Interfax-Russia.ru - Требования к прошлому потенциальных российских усыновителей могут значительно упростить. КС РФ согласился с тем, что судимые могут усыновлять детей. Правда, не все.
После принятия резонансного закона "Димы Яковлева", запрещающего американцам усыновлять российских сирот, тема сиротства в РФ остается одной из самых обсуждаемых. Противники запрета были убеждены, что таким образом чиновники испортили жизнь детям, которые могли обрести семью за границей. Их оппоненты доказывали, что с этой проблемой россияне могут справиться и без чужой помощи. Однако одними словами дело не закончилось, и в РФ задумались, как упростить саму процедуру усыновления и сделать его популярным у россиян.
Помимо финансовых льгот и дополнительных материальных выплат были изменены требования к размерам жилья потенциальных приемных родителей, а в стране запущена программа "Россия без сирот". Кроме того, было решено "смягчить" требования законодательства для людей, которые хотели взять ребенка из детдома, но не могли сделать этого, например, из-за имеющейся судимости.
Сейчас в отношении требований к усыновителям складывается парадоксальная ситуация: так, вор-рецидивист с погашенной судимостью может усыновить ребенка, а человек, нарушивший требования перевозки грузов, нет. По словам первого зампредседателя думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольги Баталиной, также в усыновлении могут отказать людям, нарушившим, например, требования пожарной безопасности или правила безопасности при строительстве объекта.
Год спустя к предложению вернулся Конституционный суд РФ, рассматривавший жалобу Сергея Аникеева. Он оспаривает абзац 10-й п.1 ст.127 Семейного кодекса РФ, который запрещает усыновление гражданам, когда-либо имевшим судимость по целому ряду статей Уголовного кодекса или являвшихся фигурантами прекращенного уголовного дела по одной из этих статей.
"Единственное предусмотренное законом исключение касается дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям (отсутствие события или состава преступления, непричастность к нему и т.д.)", - отмечают в пресс-службе Конституционного суда.
Мужчина пытался усыновить пасынка, от воспитания которого отказался его биологический отец. Однако сделать этого он не мог из-за имеющейся судимости. Кстати, прекращенной в связи с примирением сторон. Сергей Аникеев был убежден, что требования ст.127 Семейного кодекса РФ (лица, имеющие право быть усыновителями), которая вводит бессрочный и неукоснительный запрет на усыновление, в том числе, для ранее судимых, противоречит обязательствам по поддержке семьи, нарушает право на эффективную правовую защиту и справедливое судебное разбирательство. Он обратился в Конституционный суд, который признал его требования объективными и постановил пересмотреть дело.
В итоге судьи постановили уточнить порядок запрета на усыновление детей для лиц, имевших судимость или являвшихся фигурантами уже прекращенного уголовного дела. По их мнению, оспариваемая норма должна защитить безопасность детей, их права и интересы. Например, если потенциальный усыновитель уже привлекался к ответственности по тяжким и особо тяжким статьям или преступления сексуального характера никто не может гарантировать, что ребенок будет в безопасности.
"В этой части абсолютный запрет на усыновление соответствует Конституции РФ", – подчеркивается в сообщении Конституционного суда.
В других случаях (например, как в случае Аникеева) уголовное прошлое также позволяет усомниться в наличии у потенциального усыновителя качеств, необходимых для воспитания ребенка. Однако этот запрет не позволяет учитывать обстоятельства конкретного дела. Поэтому в данном случае ч.1 ст. 127 Семейного кодекса (перечень лиц, которые не могут быть усыновителями) противоречит Конституции РФ.
"Конституционный суд обязал законодателя уточнить положения Семейного кодекса в соответствии с настоящим постановлением. При этом перечень насильственных преступлений, влекущих абсолютный запрет на усыновление, может быть изменен", - говорится в сообщении пресс-службы суда.
Однако пока законодатель не внесет необходимых изменений, норма будет действовать. В то же время, в отношении лиц, судимых по нетяжким статьям, вопрос о возможности усыновления будет решаться судом, который будет оценивать обстоятельства конкретного дела.
По оценке уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, норма, рассматриваемая Конституционным судом, должна быть пересмотрена из-за ее "неоднородного" по степени общественной опасности характера составов преступлений.
"Учитывая "неоднородный" по степени общественной опасности характер составов преступлений, перечисленных в абзаце десятом пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, нельзя не отметить необходимость пересмотра данного перечня преступлений, являющихся препятствием к принятию детей в семью, а также устранения запрета на принятие детей в случаях, когда уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, судимость снята или погашена, по крайней мере, по некоторым составам преступлений, например, относящимся к категории преступлений небольшой тяжести. В частности, к таким преступлениям следует отнести состав, предусмотренный частью 1 статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации, о котором идет речь в жалобе гражданина С.А. Аникеева", - говорится в заключение Астахова.
Над поправками, по данным "Коммерсанта", уже работают представители комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Однако их комментарий на этот счет Interfax-Russia.ru получить не удалось.
В то же время, детский омбудсмен Павел Астахов считает, что изменить нужно еще один пункт ст. 127 Семейного кодекса, запрещающий усыновление гражданам, которых ранее уже лишали родительских прав. В частности, с такой проблемой столкнулась семья Агеевых (https://www.interfax-russia.ru/main/otmena-usynovleniya-gleba-ageeva-priznana-zakonnoy-reshenie-mosgorsuda), которую в 2009 году лишили родительских прав на приемного сына Глеба. Причиной послужили травмы (термические ожоги и множественные повреждения лица и тела), обнаруженные врачами у трехлетнего малыша. Впоследствии было возбуждено уголовное дело, усыновление было отменено. Однако супруги обратились в Европейский суд по правам человека с требованием пересмотреть решение Преображенского суда Москвы.
"Основная проблема - это невозможность по российскому законодательству восстановиться в правах человеку, который был усыновитель. Вообще нет такого", - пояснил Астахов.
Несмотря на проблемы, с которыми иногда сталкиваются будущие приемные родители, в российских регионах стали чаще усыновлять воспитанников детских домов, в том числе и детей-инвалидов. По данным Астахова, в 2013 году российские семьи усыновили 1 тыс. 849 детей, из них 27 детей-инвалидов. Еще 11 детей усыновили иностранцы. И если дело пойдет теми же темпами, вполне возможно, что проблему сиротства в РФ удастся решить.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".