Россия / Точка зрения 19 января 2012 г. 16:58

Лунная миссия

Interfax-Russia.ru – Роскосмос планирует до 2020 года запустить на Луну два космических аппарата, а в перспективе создать на ней пилотируемую станцию.

Несмотря на провал "марсианской миссии", сворачивать программу межпланетных научных исследований Россия не собирается, хотя скорректировать ее все же придется.

"В подвешенном состоянии могут оказаться такие проекты как "Венера-Д" и "Марс-НЭТ", в которых предполагалось использовать адаптированную для данных миссий платформу "Фобос-Грунта", - сообщал еще в ноябре прошлого года "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли.

По его словам, проектирование этих станций еще не начиналось, как и финансирование работ, поэтому миссии аппаратов могут отложить в "долгий ящик".

"Вероятно, Роскосмос сделает упор на лунные миссии, как более реализуемые, и уже во время них будет отрабатывать технологии для межпланетных станций", - предположил собеседник агентства.

Информацию о том, что Роскосмос после провала миссии аппарата "Фобос-Грунт" планирует переориентировать научные миссии космических аппаратов с Марса на Луну, на пресс-конференции в Центре управления полетами подтвердил и заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов.

"Может быть, имеет смысл перейти к тому, чтобы делать более внятные шаги по Луне, что касается Марса, то сделать ставку на совместную работу с нашими зарубежными коллегами", - сказал замглавы Роскосмоса.

В конце декабря 2010 года руководители Роскосмоса и Европейского космического агентства (ЕКА), обсуждая перспективы совместных миссий, пришли к выводу, что наиболее заслуживающими внимания являются лунная исследовательская миссия, сроки осуществления которой 2016-2020 годы, и юпитерианская миссия (посадка на спутник Ганимед), которая может быть начата после 2020 года.

Всего же на рассмотрение рабочей группы было предложено пять научных проектов, представляющих потенциальный интерес: миссия в систему Юпитера с посадкой на одном из его ледяных спутников; миссия по доставке образцов грунта из полярного региона Луны; миссия по исследованию атмосферы Венеры и посадке на нее; миссия на околоземный астероид с доставкой образцов грунта на Землю, а также создание астрономической обсерватории на базе телескопа, основанного на оптических элементах Френеля.

Как позже рассказал агентству "Интерфакс-АВН" начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, международная рабочая группа выработала специальную "дорожную карту" освоения космоса человечеством.

Согласно "дорожной карте", развитие пилотируемой космонавтики может пойти по трем путям: организация пилотируемой экспедиции на Марс, полет на Марс после полета на Луну, полет на Марс после полета на астероид. Причем, по его словам, Роскосмос устраивает любой из путей. "Мы исходим из того, что это возможно будет и Луна как промежуточная точка для испытания новых технологий, освоения новых подходов полета человека в космос, а только затем будет сделан шаг в сторону Марса. Но наша конечная цель - Марс", - сказал он.

По словам Алексея Краснова, Россия не откажется и от разработки нового пилотируемого космического корабля, способного совершать полеты к Луне и Марсу. "Мы сейчас концентрируем свои усилия на создании корабля, который бы имел в основе своей базовую возвращаемую капсулу, способную возвращаться на Землю со второй космической скоростью. Это та самая базисная часть, которая будет наращиваться, достраиваться, для того, чтобы создать межпланетный комплекс", - сказал он, добавив, что считает оправданным делать корабль, который позволит летать за пределы низкой орбиты.

Вместе с тем, отмечал Краснов, план дальнейшего развития пилотируемой космонавтики ведущим космическим державам окончательно мешают утвердить проблемы в мировой экономике.

"Пока согласование идет очень сложно. Вы видите, что сейчас происходит в мировой экономике. Подобные программы требуют решения правительств выделить необходимые финансовые ресурсы, а это самая сложная на сегодня задача для всех нас. Очень сложно в условиях такой экономической нестабильности согласиться на выделение многих и многих миллиардов на то, чтобы полететь за пределы низкой орбиты. Пока мы к окончательному решению не пришли", - сказал он.

