Interfax-Russia.ru – Нефтяным компаниям даны рекомендации по ценам на АЗС и объемам поставок топлива аграриям. Для стабилизации ситуации президент предложил механизмы, аналогичные используемым при регулировании экспорта удобрений.
Запрет с уточнениями
Правительство РФ на минувшей неделе ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Причем, вопреки слухам на рынке, запрет был введен для всех. Исключениями стали лишь экспорт в страны ЕАЭС по индикативным балансам или протоколам, предусмотренным межправительственными соглашениями и т.д.
Позже правительство РФ уточнило перечень нефтепродуктов, которые подпали под временный запрет экспорта. В частности, из-под запрета вывели судовое топливо, газойли и средние дистилляты. Кроме того, отменили исключение о разрешении экспорта указанных в постановлении нефтепродуктов в Южную Осетию и Абхазию.
В правительстве также уточнили, что можно экспортировать нефтепродукты не только те, на которые в момент выпуска постановления оформлено разрешение на вывоз от РЖД или поручение на отгрузку на морское судно, но и которые оформлены для перевозки по системе "Транснефть".
Между тем аналитики и участники рынка, опрошенные "Интерфаксом", не считают последнее уточнение слишком вдохновляющим. Так, по словам одного из собеседников агентства, уже оформленных маршрутных квитанций хватит ненадолго. Для "Транснефти", по его мнению, исключение должно было быть сделано изначально, ведь нефтепродуктопровод также идет в порт Приморск, откуда продукция отгружается на танкеры.
Что касается других уточнений по экспорту топлива, то, по мнению участников рынка, вывод ряда топлив из-под запрета на экспорт не отразится на их наличии в России. По словам одного из собеседников агентства, корректировка запрета является мерой, ориентированной на малые и средние НПЗ, у которых нет установок гидроочистки дизтоплива.
"Сейчас задача заключается в наполнении внутреннего рынка товаром (автомобильным бензином и дизельным топливом) в таком объеме, чтобы ни у кого не создавалось ощущения дефицита. Задачи отключить экспорт по всему "фронту", как я понимаю, не стоит. Все, что прямо не относится к автомобильному бензину и к дизельному топливу, запрещать к экспорту безосновательно и бессмысленно сейчас", - отметил в свою очередь главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов ООО "Петролеум Трейдинг" (крупнейший частный топливный трейдер РФ) Андрей Дьяченко.
Председатель совета СРО "Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков" Владимир Сергеев со своей стороны порадовался, что уточнение перечня запрещенных к вывозу топлив "позволит избежать срыва бункеровок судов прибрежного плавания, которые в частности заняты в перевозке сельхозпродукции (например, зерна)".
В конце минувшей недели заместитель председателя правительства России Александр Новак обсудил с представителями нефтяных компаний вопросы ценообразования на топливо в оптовом и розничном сегментах. После чего в аппарате вице-премьера РФ "Интерфаксу" уточнили, что совещания будут проводиться еженедельно, до урегулирования ситуации на топливном рынке.
По мнению главы думского комитета по энергетике Павла Завального, решения по регулированию топливного рынка, принятые правительством, должны быть дополнены законодательными мерами.
"Оперативно принятые антикризисные меры позволят правительству РФ, профильным ведомствам и Государственной Думе сформулировать и принять необходимые решения долгосрочного характера, направленные на настройку топливного рынка. Эта работа ведется в непрерывном режиме", - заявил Завальный журналистам.
По его словам, такими решениями могут быть меры налогового регулирования (например, экспортные пошлины), решения об увеличении объемов биржевых продаж, донастройка механизмов демпфера.
"Сочетание оперативных и долгосрочных решений позволит наполнить внутренний рынок топливом, сбалансировать его и стабилизировать цены на приемлемом уровне как для производителей, так и потребителей", - добавил депутат.
Он обратил внимание на то, что запрет экспорта нефтепродуктов не может продлиться долго - неделю-две, максимум месяц, "иначе можем загнать переработку в убытки и остановятся НПЗ". Поэтому, отметил Завальный, решения должны быть приняты в течение 2-3 недель, при этом изменения в Налоговый кодекс по демпферу можно принять в течение месяца.
"В прошлом году почти 2,2 трлн рублей направили нефтяникам на выплату демпфера, в 2023 году было запланировано всего 1,2 млрд рублей и еще скорректировали вниз, чтобы сбалансировать бюджет. Но в августе нефтегазовые доходы уже превышают 800 млрд рублей. И по сути, если посмотрите, сегодня стоимость топлива на НПЗ превышает стоимость в рознице - немного, на 1-3 рубля - это говорит, что идет субсидирование розничного рынка за счет экспортного, и получается, что игроки розничные, которые покупают нефтепродукты на внутреннем рынке, чтобы компенсировать свои убытки, отправляют часть нефтепродуктов на более премиальный внешний рынок", - прокомментировал депутат.
Системные меры
Решение о запрете экспорта нефтепродуктов поначалу действительно обрушило биржевые цены на топливо – еще на фоне слухов о планах по введению запрета биржевые цены на прошлой неделе снизились на Аи-95 на 21,27%, на Аи-92 - на 19,86%.
