Interfax-Russia.ru – Сенаторы, несмотря на протесты правозащитников, одобрили закон, вводящий уголовную ответственность за незаконное получение секретных сведений.
Правительственный законопроект, направленный на усиление защиты государственной тайны от преступных посягательств, внесли в Госдуму еще в декабре 2008 года, однако на рассмотрение нижней палаты российского парламента он попал почти 4 года спустя – лишь 21 сентября Госдума единогласно (449 голосов "за") приняла правительственный законопроект в первом чтении.
Коррективы в действующее законодательство подготовили на основании анализа деятельности ФСБ по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 275 (государственная измена), 276 (шпионаж) и 283 (разглашение государственной тайны) УК РФ.
Авторы законопроекта предложили внести поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. В частности, уточнить понятие "государственная измена". Так, в новом варианте госизмена трактуется как "деяние, совершенное гражданином РФ в ущерб безопасности РФ: шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе или учебе, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности".
Кроме того, УК предложили дополнить новой статьей 283.1, устанавливающей уголовную ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. Лицо, получившее такие сведения путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия, предложили наказывать штрафом в размере от 200 до 500 тысяч рублей либо в размере заработной платы осужденного за период от одного до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
То же деяние, если оно совершено группой лиц, либо с применением насилия, либо повлекло наступление тяжких последствий, либо совершено с использованием технических средств, предназначенных для негласного получения информации, либо перемещение такой информации за пределы страны предлагается наказывать лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Причем, в отличие от ст.283 УК РФ (разглашение государственной тайны), которая предусматривает специальный субъект преступления - лицо, которому гостайна доверена в силу занимаемой должности, при осуществлении профессиональных обязанностей, в новом варианте уголовная ответственность по ст. 283.1 может коснуться каждого. Деяние, предусмотренное статьей 283.1, авторы законодательной инициативы предложили отнести к подследственности следователей органов ФСБ.
Обновление Уголовного кодекса РФ в области защиты гостайны замглавы ФСБ РФ Юрий Горбунов, представлявший депутатам законопроект, объяснил изменением тактики иностранных разведок, которые активно используют в своей работе международные организации. В связи с этим международные организации было предложено включить в число адресатов государственной измены и шпионажа.
Под статью 275 УК РФ также подвели оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранным или международным структурам в деятельности, направленной против безопасности РФ.
Между тем, предлагаемые изменения не нашли поддержки у правозащитников. Так, старейшая в РФ правозащитница, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева предположила, что власти, решив обновить закон о гостайне, хотят нанести удар по развитию гражданского общества и независимой общественной деятельности.
"Я не думаю, что это шпиономания. Они прекрасно знают, что эти организации - не шпионы. Они хотят закрыть любую независимую общественную деятельность в нашей стране", - заявила Алексеева "Интерфаксу", отметив, что деятельность международных неправительственных организаций "гораздо прозрачнее, чем деятельность Госдумы".
Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев в беседе с "Интерфаксом" также высказал мнение, что принятие законопроекта приведет к гонениям на гражданских активистов. "Будут судить гражданских активистов, оппозиционных политиков и правозащитников", - предположил Пономарев.
Инициатива по обновлению законодательства в сфере государственной тайны не нашла поддержки и в президентском Совете по правам человека (СПЧ). Ссылаясь на неопределенность понятий и обусловленную этим возможность "расширительного толкования норм, устанавливающих уголовную ответственность за государственную измену, так и двойного осуждения за одно и то же деяние", СПЧ посчитал, что эти нововведения противоречат международно-правовым и конституционным принципам в сфере уголовного права.
В связи с этим в законопроект, ужесточающий ответственность за разглашение гостайны, решили внести уточнения. Комитет Госдумы по законодательству ко второму чтению предложил внести поправки, не позволяющие расширительно толковать отдельные нормы законопроекта из-за некоторых ныне существующих в нем нечетких формулировок. Однако новый вариант не устроил уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина.
