 км), но все же, по словам специалистов, безопасном отдалении.
Кстати, в самой Москве также есть атомные реакторы, но гораздо меньшей мощности. Один из них - научно-исследовательский - располагается в Курчатовском институте примерно в 9 км от Кремля. Данный факт вызвал обеспокоенность некоторых СМИ. По их мнению, системы реактора могут не выдержать даже небольшого (5-балльного землетрясения). Однако ученые опровергают эти предположения.
"Исследовательские реакторы Курчатовского института безопасны с точки зрения любого внешнего воздействия", - заявляется на сайте института.
По словам сотрудников Курчатовского института, реактор Ф-1 находится ниже уровня земли, не имеет водяного охлаждения, так как охлаждается за счет естественной конвекции воздуха. Любое возможное внешнее воздействие на него приведет к мгновенной потере критичности, то есть к остановке реактора. Остальные реакторы (малой мощности) отреагируют на внешнее воздействие по тому же принципу.
Что касается радиации, то в крупных российских городах ее уровень постоянно контролируют сотрудники Гидромета, а на важных ядерных объектах и подступах к ним работают специалисты "Росатома". В Москве естественный радиационный фон составляет от 10 до 20 мкР/ч. Средний уровень радиационного фона по России – 9,5 мкР/ч. При этом среди субъектов федерации лидирует Бурятия – там средний уровень радиационного фона достигает 20 мкР/ч.
Из крупных мегаполисов в нашей стране ближе всех к "атомной энергетике" располагается Санкт-Петербург – реакторы Ленинградской АЭС находятся примерно в 50 км от "северной столицы". Интересно, что в Санкт-Петербурге достаточно высокий естественный уровень природной радиации. Например, набережные Невы "фонят" на уровне 45 мкР/ч – причиной этому гранит набережных, содержащий природные радионуклиды. Впрочем, даже долгие прогулки по набережной, как признаются специалисты, вполне безопасны.
На чуть меньшем, чем в Северной столице, расстоянии (35-40 км) отстоят от Курска Курская АЭС и от Воронежа – Нововоронежская АЭС. При том, что радиус зоны отчуждения составляет около 30 км, жители этих городов (не говоря уже о более мелких населенных пунктах) в случае катастрофы с большой долей вероятности могут оказаться в зоне покрытия радиоактивным облаком. Правда, следует учесть, что сама вероятность какой-либо катастрофы, по словам специалистов, минимальна.
При этом Курская, Смоленская и Ленинградская АЭС работают на реакторах типа РБМК-1000, аналогичных тем, что функционировали в Чернобыле. Правда, как уверяют атомщики, после случившейся аварии системы безопасности этих реакторов были пересмотрены и модернизированы. Так, что сейчас эти АЭС считаются надежными. Кроме того, Ленинградская АЭС начала работать еще до строительства Чернобыльской АЭС и функционирует до сих пор, что косвенным образом доказывает успешность технологии в целом.
Самой мощной на территории РФ является Балаковская АЭС в Саратовской области. Она производит около 20% всей энергии атомных станций страны. Близость ее к городу Балаково (находится в 10 км от станции, в нем проживают около 200 тыс. человек) неоднократно приводила к ЧП местного масштаба. Так семь лет назад несколько жителей Саратовской области отравились йодом из-за паники, которая возникла после слухов о неполадках на АЭС.
Психологи опасаются, что по такому же сценарию в России может развиваться любое ЧП возле объектов ядерной энергетики. Происходящее усугубит паника, а это внесет свою лепту в последствия ЧП. В частности, в прошлом году было много разговоров по поводу горящих брянских лесов, находящихся в зоне чернобыльского поражения. Впрочем, МЧС тогда опровергло всю негативную информацию, несмотря на то, что о горении брянских лесов сообщил Рослесхоз.
Призрак "Маяка"
Что касается восточной части страны, то за Уральским хребтом расположены всего две АЭС – Белоярская и Билибинская (в Свердловской области и Чукотском автономном округе соответственно).
О том, что Белоярская АЭС безопасна, заявил полпред президента в УрФО Николай Винниченко.
"Если говорить о нашей станции, она работает в абсолютно штатном режиме, никакой угрозы нет и не будет. В этом я убежден, потому что степень надежности чрезвычайно высока. После чернобыльской аварии нашей атомной промышленностью разработан серьезный технологический процесс, который позволяет гарантировать от такого рода аварий", - заявил 16 марта уральский полпред.
Между тем, в азиатской части России существует несколько производств, тесно связанных с нуждами ядерной энергетики. Так, например, в Свердловской области помимо Белоярской АЭС есть два предприятия, обогащающие уран. В соседней Челябинской области уже несколько десятилетий работает производственное объединение "Маяк", которое занимается регенерацией облученного ядерного топлива.
Именно на нем в сентябре 1957 года случилась одна из первых радиационных катастроф. Тогда из-за нарушений в системе охлаждения взорвалось подземное бетонное хранилище с радиоактивными отходами. Взрыв по своей мощности, по оценкам некоторых специалистов, оказался сопоставимым с взрывом атомной бомбы в Хиросиме. При этом выброс радиации в окружающую среду был, по разным оценкам, в 5-10 раз меньше чернобыльского. Значительная его часть осела на "Маяке", другая распространилась с атмосферным движением воздуха.