Власти рассчитывали, что вниз пойдут и розничные цены на бензины и дизельное топливо. Между тем, рост цен как на бензин, так и на дизельное топливо продолжился, хотя и существенно меньшими темпами. Так, по данным Росстата, рост потребительских цен на бензин в России на неделе с 19 по 25 сентября замедлился до 0,5% после роста на 0,8% неделей ранее. При этом по отношению к началу года цены на бензин на 25 сентября повысились на 9,9% при общей инфляции за этот период в 4,32%.
Потребительские цены на дизельное топливо в РФ с 19 по 25 сентября выросли на 1,7% после того, как с 12 по 18 сентября поднялись на 2%. С начала года дизельное топливо подорожало на 11,3%.
А на текущей неделе после недельного падения развернулись вверх и биржевые цены на бензин и дизтопливо. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), 26 сентября стоимость Аи-92 по национальному индексу (учитывает данные всех НПЗ страны) подросла по сравнению с предыдущим торговым днем на 1,8%, Аи-95 - на 1,2%, летнее дизтопливо - на 1,1%.
Таким образом, считают участники топливного рынка, биржевые цены отыграли информацию о введении запрета на экспорт топлив из РФ. Теперь топливный рынок ждет скорую отмену запрета экспорта, по крайне мере такие слухи превалируют среди участников биржевых торгов.
Накануне объем продаж нефтепродуктов на СПбМТСБ поставил рекорд, однако цены продолжают медленно расти, демонстрируя умеренное повышение - по 1-2% в день по разным видам топлива.
Президент РФ Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства заявил, что ждет от Минэнерго предложений, касающихся ситуации на рынке нефтепродуктов.
Вице-премьер РФ Александр Новак пообещал, что системные меры вскоре будут приняты и дадут уже долгосрочный эффект. В их числе он назвал корректировку параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации; ограничение так называемого "серого экспорта", чтобы не допускать вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами; а также введение полного запрета на экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены на внутреннем рынке, но не были произведены.
Новак подчеркнул важность совместной работы Минэнерго с Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой для обеспечения мониторинга за соблюдением этих требований.
"Также нам необходимо контролировать уровни наценки, в том числе вместе с Федеральной антимонопольной службой, на АЗС. Поскольку падение биржевых цен должно отражаться, особенно, как я уже сказал, на независимых автозаправках", - добавил он.
По мнению Новака, "в целом ситуация на внутреннем рынке стабилизируется, принятые меры оперативного характера обеспечивают восстановление и стабильную работу мелкооптового сегмента, независимой сети АЗС, работу сельхозпроизводителей".
Он также сообщил, что нефтяным компаниям даны рекомендации по ценам на АЗС и объемам поставок топлива аграриям. Вице-премьер напомнил, что были увеличены нормативы продаж бензина и дизтоплива на бирже и приняты административные меры - "отстранен ряд трейдеров, применявших недобросовестные практики по торгам".
"Также внимательно следим, чтобы соответствующая трансляция цен - снижение по биржевым торгам - отражалась на нефтебазах и на мелкооптовом звене и доходило до сельхозпроизводителей. За этим внимательно смотрим вместе с субъектами Российской Федерации", - резюмировал Новак.
Со своей стороны президент РФ предложил для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов применять механизмы, аналогичные уже используемым при регулировании экспорта удобрений.
"У нас есть практика по другим отраслям, по удобрениям, допустим. Действительно, поставили на внутренний рынок необходимый объем, а потом зарабатывайте на внешнем. Ну есть же, работает. Ясно, что здесь есть своя специфика в нефтянке, но, тем не менее, большой разницы-то нет, надо только своевременно эти решения принимать, и все", - сказал Путин.
Он указал на то, что даже после введения запрета на экспорт бензина и дизеля 21 сентября, несмотря на снижение цен на бирже, в рознице стоимость Аи-92 продолжила расти - с 49,7 рубля за литр (на 21 сентября) до 51,5 рубля за литр (на 26 сентября).
"Меры приняты, а цены растут. Что там происходит в этих других звеньях, потребителя мало интересует. Потребителю же результат нужен. То же самое касается сельхозпроизводителей", - заявил Путин.
Президент предложил вице-премьеру плотнее работать с компаниями, чтобы они понимали свою ответственность.
"Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт, - это понятно. Они свою работу выполняют, а мы - свою. (...) Будем рассчитывать на то, что предлагаемые меры сработают. Ну и с компаниями надо плотнее работать, мы уже с вами говорили, - чтобы они тоже свою ответственность понимали. Ясно, что экономика компаний и для нас важна. Это курица, которая приносит золотые яйца - это понятно, мы должны бережно к ним относиться. Но, тем не менее, реагировать на происходящие события я бы попросил вас более оперативно", - сказал Путин.
Президент также напомнил про другие варианты, например, "своевременное принятие решений по демпферу и так далее".
"Но есть и вопросы, связанные с налогообложением: они (компании - ИФ) начали зарабатывать на большой цене - бюджет тоже зарабатывает. Здесь тоже можно подумать о каких-то уточнениях. Бюджет зарабатывает, они говорят: верните нам эти деньги, которые бюджет заработал. Подумайте. Мы же видели, что происходит. И заранее можно предложить эти варианты решения, и своевременно, автоматически будем тогда реагировать на происходящие события при повышении и понижении цен", - отметил глава государства.