Interfax-Russia.ru – Глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что Telegram могут заблокировать в РФ. Создатель мессенджера Павел Дуров готов порвать связи с Россией.
В сентябре ФСБ составило на компанию Telegram административный протокол за непредоставление данных для декодирования электронных сообщений, написал на своей странице "ВКонтакте" Павел Дуров. Он связал требования ФСБ с антитеррористическим "законом Яровой", который не поддерживает.
Вместе с тем, основатель Telegram сообщил, что в Иране на него завели уголовное дело, прокуратура подозревает, что мессенджер использовался для распространения экстремистской информации.
Летом 2017 году ФСБ опубликовала информацию о том, что мессенджером Telegram пользовались террористы, организовавшие взрыв в петербургском метро.
Также у Telegram уже был конфликт с Роскомнадзором из-за того, что компания отказывалась предоставить данные для включения ее в реестр организаторов распространения информации, но тогда вопрос уладили.
Между тем, глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил журналистам, что требования ФСБ к Telegram не имеют отношения к "закону Яровой".
"Все, что сейчас происходит – это не антитеррористический закон, это закон еще 2014 года, поправки в закон об информации, это касается понятия организатора распространения информации, это было все принято еще в 2014 году", – уточнил он.
Впрочем, министр считает, что нельзя делать выводы о ситуации по отдельным документам, выложенным в сеть.
Однако Никифоров отметил, что в случае отказа сотрудничать с российскими ведомствами Telegram могут заблокировать.
"В конечном итоге блокировка Telegram, конечно, возможна. Те компании, которые не будут сотрудничать, они, с точки зрения исполнения закона, подпадут под блокировку", – заявил он журналистам.
Кроме того, по его мнению, Telegram – не единственный мессенджер, которым пользуются россияне: более известные платформы для обмена сообщениями – это зарубежные Viber и WhatsApp.
Советник президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко выдвинул более мягкую версию развития событий в случае, если политика Дурова не изменится.
"Возможно, государство может ответить ему тем, что, например, государственным служащим запретит работать с компаниями, которые не сотрудничают. Как вариант. Мне кажется, это было бы достаточно логично. Не запрет, но обеспечивает некоторую взаимность", – пояснил он Interfax-Russia.ru.
Также Клименко полагает, что основатель Telegram "должен более - менее равновесно относиться к государствам".
Ранее председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин заявил журналистом, что видит в действиях создателя приложения "политику двойных стандартов": когда потребовалось урегулировать вопросы по приложению в Индонезии, Дуров пошел на контакт с местными властями.
Тем временем, Telegram не собирается отказываться от выбранной стратегии.
"Telegram будет стоять на защите свободы и анонимности. Какие-либо ограничения, принятые странами, ничего не изменят", – заявил Дуров в своем канале в Telegram.
Однако он надеется, что позиция России и Ирана в дальнейшем изменится, а компания сможет основать в этих государствах свои офисы.
"До этого момента мы продолжим предоставлять нашим пользователям возможность анонимно обмениваться сообщениями и будем работать на территории тех стран, которые уважают свободу", – уточнил он.
Кроме того, Дуров заявил, что команду Telegram не беспокоит давление на нее в отдельных странах.
"Мы всегда готовы порвать как личные, так и деловые связи с такими странами, лишив их возможности оказывать на нас такое давление", – прокомментировал создатель мессенджера.
По его словам, компания как юридическое лицо не присутствует ни в России, ни в Иране. Контакты с петербургским ООО "Телеграф", защищавшим мессенджер от спама, прекратились летом 2017 года.
Дуров опасается лишь того, что не сможет навещать родителей, которые живут в России, хотя они смогут встречаться на территории других государств.
Как считает основатель Telegram, ограничивая IT-бизнес, власти Ирана и России больше вредят экономикам собственных стран, но Иран более перспективен для развития свободного интернета.
"Я не эксперт по Ирану, но одна вещь относительно этой страны мне ясна: несмотря на продолжающиеся дебаты иранских политиков по поводу регулирования интернета, Иран не блокирует Telegram, и за последние несколько лет 40 млн иранцев имели доступ к защищенной переписке и источникам независимой информации через Telegram-каналы. Также там доступны Instagram и WhatsApp", – заключил Дуров.
Директор по проектной деятельности Института развития интернета (ИРИ) Арсений Щельцин предположил, что публичные высказывания Дурова – это способ "раскрутить" мессенджер.
"Я думаю, что он тоже имеет стратегию – это популяризация своего ресурса. Одна из форм стратегии – визуальная независимость. Думаю, что блокировка или любая публичная полемика с властью приводит только к увеличению аудитории Telegram. Учитывая, что Telegram не популярнее, чем Viber, WhatsApp или мессенджер от Facebook, им надо любыми путями бороться за аудиторию, наращивать ее, привлекать внимание", – сказал Щельцин Interfax-Russia.ru.
Эксперт предположил, если Telegram заблокируют в России, информационный резонанс в мировых медиа будет таким, что потерянная российская аудитория компенсируется новыми пользователями из других стран. Впрочем, Щельцин не исключил, что ситуация с Telegram разрешится благополучно для всех.
"Его (Дурова – ИФ) задача – сделать из коммуникации как можно больше информационных поводов. Поэтому он тянет до последнего, соглашается, а потом опять тянет до последнего", – выразил мнение представитель ИРИ.
По словам эксперта, самым популярным мессенджером в России на данный момент является WhatsApp, на втором месте – Viber.
"Касательно того, что на серверах Telegram все зашифровано, тоже некорректно говорить. Если бы это было так, то, открывая аккаунт с нового гаджета, мы просто не могли бы получить доступ к переписке, так как сгенерирована новая сессия. Второй аргумент: осуществляя поиск по личным сообщениям, мы видим, как наше ключевое слово попадает в базу и возвращает результаты в виде наших сообщений. Если бы база была зашифрована, она, соответственно, не могла бы поиск выполнять", – добавил Щельцин.
Обозреватель Ксения Бриллиантова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook