Interfax-Russia.ru – Неудачный пуск ракеты "Протон" привел к отставке главы центра им. Хруничева Владимира Нестерова. Чтобы избежать повторения аварий, "Роскосмос" могут сделать госкорпорацией.
Последствия очередного неудачного запуска ракеты-носителя "Протон" со спутниками связи на борту принесли куда больше неприятностей, чем можно было ожидать.
Расследование причин ЧП привело к приостановке запланированных пусков ракет-носителей "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М". Тем временем за "разбором полетов" следит не только вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, пообещавший наказать виновных, но и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который дал руководителям "Роскосмоса" месяц на улучшение работы отрасли. Пришлось признать, что причины космических неудач вполне земные.
Космос под присмотром властей
Минувший год оказался не лучшим для космической отрасли. Россия заняла первое место по количеству пусков (35 за год), но потеряла пять аппаратов, хотя у Китая, обосновавшегося на втором месте, на 19 пусков приходится всего один утерянный аппарат.
"Роскосмос" за такую статистику не похвалили, а источники, близкие к отрасли и давно предрекавшие отставку главы агентства Анатолия Перминова, быстро определились с его преемниками. В итоге в числе кандидатов оказались первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин и президент ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота.
Слухи подтвердились после аварии ракеты "Протон-М" со спутниками "Глонасс" на борту, которые по пути на орбиту оказались на дне Тихого океана. Тогда агентство возглавил Владимир Поповкин.
Впрочем, после гибели "Протона" неприятности продолжились и, несмотря на старания сотрудников "Роскосмоса", на орбиту так и не были выведены пять аппаратов. В феврале 2011 года нештатная ситуация произошла с ракетой-носителем "Рокот", которая должна была вывести на орбиту спутник "Гео-ИК-2". 18 августа пропал спутник "Экспресс-АМ4". Немногим позже, 24 августа, стало известно о потере ракеты-носителя "Союз-У" с грузовым кораблем "Прогресс М-12М". Очередная авария произошла в ноябре – тогда Россия лишилась межпланетной станции "Фобос-Грунт", которая должна была отправиться к Марсу. Декабрь 2011 года также не обошелся без ЧП – вскоре после старта упал космический аппарата связи "Меридиан".
Все это происходило на фоне непонимания между "Российскими космическими системами" и "Роскосмосом", нового главу которого просили "тихо уйти".
В июле 2012 года в "Роскосмосе" решили ужесточить предстартовый технический контроль ракет-носителей. По словам Владимира Поповкина, это помогло обнаружить неисправность рулевой машины первой ступени ракеты-носителя "Протон-М" с космическим аппаратом "Сириус-5", старт которой несколько раз переносили.
"Мы более ответственно начали относиться к подготовке ракет-носителей на космодроме после всех прошлогодних неудач. Теперь мы все сводим под ФГУП "ЦЭНКИ", теперь единое управление на космодроме. Поэтому подготовка более жесткая", – заявил руководитель "Роскосмоса".
Учитывая предысторию, запуск "Протона", намеченный на 6 августа 2012 года, должен был пройти штатно. Но после потери ракеты-носителя оставалось только удвоить усилия, чтобы понять, почему удача отвернулась от российской космической отрасли?
Причины неудачи
В конце концов выяснение причин аварии свелось к проверке двух версий – к ЧП могла привести нештатная ситуация или неполадки в разгонном блоке ракеты-носителя. Эксперты считали более вероятной проблему разгонного блока и вскоре их догадки подтвердились.
"Авария "Протон-М" 6 августа связана с аварийной работой разгонного блока "Бриз-М" и носит производственный характер. Произошло засорение магистрали наддува дополнительных топливных баков горючего "Бриза-М", – заявил Владимир Поповкин, отметив, что сейчас разрабатываются предложения, которые помогут "усилить управляемость отрасли". По его словам, "это - целый комплекс, более 20 рекомендаций, касающихся как самого разгонного блока, так и организации технологических процессов при производстве космической техники и ее испытаний на космодроме".
"Должен сказать еще одну вещь. Я поручил аварийной комиссии изучить полный поток телеметрии, начиная с участка выведения до совершения аварийного события. В ходе этого анализа появились кое-какие замечания и к двигательной установке третьей ступени ("Протона-М" - ИФ-АВН)", - отметил глава Российского космического агентства.
Еще до официального объявления причин потери ракеты-носителя предполагали, что расследование может привести к новым отставкам руководителей нескольких предприятий отрасли. Под "раздачу" могли попасть 69-летний главный конструктор ФГУП ОКБ "Марс" Анатолий Сыров (разработчик систем управления) и 54-летний генеральный директор КБХМ имени Исаева (Воронеж) Владимир Петрик (изготовитель двигательной установки разгонного блока "Бриз-М"). Ответить за провальный запуск могли и чиновники "Роскосмоса".
Впрочем, наиболее вероятным претендентом на выбывание был 63-летний генеральный директор космического центра имени Хруничева Владимир Нестеров – разработчик и изготовитель разгонного блока "Бриз-М", который не смог вывести спутники на расчетную орбиту.
"В отрасли считают, что кадровые решения не ограничатся одним Центром имени Хруничева и после завершения работы комиссии нужно ждать других отставок", – сообщил "Интерфаксу" источник на космодроме Байконур. По его словам, "помимо непосредственных причин аварии, членам комиссии предстоит разобраться, почему произошла авария и обосновать свои выводы".
