Interfax-Russia – Российская милиция ушла в небытие, на ее пост заступила полиция. Федеральный закон "О полиции", реформирующий основы МВД, вступил в силу с 1 марта.
28 февраля спустя 93 года после учреждения отечественная милиция прекратила свое существование. С 1 марта 2011 года, согласно вступившему в силу федеральному закону, в России появилась новая структура - полиция.
Милиция нам не товарищ
Сам закон "О полиции" появился на свет сравнительно быстро. Инициатором его стал президент – в августе 2010 года он предложил начать общественное обсуждение нового закона в интернете. Тогда же Дмитрий Медведев сообщил о том, что правоохранительная структура поменяет название и станет более профессиональной, поскольку первые отряды "милиции" были, по сути, народным ополчением. Впрочем, блогеры президента упрекнули в том, что слово "полиция" в России несет в себе "фашистские коннотации".
Текст нового закона появился уже в конце октября, и тогда же был внесен в Госдуму, которая к февралю 2011 года приняла его во всех трех чтениях. 2 февраля закон "О полиции" одобрил Совет Федерации, а 7 февраля подписал президент.
Согласно новому закону, впервые в обязанности российского полицейского вводится обязанность разъяснять задержанному его право на юридическую помощь, услуги переводчика, а также право на отказ от дачи объяснений.
Также задержанный имеет право на один телефонный звонок, чтобы уведомить родственников и близких о своем задержании и местонахождении. Впрочем, это право не распространяется на тех, кто скрывается от правосудия или сбежал из мест заключения.
Новый закон запрещает полицейским прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. "Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание", - записано в законе.
Интересно, что теперь работник полиции не вправе применять спецсредства, в том числе дубинки, против участников мирных демонстраций; даже если они несанкционированные. Однако это требование не распространяется на пресечение массовых беспорядков и случаи, нарушающие движение транспорта, работу связи, деятельность организаций.
Кроме того, должны исчезнуть трудности с опознаванием сотрудников полиции. У тех, кто несет службу в общественных местах, будет нагрудный знак с именем, фамилией и названием подразделения.
Полицейский, согласно новому закону, может проникать в жилые помещения без санкции суда и согласия собственника, если гражданам угрожает опасность. Если проникновение происходит в отсутствие хозяев, они должны быть извещены об этом в течение 24 часов, в такой же срок должен быть проинформирован и прокурор. Беспрепятственно проникать в жилище "для установления обстоятельств совершения преступления" сотрудник полиции не имеет права.
При пресечении налоговых преступлений полицейские смогут запрашивать у кредитных организаций информацию по операциям и счетам предпринимателей и юридических лиц, однако для предупреждения экономических преступлений такого права у них не будет - эта норма также была уточнена в ходе работы над проектом закона.
К началу 2012 года полицейские лишатся права выдворять за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, организовывать работу медвытрезвителей, проводить техосмотр транспорта, конвоировать арестантов, разыскивать должников. Эти полномочия бывшей милиции будут переданы другим структурам.
Кадры решают все
Все изменения новоявленные полицейские скоро прочувствуют на самих себе. К 1 января 2012 года в органах будет работать чуть более 1,1 млн полицейских вместо 1,4 млн милиционеров. То есть численность представителей внутренних органов сократят на 21,5%.
Для этого до 1 июня должна состояться внеочередная переаттестация всех, кто сейчас служит в МВД. Одними из первых она коснется высших чинов бывших милицейских органов. В частности, переаттестацию нынешнего главы МВД Рашида Нургалиева проведет президентская комиссия под председательством главы кремлевской администрации Сергея Нарышкина. Эта же комиссия будет рассматривать служебное соответствие других высших чинов МВД.
После проверки руководства младших чинов и простых работников начнут переаттестовывать комиссии, в состав которых входят сотрудники кадровых служб, представители подразделений собственной безопасности и представители общественности.
Глава МВД Рашид Нургалиев в интервью "Известиям" уже сообщил детали предстоящей ему и его подчиненным переаттестации. "Сотрудникам, проходящим переаттестацию, предстоит сдавать комплексные зачеты на знание основ российского законодательства, в первую очередь Конституции, федеральных законов, ведомственных нормативных актов", - рассказал глава МВД.
Кроме того, по словам Нургалиева, будет изучаться послужной список будущего полицейского, его морально-психологические характеристики, дисциплинированность и даже поведение в быту. "В случае необходимости будет применяться полиграф. Те, кто не отвечает предъявляемым требованиям, будут уволены", - отметил министр.
Между тем, в правоохранительных органах опасаются, что переаттестация может затянуться. Дело в том, что в российских регионах мало опытных специалистов-полиграфологов, а тест на полиграфе обязателен для некоторых полицейских чинов. Учитывая, что полицейских много, а специалистов, профессионально работающих с "детектором лжи", даже в Москве единицы, очередь на проверку может растянуться на многие месяцы.
Однако в самом министерстве пока не комментируют эти опасения.
Народ против
Интересно, что согласно новому закону, одним из основных критериев оценки эффективности полиции будет общественное мнение.
Но само общество пока настроено довольно скептически к переменам в министерстве внутренних дел.
Так, около 25% россиян, согласно февральским опросам "Левада-центра", относятся к преобразованию милиции в полицию "скорее отрицательно". "Резко отрицательно" относятся к нововведению 40% опрошенных, а положительно расценивают реформу правоохранительных органов всего лишь 18% россиян.
Вместе с тем, согласно опросам ВЦИОМ, граждане относятся положительно к законодательным новшествам, которые есть в законе "О полиции": информирование о правах, возможность уведомлять родственников и запрещение спецсредств одобряют от 77% до 87% опрошенных. Одобрение, однако, не распространяется на отношение к реформе самого ведомства.
Отрицательное мнение россиян в целом совпадает с тем, что думают о реформе правозащитники и оппозиционеры. А они уверены, что закон "О полиции" не приведет к радикальному улучшению работы министерства.
"Это имитация реформы милиции", - заявил, в частности, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. По его словам, закон "О полиции" во многом повторяет старый закон "О милиции", и острой необходимости принимать новый закон не было. "Есть некоторые ухудшения и некоторые улучшения. Публично сказано, что полиция должна отчитываться перед обществом, не злоупотреблять насилием. Но и так очевидно, что бить дубинкой всех подряд не следует", - сказал правозащитник.
"Ничего особо плохого и особенно революционно хорошего закон "О полиции" не несет", - считает глава российского правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов. - В законе не заложено ничего того, что позволило бы надеяться на кардинальное изменение ситуации в правоохранительной системе. Поменяли название - милицию на полицию. А так, все, что есть в законе "О полиции", и так существовало в разных нормативных актах".
"На мой взгляд, реформа не состоялась и носит рекламный характер. Это можно назвать ребрендингом, но ребрендинг не является реформой, и если меняется форма, название, то это не значит, что поменяется содержание", - заявил член политсовета "Солидарности" Илья Яшин. - Милиции сегодня доверяет мизерное число граждан нашей страны, поэтому задача реформы должна была заключаться в том, чтобы восстановить доверие. А это можно было бы сделать, только вводя реальные, понятные людям, прозрачные механизмы контроля за правоохранительными органами".
В том, что появление полиции автоматически не гарантирует успеха, говорят и в российском правительстве.
"Общество давно готово к тому, чтобы полиция, суды, юстиция, адвокатура, нотариат, наконец, уже работали максимально эффективно и комфортно для людей, - заявил министр юстиции Александр Коновалов. - К сожалению, гарантий, что так произойдет немедленно после вступления в силу закона о полиции, у нас с вами нет".
С осторожностью говорят о новом законе и сами законодатели. Так бывший руководитель МВД, ныне спикер Госдумы Борис Грызлов признался: "Общество ждет, чтобы состоялось реальное качественное изменение системы органов внутренних дел. Для этого сегодня есть все предпосылки".
Вместе с тем даже ювелирно проработанный закон может дать сбои.
"Закон исполняют люди, и то, какой будет полиция в глазах граждан, зависит, прежде всего, от самих сотрудников", - признался Грызлов.
Сами новоиспеченные полицейские еще не привыкли к своему новому названию. Так, при вызове 02 в первый день весны дежурный оператор по-прежнему отвечает "Милиция, чем могу помочь?", а на уточняющие вопросы, когда стоит ожидать изменений, отвечает, что пока никаких особых предписаний не поступало.
Обозреватель Алексей Дружников