Interfax-Russia.ru — Компактный трехдверный электрический смарт-кроссовер разработали петербургский политех совместно с "КАМАЗом".
Работа над проектом "Создание "умного" цифрового двойника и экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS 3-4 уровня" началась в декабре 2018 года. Проект разрабатывался при финансовой поддержке министерства науки и высшего образования РФ в рамках федеральной целевой программы специалистами Инжинирингового центра (CompMechLab) Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) Петра Великого — ключевого подразделения Центра НТИ вуза "Новые производственные технологии".
Цифровые платформы и единая технология разработки и применения цифровых двойников (цифровое проектирование и моделирование, системный и суперкомпьютерный инжиниринг, искусственный интеллект, виртуальные испытания, стенды и полигоны) дали возможность автоматизировать сам творческий процесс разработки наукоемких высокотехнологичных изделий.
В том числе разработанные сотрудниками CompMechLab инструменты цифрового проектирования и моделирования позволили провести все необходимые виртуальные испытания, моделировать и измерять любые показатели изделия в течение полного жизненного цикла с детальным учетом характеристик материалов и особенностей технологических процессов.
В ходе реализации проекта "КАМА-1" был создан "умный" цифровой двойник электромобиля, который представляет собой систему цифровых моделей изделия и технологических процессов, взаимоувязанных и сбалансированных на единой платформе.
"Умный" цифровой двойник электромобиля прошел более 800 виртуальных испытаний на виртуальных испытательных полигонах и стендах, продемонстрировав соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза и правилам ЕЭК ООН.
"Это первый российский электромобиль, разработанный полностью на основе технологии цифровых двойников и специализированных цифровых платформ. Смарт-кроссовер конкурентоспособен как с точки зрения технических и потребительских характеристик, так и с точки зрения дизайна, безопасности и комфорта, отвечает требованиям международной сертификации", — отметил руководитель Инжинирингового центра Алексей Боровков.
В ходе реализации проекта всего за два года был создан не только цифровой двойник, но и изготовлен экспериментальный образец малогабаритного городского электромобиля.
Индустриальным партнером проекта выступил ПАО "КАМАЗ".
"Наше сотрудничество с Санкт-Петербургским политехническим университетом можно уверенно назвать одним из успешных примеров взаимодействия науки с реальным производством", — заявил генеральный директор "КАМАЗа" Сергей Когогин, поблагодарив коллег за "плодотворное сотрудничество" и выразив надежду "на дальнейшее укрепление и расширение границ" партнерства.
Электромобиль с интеллектуальной системой помощи водителю ADAS уровня 3, получивший рабочее название "КАМА-1", представляет собой трехдверный четырехместный компактный смарт-кроссовер. Длина составляет 3 м 40 см, ширина – 1 м 70 см, высота — 1 м 60 см, клиренс – 160 мм. Электромобиль оснащен литий-ионным аккумулятором емкостью 33 кВт/ч и электродвигателем мощностью 80 кВт, что позволяет развить скорость до 150 км/ч и проехать до 250 км без подзарядки. Скорость полного заряда батареи в обычном режиме — 6 часов, в ускоренном — 20 минут. Разгон до 100 км/ч — за 6,7 секунд.
Автомобиль оснащен полностью светодиодной передней и задней оптикой, динамическими указателями поворота, а также лобовым остеклением, обеспечивающим панорамный обзор.
Накладки крыльев, порогов и юбки бамперов выполнены в качестве отдельных элементов и легко заменяются. Высокий клиренс автомобиля позволяет преодолевать сложные участки дороги. На рулевой колонке расположен девятидюймовый экран основной информационной, мультимедийной и управляющей системы.
Сейчас электромобиль находится в статусе промышленного предсерийного образца, который прошел испытания и всю необходимую сертификацию.
"Впервые автомобиль был не только разработан, но и подготовлен к серийному производству не промышленным предприятием, а именно университетом - петербургским политехом. И это значит, что наша модель интеграции "науки, образования и производства" работает великолепно", — считает ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской.
Накануне электромобиль "КАМА-1" представили в рамках VII ежегодной национальной выставки "ВУЗПРОМЭКСПО-2020".
"Мы презентовали, на мой взгляд, конкретный результат работы, это сразу определило лицо выставки этого года", — заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, отметив автомобиль как пример, "когда благодаря целенаправленным усилиям всех заинтересованных сторон может получиться очень интересный продукт".
По его словам, самой целью выставки является демонстрация успешного взаимодействия российских университетов, научных институтов, бизнеса и предприятий реального сектора экономики.
"Те технологии и идеи, которые рождаются в университетах, студенческих и молодежных стартапах, должны найти воплощение в производстве и стать продуктами мирового уровня", — подчеркнул министр, добавив, что представленные на выставке образцы уникальны и доказывают возможности науки и российского автопрома.
Со своей стороны директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков обратил внимание на то, что машина полностью готова и к беспилотной эксплуатации — в нее встроены соответствующие системы класса ADAS 3-4 уровня, лидар и камеры.
"Это машина композитная, спроектированная не просто в цифре, а так, чтобы быстро можно было выпускать новые версии. Это идеология Национальной технологической инициативы — продвижение на новые рынки, которые позволяют выпускать продукцию нового класса очень быстро, с коротким time-to-market, и под задачи целевой аудитории", — отметил Песков, назвав электрокар "будущим российской индустрии" и выразив надежду, что таких продуктов в НТИ будет становиться все больше наряду с другими продуктами в области плавающих устройств и судов.
Кстати, проект "КАМА-1" уже получил продолжение в виде модульной электрической платформы развития модельного ряда электротранспорта под различные запросы потребителей — от компактного городского автомобиля до городских 18-метровых электробусов, соответствующих международным требованиям сертификации.