Тем не менее, как сообщил в эфире радиостанции "Вести FM" глава Роскосмоса Владимир Поповкин, Россия планирует всерьез заняться освоением Луны. "Сегодня в наших планах до 2020 года запустить туда (на Луну - ИФ) два автоматических аппарата", - заявил Поповкин.

По его словам, сейчас Роскосмос разрабатывает перспективную пилотируемую транспортную систему, "которая будет способна долететь до Луны". Но, отметил глава Роскосмоса, реализация этих планов будет зависеть от финансирования.

Он также оговорился, что Роскосмос не планирует повторить высадку американцев на Луне. Поповкин напомнил, что сегодня о Луне известно гораздо больше, чем в 60-70-е годы прошлого века. В частности, известно, что в приполярных областях Луны есть вода.

"Мы сегодня говорим и с НАСА, и с Европейским космическим агентством о том, чтобы начать ее освоение. И тут два варианта: либо сделать базу на Луне, либо сделать автоматическую станцию вокруг Луны", - сказал Поповкин.

Впрочем, по его словам, Роскосмос готов повторить и межпланетную миссию к Марсу. "Мы сейчас ведем переговоры с Европейским космическим агентством, чтобы к 2016-2018 годам еще раз туда (к Марсу - ИФ) пойти", - сообщил руководитель ведомства.

По словам главы Роскосмоса, СССР, а потом и России не везло в организации космический миссий именно к Марсу. "Из 18 проектов единицы были частично успешными", - сказал Поповкин. Это "заколдованная для России и Советского Союза планета", добавил он.

При этом он считает, что для того, чтобы череда неудач в освоении космоса закончилась, в космической отрасли нужно усилить внимание к качеству производства. "К сожалению, в последнее время отрасль очень закоммерциализовалась, и получилось так, что особенно директорский корпус вместо того, чтобы организовывать производство и осуществлять контроль за созданием и производством космической техники, больше занимался бизнесом", - отметил Поповкин.

Поэтому, по его словам, в Роскосмосе планируется централизовать работу по обеспечению коммерческих запусков, "чтобы руководители занимались тем, чем они должны заниматься в первую очередь".

По его словам, сегодня "абсолютно доходной частью" космической деятельности является связь. "Есть все возможности, чтобы системы дистанционного зондирования земли сделать тоже прибыльными", - считает он.

В то же время, по словам главы Роскосмоса, часть работ в космической сфере остаются уточными. В частности, это касается работ по созданию инфраструктуры и ее содержанию.

При этом он убежден, что межпланетные космические исследования необходимо продолжать. В частности, по словам главы Роскосмоса, в НПО им. Лавочкина, где собирался "Фобос-Грунт", сформирован хороший коллектив молодых конструкторов. "Самая главная задача - чтобы они не повесили нос. Нужно найти новые идеи, чтобы они пошли дальше этим коллективом, пусть даже набив шишки на этом проекте", - сказал Поповкин.

Кстати, в НПО им. Лавочкина считают целесообразным повторить проект "Фобос-Грунт", но в рамках новой концепции по исследованию солнечной системы. "Конечно, нельзя останавливаться, надо продолжать двигаться дальше. Я выступаю за аналогичный проект, но он должен быть частью крупной космической программы по исследованию солнечной системы", - заявил "Интерфаксу" генеральный конструктор и генеральный директор НПО им. Лавочкина Виктор Хартов.

По его словам, видение предприятием дальнейших шагов по исследованию космического пространства изложено в документах, направленных в Роскосмос.

При этом он уточнил, что в сложившихся условиях России нецелесообразно сразу приступать к сложным проектам, делая аналог "Фобоса-Грунта", а необходимо идти последовательно: "Сначала запускать несложные миссии к Луне, потом постепенно усложнять задачи".

"Главное, - отметил гендиректор НПО, - не пугаться препятствий и неудач, возникающих на пути к цели. Сильные делают все возможное, чтобы достичь поставленной цели. Мы должны быть сильными".

Обозреватель Анастасия Николаева