Россия / Точка зрения 29 ноября 2016 г. 16:35

Курс на религию

Interfax-Russia.ru – Курс православной культуры в российских школах могут ввести на все время обучения. В Российской академии образования говорят, что новый предмет не станет обязательным.

Курс на религию
© РИА Новости. Александр Кожохин

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) был введен во всех общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года. Этот курс изучают четвероклассники один час в неделю в течение всего учебного года. ОРКСЭ состоит из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Школьники и их родители имеют право выбрать один из них. Введению курса в качестве обязательного предшествовала его апробация в школах в 2009-2011 годах в 21 субъекте РФ.

Вместе с тем в Русской православной церкви не первый год идет подготовка школьного курса ОРКСЭ, который будет рассчитан на десять лет обучения. "Мы хотим создать такой единый духовно-нравственный, воспитательный курс, который бы на протяжении всех лет получения образования сопровождал школьников и был бы неразрывно связан с другими предметами", - заявлял еще в начале 2015 года председатель синодального Отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

По его словам, цель нового курса - "иметь всесторонне образованного человека и, самое главное, человека думающего". Сроки внедрения нового курса митрополит не уточнял, заметив тогда, что работа идет "серьезная и осмысленная", а курс разрабатывается с учетом получаемых школьниками знаний по другим предметам, включая историю, музыку и даже биологию.

В свою очередь патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал, что оставлять преподавание данного курса только в четвертых классах "значило бы свести на "нет" все усилия, предпринятые в последние годы церковью, государством и обществом, по духовно-нравственному воспитанию школьников".

"Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа?" - задавался вопросом предстоятель, высказывая мнение, что "к перспективам расширения школьного курса ОРКСЭ на другие классы в обществе сложилось достаточно консолидированное положительное отношение". Поддержку эта инициатива нашла и у большинства традиционных религиозных общин России, добавлял патриарх.

В Минобрнауки РФ, получившем предложение РПЦ, тогда не были готовы на него ответить. В сообщении пресс-службы министерства, поступившем в "Интерфакс", отмечалось, что министерство оценит преподавание курса ОРКСЭ в школах России по итогам общественных обсуждений. Также планировалось провести анализ всей учебной литературы курса и его "эффективность в образовательном аспекте".

"Мониторинг будет проходить в течение 2015-2016 годов и только после получения результатов министерство сможет рассмотреть вопрос о возможности расширения курса", - подчеркивали в пресс-службе.

В начале этого года патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь призвал расширить практику преподавания предметов в рамках школьного курса "Основы религиозных культур и светской этики".

Как выяснил "Коммерсант", в июле глава Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая разослала членам Федерального учебно-методического объединения (УМО) проект программы "Православная культура", рассчитанной на изучение с 1-го по 11-й класс.

Мнения экспертов разделились. Так, в Московском педагогическом госуниверситете поддержали курс с условием доработки, а коллеги из Московского городского педагогического университета выступили против. В сентябре УМО отклонило проект, однако новая версия, с которой ознакомилось издание, появилась уже спустя два месяца.

"Православная культура" претендует на дополнительные часы, на которые по закону в начальных классах отводится 20%, а в последующих – 30% учебного времени. По согласованию с родителями это время можно тратить на дополнительные занятия по основным предметам, а можно ввести новые уроки - второй иностранный, астрономию и т.д.

Новый "православный курс" разбит на три блока - для 1-4-х, 5-9-х и 10-11-х классов. Первый блок займет минимум 102 учебных часа. В первом классе разрешено изучать "Православную культуру" во внеурочное время, а вот дальше предмет предлагается ввести в расписание. Среди тем для изучения можно обнаружить "Во что верят православные христиане", "Добро и зло в православной традиции" и "Христианская семья".

Авторы программы намерены добиваться "становления православных христианских ценностных ориентаций" у детей. А свои поступки ученики должны будут оценивать "на основе нравственных норм православной христианской традиции".

В 5-9-х классах "Православная культура" претендует минимум на 175 часов (один урок в неделю), но "оптимальным" сроком называют 350 часов. Среди тем для изучения: "Православное христианское понимание смысла жизни человека", "Нравственная культура православной семьи", "Особенности нравственной культуры воина-христианина". Среди прочего школьнику предлагается изучить темы "Латинский прозелитизм на Руси" и "Искаженные толкования библейских текстов в литературе деструктивных сект".

По мнению разработчиков курса, выпускник девятого класса обязан "знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения", "ориентироваться в православном календаре (месяцеслове)", "перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники" а также "перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов".

Результатами курса авторы считают "формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции" и "готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ".

Для 10-11-х классов предмет уже не является обязательным, но авторы все равно отводят "Православной культуре" минимум 70 часов (один урок в неделю) с возможностью расширения до 140. В итоге от выпускника школы ожидается "сформированность мировоззрения на основе православной духовно-нравственной культуры, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики".

Сразу несколько членов УМО, пожелавших сохранить анонимность, заявили "Коммерсанту", что в этот раз большинство, скорее всего, проголосует за "Православную культуру".

Между тем, по мнению протодиакона Андрея Кураева, предлагаемые 600 часов (за все школьные годы) для преподавания "Православной культуры" – это слишком большой объем времени. "Так обильно ни один другой предмет не изливает себя в головы школьников. Тут уж понятно, где понятно, где будет отныне проходить школьный хребет", - отмечает Кураев.

Он напомнил, что сам писал учебник для 4-го класса. "Да, я годами говорил, что такой предмет в школе нужен. Но нужно ж и меру знать! Иначе можно в ответ получить дружную ненависть, как нагнутых учителей, так и родителей, а, в конце концов, и самих подростков", - считает протодиакон.

К тому же, по его мнению, секретность этого проекта показывает, что и "его авторы понимают, что делают не очень хорошее дело".

В свою очередь в РАО утверждают, что новый школьный курс "Православная культура" не будет носить обязательный характер. Как заявили порталу "Интерфакс-Религия" в Российской академии образования, сейчас проект программы нового курса на стадии рассмотрения, и будет организовано очное обсуждение программы, дата которого пока не определена.

"До принятия членами федерального УМО окончательного решения оценочные комментарии со стороны Российской академии образования в отношении представленного к рассмотрению проекта программы "Православная культура" преждевременны и нецелесообразны, так как это может повлиять на принятие решения членами федерального УМО", - сообщил агентству начальник отдела по связям с общественностью РАО Александр Стрига.

Со своей стороны спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что изучение такого школьного предмета как православная культура должно происходить на добровольной основе и будет даже полезно.

"Это должно быть правом выбора школы, родителей, детей. Я не вижу ничего того, что может нарушить нашу Конституцию, речь идет об изучении православной культуры. И я думаю, что любому гражданину нашей страны хорошо бы знать историю своей страны, историю православной культуры. И, конечно, лучшее время, чтобы с этим познакомить, это школьные годы", - заявила Матвиенко журналистам.

При этом она подчеркнула, что Российская Федерация является светским государством, что прописано в Конституции - "так было, есть и так будет". Тем более, отметила Матвиенко, что не предлагается ввести изучение "Закона Божьего", а речь идет об изучении основ православной культуры, "которая играла и играет очень важную роль в духовном, нравственном развитии общества".

Как показали данные опроса, проведенного "Левада-Центром" в феврале 2016 года, более половины россиян (61%) считает, что по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности, а 13% полагают, что нужно восстановить преподавание Закона Божьего в средних школах для всех желающих. При этом 19% россиян уверены - в школе не должно быть места религии.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook