Россия / Точка зрения 3 октября 2018 г. 13:24

Магистральный план

Interfax-Russia.ru – Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань планируется начать в 2019 году. Параллельно с ВСМ собираются строить скоростную автомобильную трассу.

Магистральный план
© РИА Новости. Владимир Сергеев

К первому этапу строительных работ на проекте высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) "Москва - Казань" планируется приступить в 2019 году.

Как сообщил журналистам министр транспорта РФ Евгений Дитрих в кулуарах форума "PRO//Движение.1520", Минтранс ранее уже начал совместно с Москвой проработку по подготовке территории строительства.

"У нас уже есть задел", - добавил глава Минтранса.

ВСМ "Москва - Казань" предполагается проложить по территории 7 субъектов РФ, где проживает более 25 млн человек. Российско-китайский консорциум в составе ОАО "Мосгипротранс", ОАО "Нижегородметропроект" и China Railway Eryuan Engineering Group завершает проектные работы по ВСМ. Меморандум о формах сотрудничества, модели финансирования проекта ВСМ Москва-Казань как приоритетного участка евразийского транспортного коридора Москва-Пекин был подписан в 2015 году в Москве.

Общая стоимость проекта составляет около 1 трлн 7 млрд рублей, из которых 700 млрд рублей, как ожидается, составит капитальный грант.

"В модели, которую представляют РЖД, его безвозмездно должно предоставить государство", - сообщал в сентябре Алан Лушников, занимавший тогда пост замглавы Минтранса. Кроме того, по его словам, предусмотрены "200 млрд рублей инвестиций РЖД - капитализируемый заем, остальное должен привлечь частный бизнес".

"Сейчас идет обсуждение проекта магистрального плана. Его проект внесен министерством экономического развития в правительство. Там есть проект ВСМ "Москва - Гороховец": дорога идет по новым путям, а от Гороховца (Владимирская область) заходит в Нижний Новгород по существующей железной дороге", - уточнял чиновник.

Фактически новая линия пойдет от города Железнодорожного (Подмосковье), до которого будут проложены дополнительные пути из центра столицы. Стоимость работ оценивается примерно в 621 млрд 500 млн рублей, из них 200 млрд рублей придется на капитальный грант из федерального бюджета, 200 млрд рублей - на средства РЖД, остальное - частные деньги, сообщал Лушников.

Кстати, в ВТБ уже заявили о наличии средств на строительство первого участка ВСМ.

"Инвесторы выстроились в очередь", - цитирует "Коммерсантъ" первого заместителя президента, председателя правления ВТБ Юрия Соловьева.

Инвестировать средства в создание высокоскоростной магистрали "Москва-Казань" предлагалось участникам "списка Белоусова". В этот список входят крупные частные горно-металлургические и химические компании, часть прибыли которых помощник президента РФ Андрей Белоусов предложил перенаправить на исполнение майских указов главы государства.

Строительство ВСМ было предложено инвесторам в числе двух масштабных железнодорожных проектов (второй - строительство транспортного перехода на Сахалин с возведением порта на острове).

Магистральный план рассматривался 24 сентября на заседании президиума совета по приоритетным проектам под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Он сопряжен с долгосрочной программой развития "Российских железных дорог" до 2025 года.

В то же время, в магистральный план и перечень проектов для "списка Белоусова" пока не попала высокоскоростная магистраль Екатеринбург-Челябинск.

Вместе с тем, по словам Лушникова, инвестирование в этот проект с уральским бизнесом обсуждают региональные власти, которые заявили "о готовности поделиться с концессионером тем эффектом, который они как выгодоприобретатели получат от создания линии и объединения Екатеринбурга и Челябинска в единую агломерацию".

"Есть расчеты экономического эффекта и весь его на диапазоне 10 лет регионы готовы отдать концессионеру", - отмечал чиновник.

Между тем параллельно с проектом строительства ВСМ "Москва-Казань" Автодор планирует реализовать проект по строительству скоростной автомобильной трассы Москва - Нижний Новгород - Казань.

Как сообщил журналистам председатель правления госкомпании Сергей Кельбах, ГК "Автодор" намерена в октябре объявить конкурс на выполнение предпроектных работ по строительству новой трассы.

"Приступаем уже к предпроектным проработкам. В плане закупок на этот год предпроектные работы, планировочные решения уже стоят. Сейчас в первых числах октября будет объявлен конкурс", - сказал Кельбах.

По его словам, участок автомобильной дороги "Москва - Нижний Новгород - Казань" попал в шестилетний план деятельности госкомпании и является составной частью коридора "Европа - Западный Китай".

Он уточнил, что речь идет о строительстве участка новой автодороги "Москва - Нижний Новгород - Казань" протяженностью 729 км.

"Трассировку мы знаем, она пройдет севернее Нижнего Новогорода", - добавил он, отметив, что работы, которые заказывает госкомпания, разбиты на три участка.

Председатель правления госкомпании сообщил, что способ реализации строительства - концессионные соглашения, при этом внебюджетные средства ,согластно пессимистичному прогнозу, запланированы минимум на уровне 30%

"По сдержанным, но оптимальным (оценкам - ИФ) - около 39%, от 30% до 40%". "Закончим (строительство - ИФ) в 2024 году", - добавил Кельбах.

При этом он отметил, что планируемая ВСМ "Москва - Казань" и автодорога, о которой идет речь, совпадают "по общему направлению".

"Но на стадии финансово-экономического обоснования мы внимательно изучили грузопоток, пассажиропоток – то есть, взаимовлияние ВСМ на скоростную дорогу "Москва-Казань" и наоборот. Эти дороги – железная и автомобильная – несут совершенно разую нагрузку. Взаимное влияние, конечно, есть, но оно совершенно невелико. Потому что ВСМ - это перевозка пассажиров, а автомобильная дорога - это грузовой трафик в первую очередь", – пояснил Кельбах, напомнив, что в зоне Ногинска и Балашихи "мы вообще идем в одном створе".

В Минтрансе оценили стоимость строительства автотрассы "Москва - Казань" в 540-550 млрд рублей. При этом, уточнил журналистам первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов в кулуарах форума "Интеллектуальные транспортные системы России", в эту сумму не включено строительство обхода города Тольятти, который имеет самостоятельное транспортное значение.

По словам Алафинова, из этих средств не менее 30% составят частные инвестиции.

"Опыт такой по РФ есть, у нас госкомпания ("Автодор" - ИФ) заканчивает создание новой дороги Москва - Санкт Петербург, протяженность приблизительно одинаковая, стоимостные параметры тоже понятны, объемы вложений понятны, опыт есть", - сказал замминистра.

При этом он подчеркнул, что сомнений в возможности реализации этого проекта уже не возникает, "при условии, если начнем очень оперативно, уже буквально с конца декабря в активной фазе", и подтвердил, что дорога будет построена в шестилетний период.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"