В частности, он обратил внимание на то, что предложенные изменения еще более расширяют содержание составов государственной измены и шпионажа, поскольку исключают необходимость доказывания не только такого последствия данных преступлений как причинение ущерба безопасности РФ, но и самой этой цели.
"Таким образом, наказуемым становится уже одно предполагаемое намерение совершения указанных деяний. При этом в отличие от действующего УК РФ, преступлением признается не "враждебная деятельность в ущерб внешней безопасности", а любые деяния, направленные, в том числе против внутренней безопасности, что подчеркивает отказ от необходимости доказывания прямого умысла", - полагает Лукин.
По мнению омбудсмена, в предложенных ко второму чтению законопроекта поправках по-прежнему "под запрет поставлена помощь не только иностранному государству или организации, но и международным организациям, при этом не исключается ответственность за содействие таким организациям, в работе которых официально участвует Российская Федерация".
Однако в Госдуме не приняли во внимание доводы правозащитников, и 23 октября нижняя палата парламента одобрила правительственный закон сразу во втором и третьем чтении.
Тогда ведущие российские правозащитники обратились к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой не одобрять этот закон. "Этот важнейший закон не прошел процедуры общественного обсуждения, в первую очередь, в Общественной палате РФ", - говорилось в обращении, которое подписали Людмила Алексеева, Валерий Борщев, Светлана Ганнушкина, Лев Пономарев и Лилия Шибанова.
В документе, который поступил в "Интерфакс", говорилось, что многие известные юристы, президентский Совет по правам человека, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин пришли к выводу, что этот закон "содержит в себе неустранимые недостатки и противоречит принципам правовой определенности, гарантированным Конституцией РФ правам и свободам граждан, обязательствам нашей страны по обеспечению свободного международного сотрудничества".
Гражданские активисты призвали создать согласительную комиссию с Госдумой и при обсуждении обязательно учесть мнение Общественной палаты, президентского Совета по правам человека и уполномоченного по правам человека в РФ. С просьбой к Матвиенко отклонить закон обратился и глава СПЧ Михаил Федотов.
При этом в Совете Федерации также не посчитали доводы правозащитников состоятельными. "Мы на своем комитете изучили каждый аргумент, который приводит господин Федотов, и его критические замечания связаны, скорее всего, с некорректным прочтением этого законопроекта, и носят эмоциональный, а не правовой характер", - заявил, представляя законопроект сенаторам, глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас.
В итоге 31 октября Совет Федерации одобрил правительственный закон. Правда, сенаторы решили направить обращение в Верховный суд с тем, чтобы эта высшая судебная инстанция рассмотрела вопрос правоприменительной практики положений этого закона, с тем, чтобы как выразился сенатор Анатолий Лысков, "снять все напряжения, которые возникли в обществе в связи с принятием этого закона".
В свою очередь, спикер Совета Федерации призвала сенаторов подключиться к разъяснению положений этого закона в своих регионах. "Я прошу вас максимально возможно давать комментарии по этому поводу, потому что Совет Федерации, одобрив этот закон, тоже несет ответственность, и хотелось бы, чтобы позиция Совета Федерации с юридической точки зрения была предельно понятна людям, чтобы снять некие заблуждения и недопонимания, которые есть", - пояснила Матвиенко.
Тем временем международная организация Human Rights Watch усмотрела в принятом законе угрозу правам человека и призвала президента РФ Владимира Путина его не подписывать. Организация также призвала Венецианскую комиссию Совета Европы проверить новый закон на соответствие Европейской конвенции по правам человека.
"Важно, чтобы Совет Европы незамедлительно проанализировал этот закон и установил несоответствия обязательствам России по Конвенции. Международные партнеры России обязательно должны трезво посмотреть на то, что происходит сейчас в России, и перестать спокойно смотреть на то, как в стране разрушается гражданское общество", - заявил директор службы Human Rights Watch в Европе и Центральной Азии Хью Уильямсон.
Ведущие российские правозащитники также готовят обращение к президенту РФ с просьбой не подписывать закон. "Этот закон вернет нас не просто в советское, а в сталинское прошлое", - опасается глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
Обозреватель Анастасия Николаева