Interfax-Russia.ru – Идея создать малобюджетный городской автомобиль обрела видимые очертания - компания представила концепты двух моделей будущего гибрида: городского хэтчбэка и кросс-купе.
Впервые планы производства недорогого, экологически чистого, "народного" электромобиля были проанонсированы в начале 2010 года. До этих пор "Онэксим", которому принадлежат активы в металлургии, электроэнергетике, финансовом секторе, прямого отношения к автопрому не имел. В январе глава группы "Онэксим" Михаил Прохоров рассказал о новом проекте премьер-министру РФ Владимиру Путину. И Путин, по словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, высказался за скорейшую проработку этого проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами.
4 марта проект поддержала правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям под председательством премьер-министра РФ. В свою очередь сам Прохоров заявил, что уже в начале 2011 года компания готова приступить к строительству завода по производству "народного" автомобиля с гибридным двигателем в Тольятти. Впрочем, вопрос о будущем размещении производства еще остается открытым. Пока дальше осторожного заявления главы "АвтоВАЗа" Игоря Комарова, о том, что компания изучает предложение о сотрудничестве с производителем малобюджетного автомобиля, дело не пошло. Не пояснял Комаров и на каких условиях создатели малобюджетного автомобиля хотят получить мощности "АвтоВАЗа".
Партнером по новому проекту "Онэксим" стоимостью около 150 млн евро выступила петербургская компания "Яровит Моторс", которая приняла участие в разработке будущего малобюджетного гибрида. Начало серийного производства гибридных автомобилей Прохоров запланировал на середину 2012 года. На первом этапе, по оценке автора идеи, мощность автозавода должна составить 10 тыс. автомобилей в год. Причем Прохоров пообещал, что около двух третей комплектующих будет российского производства. "Это реальный бизнес-проект в стадии продвинутого венчура", - сказал он, добавив, что, по его расчетам, завод выйдет на прибыльный уровень через 4-5 лет.
По оценкам бизнесмена, стоимость машины составит около $10 тыс. при выпуске 10 тыс. машин в год, а в случае увеличения выпуска до 100 тыс. в год цена может снизиться до $7-8 тыс. Планируется, что автомобиль будет иметь алюминиевый кузов. Объем двигателя - 600 куб. см, снаряженная масса - не более 700 кг, максимальная скорость - 120 км/ч, запас хода - 400 км, расход топлива - 3,5 литра на 100 км, мощность электродвигателей - около 50 кВт.
Представить на тест три типовых электромобиля Прохоров пообещал уже в декабре. "После этого решим. Вдруг не понравится, и вы скажете, что не нужен такой автомобиль", - заявил в конце августа глава группы "Онэксим" журналистам. После представления трех типовых автомобилей, по его словам, в интернете будет устроено голосование, а для тест-драйва будет построено специальное сооружение.
На днях проект приобрел видимые очертания - 12 октября совместное предприятие группы "Онэксим" и ЗАО "Яровит моторс" - ООО "Городской автомобиль" (CityCar) продемонстрировало, как будет выглядеть их амбициозный и громкий проект.
Первая из представленных моделей предназначена для семейного использования - городской хэтчбек, с возможностью развития на его основе модельного ряда коммерческих автомобилей. "Именно такой автомобиль, по нашему мнению, должен оказаться в каждой российской семье", - подчеркивают разработчики на официальном блоге проекта.
Вторая модель – внедорожное спорт-купе (кросс-купе). Причем разработчики не скрывают, что во внешнем облике прослеживаются черты многих современных автомобилей: "Задача, которая ставилась перед дизайнерами – создать молодежный автомобиль, в дизайне которого каждый нашел бы для себя модные эмоциональные формы, начиная от Infinity и BMW, и заканчивая Porsche и Bentley".
Отличительной особенностью машин CityCar станет двуцветная окраска. Ее автором стал известный белорусский дизайнер Владимир Цеслер. "Использование двух цветов при основном одном (цвет слоновой кости – ИФ) станет фирменным стилем наших автомобилей. Это подчеркивает философию гибридности нашей платформы: при неизменном получении электрической энергии мы используем различные виды топлива. Гибрид во всем!", - отмечается в сообщении.
Свое решение раскрыть дизайн до официального представления автомобиля разработчики объяснили тем, что дизайн не главное в новом автомобиле: "В дальнейшем мы легко сможем предлагать любые стилевые решения нашим потребителям. В тоже время мы понимаем, что всегда принято "встречать по одежке".
Между тем представленные на суд прототипы вызвали неоднозначную оценку как у будущих потребителей, так и у дизайнеров. Так, внешний вид автомобилей по просьбе Forbes оценили известные дизайнеры.
Например, по мнению Игоря Чапурина, предложение разработчиков вполне в тренде: "Комбинация силуэтных аллюзий автомобильных марок-авторитетов (уж поучиться там есть чему) плюс новшество - сочетание цветов". При этом дизайнер отмечает, что цветовые миксы, подчас довольно резкие, - общая тенденция дизайна последнего времени, которая есть и на подиуме, и в интерьерном дизайне, и теперь, как показывает практика, в автомобилестроении.
Со своей стороны и арт-директор Zoloto design communications Игорь Гурович отмечает, что "рендеры выглядят вполне симпатично". "Они, как студенческие дети, много на кого похожи, но как-то сразу не скажешь, на кого именно. И это тоже обаятельно - такая милая игра с контекстами", - говорит Гурович.
С тем, что "в целом машинки получились не хуже прочих иностранных и гораздо лучше имеющихся в наличии российских" соглашается и совладелец компании OPEN! Design&Concepts Стас Жицкий. При этом он отмечает, что сам предпочитает "автодизайн подружелюбнее, без натянутых на уши злобных узких глазок-фар и ощеренного рта-радиатора".
В свою очередь генеральный директор официального представительства тюнинг-ателье Mansory в России Олег Пашин считает, что дизайн спорт-купе получился весьма неоднозначным: "В нем есть несколько интересных решений, к примеру, неплохо выглядят насадки на глушитель, хорошо выполнены фары, интересно смотрится восходящая линия окон. Но когда смотришь на машину целиком, не создается впечатления целостности. Ощущение, что дизайнеры не смогли гармонично соединить интересные решения, взятые от разных автомобилей".
А креативный директор коммуникационного бюро Proekt Роман Крихели считает, что "фотореалистические изображения автомобилей больше похожи на студенческий проект, а не на будущее российского автопрома".
Вместе с тем стоит отметить, что большинство отзывов на официальном блоге проекта все же положительные: "Дизайн довольно хороший"; "Если макет будет воплощен в серию с минимумом потерь, будем очень рады"; "Довольно симпатично, но, конечно, до заявленного вызывающего дизайна не дотягивает"; "Дизайны хорошие, дополнительная галочка в решение о покупке" и т.д.
Однако встречаются и прямо противоположные мнения. "Как можно было раскрасить в общем-то солидный автомобиль в игрушечные цвета??? Он что, для детей? Зачем вот сразу с самого начала все портить? Почему не сделать хороший автомобиль в классическом стиле, а потом совершать зверские эксперименты, раскрашивая его под цвет кота", - задается вопросом еще один участник обсуждения.
В целом, участники форума сходятся во мнении, что пока известен лишь предполагаемый внешний вид будущих гибридов, говорить о каких-либо реальных достоинствах российской автоновинки рано: "Осталось еще спроектировать и создать "начинку" этого рисунка, научить это ездить, подобрать материалы кузова и внутренней отделки, русских или китайских рабочих научить собирать это по-человечески и запустить это на конвейер..."
Действительно, пока разработчики раскрыли лишь некоторые конструктивные моменты, которые, по их мнению, кардинально отличают CityCar от существующих в мире. В частности, обращается внимание на то, что технические решения, которые легли в основу создания автомобиля, позволили создать единую для всех моделей платформу, которую можно использовать для создания автомобилей различного назначения.
"Единая платформа позволила сгладить противоречия между конструкторами автомобиля и дизайнерами. Кроме того, у нас отпала необходимость в услугах дорогостоящих западных кузовных ателье - над дизайном работает национальная команда российских специалистов", - говорится в сообщении на официальном блоге проекта.
При этом участники проекта подчеркивают, что автомобиль будет полностью отечественным. "Не секрет, что, начиная работу, мы планировали приобретение основных узлов и агрегатов за рубежом. Но, оценив творческий потенциал российской инжиниринговой мысли и проводя работу по интеграции его в наш автомобиль, сегодня главное, что мы хотим задекларировать – автомобиль будет действительно российским", - говорится в сообщении.