"Сделать это будет нелегко, так как разгонный блок в космосе и он недосягаем. В моделировании работы разгонного блока и его аварии могут быть разные подходы, и за каждую строчку в заключении предприятия отрасли будут биться, так как руководители "виновных предприятий" могут быть уволены", – сказал собеседник агентства.
15 августа стало известно, что гендиректор центра им. Хруничева по собственному желанию уходит в отставку. Тогда это сообщение не комментировали, но спустя сутки Владимир Поповкин информацию подтвердил.
"У нас нет вечных кадров. Будет проходить их замена. Я могу официально подтвердить, что Владимир Евгеньевич Нестеров покидает свой пост, – констатировал руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин. – Де-факто это уже сделано, осталось сделать де-юре - сделать распоряжение президента, поскольку он был назначен на свой пост президентом РФ".
Уже известно о четырех кандидатах на вакантное место – это нынешние заместители гендиректора Сергей Анисимов, Василий Сычев, Александр Селиверстов, Владимир Петрик. Наиболее вероятным преемником Владимира Нестерова считают Василия Сычева или Александра Селиверстова.
Должность генконструктора предприятия могут получить главный конструктор предприятия Юрий Завора или начальник отдела конструкторского бюро Игорь Партола.
Проблемы космического масштаба
По словам гендиректора центра им. Хруничева и руководителя Федерального космического агентства к очередной аварии в космосе привело несколько факторов: нехватка профессиональных кадров, старение инженерно-конструкторского корпуса, недостаточность материальных и социальных стимулов для молодежи, а также отсутствие современных средств контроля технологических процессов.
Впрочем, вице-премьер Дмитрий Рогозин по-своему оценил происшедшее, заметив, что дело не в "железе, а в слабой организации производства и в отсутствии эффективной, современной системы управления качеством на ряде предприятий отрасли".
"Пока у нас самому молодому директору предприятия Роскосмоса будет 62 года, марсоходы нам будут только сниться, а Фобосы будут падать в грунт", - написал он в своем блоге в Twitter.
В свою очередь, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что существующие проблемы не оправдывают серию неудачных запусков космических аппаратов. По его словам, несправедливо, что за "провал" платит только страховая компания, а люди, выпустивших некачественную продукцию, остаются безнаказанными.
Среди объективных трудностей глава правительства назвал устаревшую производственную базу - 90% мощностей сейчас находятся в эксплуатации уже на протяжении более 20 лет. Кроме того, существует проблема слабой электронной компонентной базы, что является "бедой для космической промышленности".
"За последние полтора года было семь пусков аварийных, было потеряно десять спутников, - напомнил премьер. – 6 августа - случай с ракетой-носителем "Протон-М", выброшены на ветер в результате всего этого миллиарды рублей. И что особенно неприятно, это то, что происходит ослабление авторитета нашей страны как очень крупной, ведущей космической державы".
Он подчеркнул, что, несмотря на вложенные средства (с 2012 по 2015 год планируется вложить 650 млрд рублей), ситуация в космической отрасли не улучшается.
Незадолго до происшествия стало известно, что российскую космическую отрасль могут разделить на несколько структур, объединив предприятия, которые выпускают однотипную продукцию.
"Модернизировать все никаких денег не хватит. Поэтому мы планируем создавать горизонтальные структуры. Будем смотреть, где выше уровень компетенции, где более современное производство и туда вкладывать деньги. Вот такая идеология", - заявил "Интерфаксу-АВН" глава российского космического ведомства Владимир Поповкин.
Тогда предполагали, что в самом "Роскосмосе" в течение десяти лет может появиться семь интегрированных структур.
"Старт реформе даст указ Владимира Путина, посвященный созданию каждой интегрированной структуры: в нем должен быть окончательно определен круг организаций, которые в них войдут, а также процент акций, который будет вноситься в уставный капитал каждого холдинга", - уточняет газета "Коммерсант".
Однако уже после неприятностей с ракетой-носителем "Протон-М" стало известно, что "Роскосмос" по примеру "Росатома" может быть преобразован в госкорпорацию.
"Что касается организационных планов, поручения по которым выдал председатель правительства, то необходимо с учетом важности космической деятельности и тем, что в ведении Роскосмоса находятся предприятия, отвечающие за создание стратегических ядерных сил, необходимо усиление вертикали управления отраслью, не только головняками, но и вторым, третьим, четвертым уровнями кооперации", – пояснил глава Российского космического агентства.
Он также отметил, что после аварии особенно важным стал переход от системы контроля качества продукции к системе управления им.
"Мы вводим 13 этапов контроля за созданием космической техники. На каждом этапе будем заслушивать должностных лиц, принимать решения, выдавать рекомендации. Это позволит хватать замечания не на этапе летно-конструкторских испытаний, а предупреждать их на более ранних этапах, - сказал глава Роскосмоса. – Вообще, если говорить о переходе к системе управления качеством - это переход от системы поиска ошибок к системе их недопущения".
Не ясно, будет ли окончательно принято решение о превращении Роскосмоса в госкорпорацию и будет ли такой ход эффективным. Впрочем, не ясно и то, как происходящее отразится на планах "Роскосмоса", например, по созданию пилотируемого корабля для полетов к Луне. Или они так и останутся расчетами на бумаге.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
.
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".