Тогда ветер унес радиоактивное облако на 300 км северо-восточнее комбината, причем оно чуть было не достигло Тюмени. Серьезно пострадала сельская местность сразу нескольких областей – Челябинской, Свердловской и Тюменской: зараженными оказались около 23 тыс. кв. км территории с населением 270 тыс. человек. Позднее на месте радиоактивного следа создали Восточно-Уральский заповедник. Ликвидировать последствия аварии приходится до сих пор, и многие жители тех мест пользуются социальными льготами. Правда, в последнее время власти Челябинской области все чаще задумываются над тем, адекватны ли затраты реальным последствиям катастрофы.
Кстати, пессимисты предполагают, что ситуация на Фукусиме может развиваться по аналогичному сценарию, но с единственным отличием – ядерного топлива на японской АЭС в разы больше. Однако хранилища японской станции, по мнению специалистов, гораздо легче охладить, чем сам реактор.
Плавучая угроза?
Происходящее в Японии обострило споры по поводу настоящего и будущего атомной энергетики. В том числе и в нашей стране.
Пока российские атомщики планируют построить две АЭС – вторую Нововоронежскую, которая со временем заместит мощности первой, и вторую Ленинградскую. Ввод первых энергоблоков обеих станций намечен на 2013 год. Кроме того, Россия строит плавучую АЭС "Академик Ломоносов" для своих северных территорий – Чукотки и Камчатки. Ее обещают достроить в 2012 году. Пока неизвестно, будут ли после событий в Японии пересмотрены эти планы.
В целом же российские атомщики уверены в безопасности российских АЭС, в том числе расположенных в сейсмоактивных районах.
"Каждый проект атомной станции рассчитан на определенную сейсмику. Максимально проекты предусматривают сейсмику до семи баллов. Естественно, ни одна АЭС на землетрясение в девять баллов, как в Японии, не рассчитана", - заявляет член общественного совета "Росатома" профессор Владимир Кузнецов. А в России землетрясений такой силы, как правило, не бывает.
Впрочем, заметил он, в России есть две сейсмостойкие АЭС - Ростовская и Балаковская (Саратовская область), рассчитанные на землетрясения в шесть баллов.
Вместе с тем Кузнецов сомневается в безопасности плавучих АЭС. Ученый не уверен, что плавучая АЭС выдержит накат волн, сравнимых с теми, которые обрушились на Японию.
"При такой высоте волн, которая пришла из океана и обрушилась на побережье Японии, выдержит ли эта плавучая станция, и что с ней произойдет, вызывает большие вопросы", - считает член общественного совета "Росатома".
Экологи настроены еще куда более воинственно. Так, например, сопредседатель экологической группы "Экозащита" Владимир Сливяк считает, что аварии на АЭС в Японии подтвердили опасность атомной энергетики.
"События в Японии со всей очевидностью демонстрируют особую уязвимость атомной промышленности перед стихийными природными явлениями. И это полностью разрушает миф о надежности и безопасности современной атомной энергетики", - сказал он. По мнению Владимира Сливяка, вкупе с климатическими изменениями риски будут проявляться все чаще и с более серьезными последствиями.
По словам эколога, Россия стояла на грани японского сценария в 1993 году, когда из-за штормового ветра нарушилось энергоснабжение Кольской АЭС. "До сих пор нам везло, но будет ли так продолжаться и дальше?", - задается вопросом эколог.
Сливяк уверен, что японские события должны стать уроком для России. "Атомная энергетика в принципе не может быть безопасной, а новые проекты, вроде плавучей АЭС на Дальнем Востоке и наземных станций в сейсмически-опасных зонах, - только усиливают риски, порождаемые атомной промышленностью", - заключает эколог и предлагает развивать альтернативную энергетику.
С ним согласны и другие экологи. Они также высказывают опасения по поводу плавучей АЭС в сейсмоактивном регионе.
"В Японии волной цунами на берег было выброшено несколько крупных судов. Это значит, что в Вилючинске на берег может выбросить плавучую атомную станцию. И тогда экологически чистая рыбная Камчатка станет российской Фукусимой. А ресурсов, чтобы справиться с такой угрозой, на полуострове нет, в отличие от Японии", - говорится в письме к руководству страны, которое подписали 67 общественных и экологических организаций из 27 регионов России - от Калининграда и Кавказа до Камчатки.
По мнению "подписантов", сейчас необходимо кардинально пересмотреть политику в области атомной промышленности.
Однако этого, скорее всего, пока не произойдет. Президент РФ Медведев уже заявил, что атомная энергетика "может и является безопасной, только для этого необходимо принимать правильные решения о месте размещения АЭС, о соответствующем проекте и об операторе". Интересно, что слова Медведева прозвучали на встрече с премьером Турции Реджепом Эрдоганом, на которой среди прочего обсуждалось строительство турецкой АЭС в сейсмоактивном регионе. Так что вряд ли решение о плавучей АЭС будет отменено.
На стороне защитников атомной энергетики и тот факт, что от цунами и землетрясений в Японии погибли тысячи людей, а от неполадок на АЭС еще никто, по официальным данным, не умер. Между тем, испуг и паника, как правило, имеют гораздо более серьезные последствия. По мнению бывшего министра атомной энергетики РФ Евгения Адамова, "убивает не радиация, убивает неправильная информация".
Главное только, чтоб этой неправильной информацией не владели те, от кого зависит жизнь людей.
Обозреватель Алексей Дружников