Interfax-Russia.ru — Авиавласти Бермудских островов приостановили сертификаты летной годности 745 самолетов российских авиакомпаний. Это более половины воздушных судов, эксплуатируемых в РФ.
Внести в реестр
Управление гражданской авиации Бермудских островов (Bermuda Civil Aviation Authority, BCAA) 12 марта приостановило действие всех сертификатов летной годности самолетов российских авиакомпаний, зарегистрированных на Бермудах.
"BCAA временно приостановило действие всех сертификатов летной годности этих воздушных судов, эксплуатируемых в соответствии со статьей 83bis соглашения между Бермудскими островами и Российской Федерацией", — говорится на сайте BCAA.
В организации пояснили, что санкции в отношении РФ ограничили способность BCAA осуществлять надзор за безопасностью полетов российских воздушных судов, в связи с этим регулятор "не может с уверенностью утверждать, что эти самолеты пригодны для полетов".
Большая часть самолетов российских перевозчиков — иностранного производства, в первую очередь Boeing и Airbus. Почти все они зарегистрированы за рубежом, в основном, на Бермудских островах. Одновременно более половины воздушных судов, по данным консалтинговой компании Cirium, находятся в лизинге иностранных владельцев.
Ранее Совет Федерации поддержал закон, предусматривающий ряд послаблений для транспортной отрасли России в условиях санкционного давления. В частности, документ предусматривает возможность оформления сертификатов летной годности на основании АОН (дополнительных сертификатов типа), выданных уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года.
"Данные положения направлены на сохранение парка иностранных воздушных судов у российских эксплуатантов для бесперебойной работы гражданской авиации в рамках антисанкционных мер", — поясняется в документе.
Вместе с тем, Минтранс РФ на фоне введения западных санкций подготовил законопроект "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", упрощающий процедуру государственной регистрации прав на воздушные суда. Документ предлагает сократить срок регистрации с месяца до десяти дней, а также разрешить подавать заявление на регистрацию не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.
"В части воздушного транспорта мы вводим прежде всего регулирование, которое упрощает регистрацию (самолетов — ИФ) в реестре воздушных судов РФ. Рассматривается вопрос принятия решения о, без исключения (самолетов — ИФ) из иностранных реестров, параллельной их регистрации в реестре РФ", — сообщила глава департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса РФ Алина Малышева.
По ее словам, всего в России эксплуатируются 1,367 тыс. воздушных судов, из них 739 зарегистрированы в иностранных реестрах, в том числе 745 — на Бермудах (по данным консалтингового агентства IBA). Предлагаемое регулирование может коснуться этих 739 судов, "в случае принятия решения об их переводе в российский реестр без согласия собственника или лизингодателя".
"Потому что реально мы их в условиях санкционного режима получить не сможем. Поэтому правительство и наделяется правом установить особенностями, которые будут предопределять возможность регистрации в реестре без согласия собственника", — сказала представитель Минтранса.
Законопроект, по ее словам, также решает "давно назревшую проблему", связанную с легализацией деятельности сертификационных центров.
"Появляются полномочия у РФ определять порядок аккредитации сертификационных центров", — сообщила Малышева.
По словам чиновницы, в Минтрансе также обсуждалась возможность выкупа самолетов у иностранных лизингодателей. Однако решение еще не принято.
Вместе с тем, Минтранс разработал проект постановления правительства, который касается взаимодействия с лизинговыми компаниями. Согласно этому документу, если лизингодатель расторгает договор с авиакомпанией и требует досрочно вернуть воздушное судно или двигатель (самолета), решение о возврате должна одобрить правительственная комиссия по импортозамещению (ее возглавляет вице-премьер РФ Юрий Борисов). Если же такого решения нет, авиакомпания в праве продолжить использование авиатехники. При этом рассчитываться с лизингодателем авиаперевозчик может в рублях, а обслуживать технику — "в организациях, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям федеральных авиационных правил". При этом страховать и перестраховывать воздушные суда и двигатели предполагается "в российских страховых организациях на условиях, эквивалентных условиям, предусмотренным договором".
"Настоящий документ применяется к договорам, заключенным до 24 февраля 2022 года", — отмечается в проекте постановления.
Его общественное обсуждение продлится до 23 марта.
Еще одна проблема, которую придется решать российской авиаотрасли, касается закупки запчастей для самолетов.
"В рамках 100 указа президента Минэкономразвития разрабатывает постановления, которые будут устанавливать запрет на вывоз и ввоз. В рамках этих подзаконных актов рассматривается возможность установить запрет на вывоз судов за пределы РФ и также относительно находящихся на нашей территории запчастей. Дальше прорабатываются вопросы поставок запчастей через Китай и иные страны Азиатского региона", — сказала Малышева.
При этом чиновница затруднилась ответить, как будет выполняться "глубокий ремонт" иностранных самолетов, учитывая, что программное обеспечение находится "в руках производителя".
"В большей степени это вопрос к Минпромторгу. Но можем совместно уверить вас, что в настоящее время он прорабатывается. И, в том числе, делегация правительства РФ в настоящее время находится в Китайской республике, чтобы урегулировать эти вопросы и обеспечить поставки", — сказала она.
Ранее начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов заявлял, что российские власти будут также искать возможности поставок авиационных запчастей в Турции и Индии. Однако в пресс-службе Росавиации заявили, что "в соответствии с должностными обязанностями Валерий Кудинов не уполномочен делать официальные заявления от имени ведомства".
Как сообщалось, после начала специальной военной операции РФ на Украине авиавласти Евросоюза, Великобритании, Канады и США закрыли свое воздушное пространство для российских авиакомпаний. Авиасообщение внутри России было также частично ограничено — по решению Росавиации до 20 марта закрыт ряд аэропортов в центральной части и на юге страны.
Также Евросоюз 26 февраля ввел санкции, которые запрещают поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей, а также их техобслуживание и страхование. Кроме того, санкции обязывают лизингодателей разорвать до конца марта действующие контракты с авиакомпаниями.