Interfax-Russia.ru — Комары способны переносить микропластик из воды на сушу. Этот материал считается потенциально опасным загрязнителем окружающей среды. Справиться с ним поможет правильная утилизация синтетики.
Распространение микропластика в воде, почве и атмосфере является одной из самых актуальных проблем экологии. Изучением этого феномена в настоящее время занимаются многие ученые, включая ученых Биологического института Томского госуниверситета (БИ ТГУ). Так, в ходе своего недавнего эксперимента специалисты выяснили, что к переносу микропластика из одной среды в другую могут быть причастны комары.
"Комары были выбраны для эксперимента не случайно. Они являются насекомыми с полным превращением, проходят четыре этапа развития: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое (имаго). Помимо этого, комары — амфибионты: первые три стадии они проводят в воде и только перелиняв в имаго выбираются на сушу", — сообщила заведующая кафедрой зоологии беспозвоночных БИ ТГУ Анастасия Симакова.
В рамках эксперимента биологи добавляли в корм насекомых шарики полистирола размером два микрона, окрашенные специальным красителем. По прошествии времени личинки извлекали из воды, помещали в 70% этиловый спирт, а затем гомогенизировали — растворяли, чтобы привести в однородное состояние. Часть личинок доращивали до стадии куколки и повторяли процесс — фиксировали в спирте и растворяли. То же происходило с особями, которых дорастили до взрослого состояния. Затем полученные биологические образцы исследовали под эпифлюорисцентным микроскопом.
"Окрашенный полистирол под микроскопом очень хорошо виден, поскольку он светится. В процессе изучения образцов мы увидели, что личинки накопили в кишечнике большое количество микропластика", — пояснила Симакова.
У куколок и имаго, по ее словам, микропластик тоже стабильно присутствовал, хоть и в меньшем количестве.
"Это говорит о том, что комары способны активно участвовать в транспорте микропластика. Скорее всего, в природной среде происходит то же, что в лабораторном эксперименте: на стадии личинки в водоемах, большинство из которых сейчас содержат микропластик, комары его аккумулируют и впоследствии переносят на сушу", — заключила биолог.
По данным университета, в настоящее время ученые продолжают лабораторные эксперименты с другими беспозвоночными животными.
Ранее сотрудники Биологического института ТГУ искали микропластик в реках Томь, Обь и Нижняя Тунгуска в Эвенкийском районе Красноярского края, а также изучили так называемый атмосферный перенос микропластика, чтобы установить его источники. Для этого исследователи с ноября 2020 года по май 2021 года собирали образцы снега и дождя в Томске и других точках Сибири, после чего извлекли из осадков микрочастицы пластика, идентифицировали их и подсчитали.
Согласно полученным данным, в среднем в Томске с дождем и снегом на 1 кв. м территории ежедневно выпадает до 765 частиц микропластика. При этом в осадках в заданный период преобладали частицы менее 1 мм. Преимущественно это были волокна, доля которых составляет 66%.
Как полагают биологи, основным источником микроволокон пластика являются синтетические текстильные изделия, выбрасываемые людьми, и сточные воды, содержащие все те же волокна после стирки вещей, однако более точно установить происхождение загрязнения поможет только специальное оборудование.
"Использование метода инфракрасной Фурье-спектроскопии позволяет точнее идентифицировать микропластик и за счет определения химического состава понимать, что это. Например, для микроволокон - полиамид, полиэстер, полиакрилонитрил это или другой полимер. Надеемся, что у лаборатории появится нужное оборудование, что значительно расширит наши возможности для изучения микропластика в атмосферных осадках, водоемах, почве и биологических объектах", — объяснила завлабораторией промышленной микробиологии Биологического института ТГУ Юлия Франк.
В других городах России, по информации университета, подобные исследования пока не проводились. Если же сравнивать с другими странами, то, к примеру, скорость осаждения частиц микропластика в Томске будет ниже аналогичного показателя в черте Лондона, где ежедневно выпадает более 1 тыс. частиц на 1 кв. м.
Вместе с тем, как сообщают ученые, от атмосферного переноса страдают не только города, но и особо охраняемые природные территории. Например, для национальных парков США — таких как Гранд Каньон и Скалистые горы — средняя скорость осаждения частиц составляет 132 частицы на кв. м территории в сутки. А на заповедных территориях во французских Пиренеях с атмосферным переносом выпадает в среднем 365 частиц на квадратный метр в сутки.
Решить проблему, по мнению биологов, можно правильной утилизацией ненужных синтетических вещей либо их вторичной переработкой, а также более тонкой настройкой очистных сооружений.
Вместе с тем, в 2021 году в Томском госуниверситете предложили создать консорциум, который займется изучением миграции микропластика в реках и морях и его попаданием в мировой океан.
"Накопленные знания помогут оценить влияние микропластика на природные объекты и разработать способы предотвращения загрязнения и снижения его концентрации в окружающей среде", — считают в вузе.
Также проблемой распространения микропластика занимаются ученые Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН (ИВЭП СО РАН, г. Барнаул). В сентябре 2021 года они представили собственную уникальную методику перекрестного определения микропластика в воздухе, атмосферных осадках, снегу и воде.
Технология позволяет идентифицировать частицы и волокна пластика сразу несколькими методами: световой и сканирующей электронной микроскопией в комплексе с энергодисперсионной рентгеновской спектроскопией. С ее помощью можно выявить микропластики большого размерного диапазона — от 1 нанометра до 5 мм, с максимально возможной точностью определить их состав, а также оценить потенциальную токсичную опасность.
В свою очередь ученые Московского госуниверситета (МГУ) исследовали на микропластик озеро Байкал. Как рассказали в российском отделении международной природоохранной некоммерческой организации "Гринпис" (Greenpeace), специалисты отобрали несколько проб в поверхностном слое воды в прибрежной зоне юго-восточного побережья озера и в Малом море (часть Байкала, отделенном островом Ольхон). В результате выяснилось, что в 1 кв. км. акватории озера содержится от 19 до 75 тыс. частиц микропластика. Обнаруженные частицы состоят из полиэтилена, полипропилена и полистирола. По мнению исследователей, основной источник микропластика в озере — это упаковка.
"Байкал — это уникальное место, там содержится 20% мировых запасов питьевой воды. Он и другие водоемы уже сейчас находятся под угрозой — их берега покрыты пластиковым мусором, а в воде находят микропластик, который потом попадает к нам на стол, и его проглатывают животные", — цитирует "Гринпис" эксперта проекта "Ноль отходов" Антонину Евтешину.
Три года назад экологи уже исследовали побережье Байкала. Тогда команда "Гринпис" собрала 3 тыс. 975 фрагментов мусора, рассортировала их и взвесила. 86,6% находок оказалось пластиком, одноразовые товары составили 87% от всего собранного пластика. Это бутылки, крышки от них, окурки, пакеты (от чипсов, фасовочные и пакеты-майки) и пищевые контейнеры.
Микропластик — это частицы или волокна пластика размером менее 5 мм, он бывает "первичный" и "вторичный".
"Первичный" микропластик — это гранулы или порошки, которые добавляют в косметику, бытовую химию, средства гигиены, а также используемые при производстве, например, автомобильных шин.
"Вторичный" образуется при разрушении более крупных пластиков под действием фотохимических или механических процессов в окружающей среде. Частицы и волокна микропластика уже обнаружены не только в океанах и реках, арктических льдах, но и в водопроводной воде, пищевых продуктах, а также в живых организмах.
Ученые пока изучают влияние микропластика на окружающую среду и живые организмы. Но уже сейчас его можно отнести к потенциально опасным загрязнителям окружающей среды.