Отмечая, что открытость платформы позволяет не ограничиваться в выборе дизайна, вплоть до футуристического, разработчики все же решили для первых прототипов "не слишком уходить от общепринятых на рынке канонов, а предложить нашему потенциальному потребителю автомобили современного дизайна". При этом пообещали, что в ближайшее время предложат всем желающим попробовать себя в роли создателя дизайна автомобиля, для чего в общий доступ будут выложены все необходимые для этого параметры открытой платформы.
О том, что в разработке узлов и компонентов автомобиля смогут принять участие сторонние разработчики, заявил и гендиректор CityCar Андрей Бирюков. По его словам, условия дальнейшего сотрудничества с каждым разработчиком будут определяться отдельно, однако возможно финансирование наиболее прогрессивных из них на этапе стартапа.
При этом Бирюков заверил, что "Городской автомобиль" уже готов открывать автозаводы мощностью около 10 тыс. машин в год в тех регионах РФ, где будет спрос на них. "Идеологией проекта предусмотрено, что мы не будем строить большие конвейеры, где собираются сотни тысяч автомобилей. Наши технологии, которые мы сегодня отработали, позволяют утверждать, что, выпуская до 10 тыс. автомобилей, производство будет эффективным. Поэтому мы для себя видим строительство подобного рода заводов по всей России, по всем крупным городам, где существует потребность в этих автомобилях", - пояснил он.
Топ-менеджер заверил, что и мощности производства в 10 тыс. автомобилей в год будут окупаемыми. Локализация при этом может достигать 70-80%. При этом производство основных компонентов компания планирует географически сосредоточить в одном месте, чтобы обеспечить их качество при минимальной себестоимости. Часть узлов может поставляться и другим производителям.
Правда, называть возможные площадки Бирюков не стал, отметив лишь, что для проекта важны транспортная логистика, а также наличие высококвалифицированного персонала.
Что касается инвестиций в проект, то гендиректор СП уточнил, что первоначально заявленная сумма в 150 млн евро относится лишь к развертыванию первого производства, а источники финансирование других производств СП будут определять отдельно. При этом, отвечая на вопросы журналистов о господдержке, Бирюков дал понять, что у владельцев СП достаточно собственных средств для реализации проекта. От государства потребуется лишь создание инфраструктуры, обеспечивающей заправку таких автомобилей.
Между тем жизнеспособность проекта вызывает у экспертов сомнения. "Проект выглядит достаточно амбициозно. Заявленные параметры автомобиля выглядят впечатляюще", - считает аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада. При этом он недоумевает, как при столь низких объемах продаж будет обеспечиваться рентабельность производства.
Кроме того, основные проблемы, которые видятся эксперту на первый взгляд, это стоимость, инфраструктура обслуживания, а также сложность технологий и отсутствие опыта производства подобных автомобилей. "Настолько дешевый гибридный автомобиль - что-то из области фантастики. Аналог - Nissan Leaf - в разы дороже", - пояснил Interfax-Russia.ru свою точку зрения Лобада. Что касается обслуживания, то аналитик обращает внимание на то, что даже Nissan столкнулся с проблемой сервиса с моделью Prius, а в "прохоромобиле" используется еще и газобаллонное оборудование.
По мнению эксперта, будущий автомобиль, если он все же появится на улицах российских городов, заинтересует лишь узкий круг людей – "рисковых, авантюристов", плюс скажется общее отношение к российскому автопрому. "Если сравнивать с иномарками типа Hyundai - машина неконкурентна, - резюмирует собеседник Interfax-Russia.ru. - Данный проект воспринимается как классический венчур".
Кстати, до сих пор загадкой остается название будущего автомобиля. В начале сентября группа "Онэксим" и компания "Яровит моторс" подвели итоги конкурса на лучшее название для новинки. Как сообщается в официальном блоге проекта, жители России, ближнего и дальнего зарубежья предложили на конкурс 11 тыс. 365 вариантов. В их числе были и производные от компаний – организаторов проекта, названия животных, растений, географических и астрономических объектов, имена сказочных и былинных героев Руси, всевозможные аббревиатуры, иностранные слова. Однако ни один из предложенных вариантов организаторов конкурса не устроил. В результате компании сами придумали название нового бренда.
Вместе с тем глава CityCar раскрывать его не пожелал, отметив, что сейчас компания проводит "патентную защиту". Пока же молва за неимением официального названия уже окрестила автомобиль будущего "прохоромобилем".
Обозреватель Анастасия Николаева