Россия / Точка зрения 8 декабря 2010 г. 13:19

Фальш-финиш

Interfax-Russia.ru – Три спутника "ГЛОНАСС-М" рухнули в океан после неудачного запуска. Триумф, который предрекали самому масштабному инновационному проекту России, откладывается до весны.

Улетели на Гавайи

Днем 5 декабря с космодрома Байконур в Казахстане стартовала российская ракета-носитель "Протон-М" с тремя спутниками "ГЛОНАСС-М". Этот запуск был крайне важен для завершения формирования отечественной навигационной системы. В случае успеха группировка из 24 действующих спутников охватила бы поверхность практически всей Земли, что позволило бы начать массовое внедрение наземной навигационной аппаратуры как гражданского, так и военного назначения, использовать коммерческий потенциал спутниковой системы. По приблизительным подсчетам, до 1 млрд человек могут быть потенциальными покупателями аппаратуры "ГЛОНАСС". Это водители, путешественники, геодезисты, экологи и т.д.

Проблем с отправкой спутников на орбиту не предвещало ничего. В 2010 году это был уже третий подобный запуск. Кроме того, "Протон-М" считается экспертами самой надежной в мире ракетой-носителем (по данным Роскосмоса, ее надежность составляет 96%). Похоже, что не сомневался в успехе решающего запуска и президент России Дмитрий Медведев, который 30 ноября, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, заявил о том, что спутниковая группировка для навигационной системы "ГЛОНАСС" будет сформирована до конца текущего года, а "в ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт и начнется применение спутниковых навигаторов системы".

Теперь, как считают эксперты, эти сроки придется корректировать: три спутника, запущенные с Байконура в минувшее воскресение в 13:25 мск, по невыясненной пока причине так и не долетели до орбиты.

Старт ракеты-носителя "Протон-М" прошел в штатном режиме. Но уже вскоре стало ясно – что-то пошло не так. Ракета отклонилась от курса на 8 градусов и гораздо раньше расчетного времени скрылась из зоны радиовидимости. "Разгонный блок со спутниками отделился от третьей ступени ракеты-носителя и сразу же вышел из зоны радиовидимости наземных измерительных пунктов, то есть подкорректировать его полет, чтобы спасти космические аппараты, уже не представлялось возможным", - рассказал "Интерфаксу-АВН" об этой ситуации источник в ракетно-космической отрасли России.

Он добавил, что первое включение двигателей разгонного блока планировалось примерно через полчаса после отделения от ракеты, но к этому времени разгонный блок, скорее всего, уже горел в земной атмосфере. Остатки блока и спутников упали в Тихий океан в 1,5 тыс. км северо-западнее Гавайских островов.

"Переборщили" с топливом?

Как часто бывает после таких инцидентов, у экспертов и журналистов возникла масса версий того, что или кого надо винить в аварии. Между тем, очень непросто найти причину отказа, так как подготовка к запуску ракеты-носителя и спутников – это очень сложный коллективный труд многих организаций, сотен ученых и рабочих в разных городах. Да и сам запуск – нелегкий и чрезвычайно ответственный процесс, при котором малейшая оплошность может привести к катастрофе.

Разработчиком и изготовителем ракеты-носителя "Протон-М" является Государственный космический центр имени Хруничева (ГКЦ им. Хруничева), разгонного блока ДМ-03 – Ракетно-космическая корпорация "Энергия" (РКК "Энергия"), спутников "ГЛОНАСС-М" – Информационные спутниковые системы имени Решетнева (ИСС им. Решетова), системы управления ракеты-носителя и разгонного блока – Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени Пилюгина (НПЦАП).

Где именно закралась роковая ошибка, предстоит определить межведомственной комиссии, которую возглавил гендиректор подведомственного Роскосмосу НИИ машиностроения Геннадий Райкунов. Как ожидается, комиссия даст предварительное заключение о причинах аварии 15 декабря.

Неофициальных предположений звучит немало. Как считает, например, вице-премьер РФ Сергей Иванов, спутники могли быть потеряны из-за проблем с разгонным блоком. "Если ракета не смогла вывести спутники, то проблема, ясно, - в разгонном блоке", - сказал он журналистам.

"Космические аппараты здесь не причем", - добавил Иванов. Он, правда, подчеркнул, что не может утверждать что-либо с полной уверенностью до официальных выводов госкомиссии.

Вместе с тем, как рассказал "Интерфаксу-АВН" 8 декабря источник в ракетно-космической отрасли, комиссия, расследующая причины аварийного пуска ракеты-носителя "Протон-М", рассматривает в качестве наиболее вероятной версии ЧП то, что разгонный блок "перезаправили" топливом, из-за чего масса головной части ракеты увеличилась на 1-2 тонны.

"На стартовом комплексе Байконура заправочное оборудование, автоматически подающее жидкий кислород в баки разгонного блока ДМ-03, работало со сбоями. В результате его случайно заправили жидким кислородом на одну-две тонны больше, чем необходимо", - сказал собеседник агентства.

По словам источника, "увеличение массы космической головной части, в состав которой входит разгонный блок с космическими аппаратами, не позволило ракете-носителю "Протон-М" к концу полета набрать необходимую скорость и вывести полезный груз на орбиту".

Источник добавил, что заправляют баки разгонного блока ДМ-03 керосином на отдельной заправочной станции, а заправку жидким кислородом проводят только на стартовом комплексе в день запуска. "Скорее всего, вследствие нештатного функционирования автоматической заправочной системы, специалисты не смогли проконтролировать количество жидкого кислорода, залитого в баки разгонного блока, и просто "переборщили" с ним", - сказал собеседник агентства.

Кроме того, по его словам, это был первый полет разгонного блока ДМ-03, который имеет увеличенные объемы баков по сравнению с предшественником – разгонным блоком ДМ-2. "Для запуска спутников "ГЛОНАСС-М" баки разгонного блока ДМ-03 не требовалось заправлять полностью, поэтому в них случайно можно было залить топлива больше, чем нужно", - сказал источник.

Впрочем, как ранее заявил "Интерфаксу" другой источник, близкий к расследованию инцидента, межведомственная комиссия не отвергает и версию так называемого "человеческого фактора": "Одна из версий, которая обсуждается, это ошибка в программе, которая закладывается в память бортовой цифровой вычислительной машины системы управления ракеты-носителя".

Есть и третья версия – проблемы с двигателями ракеты. "Рассматривается версия неэффективной работы двигателей первой и второй ступеней на ракете-носителе "Протон-М", из-за чего она не набрала необходимой скорости. Это могло случиться из-за того, что тяга двигателей была меньше расчетной", - сказал собеседник агентства "Интерфакс-АВН" в ракетно-космической отрасли.

По словам источника, двигатели могли не функционировать должным образом из-за некачественного топлива или перегруза ракеты-носителя.

Между тем, в Научно-производственном центре автоматики и приборостроения имени Пилюгина опровергли информацию о том, что причиной аварийного пуска были сбои в работе системы управления. "Мы уже выяснили, что система управления и программно-математическое обеспечение отработали штатно. Причинами неудачного пуска, скорее всего, являются какие-то внешние факторы, например, некачественное топливо или неправильные исходные данные по весу головной части ракеты", - сказал представитель НПЦАП.

Что касается работы ступеней ракеты-носителя "Протон-М", то телеметрическая информация об аварийном пуске будет расшифрована к вечеру 9 ноября. "О том, что претензий к работе ступеней ракеты-носителя нет, я смогу сказать вечером в четверг, когда полностью будет расшифрована вся телеметрия, и мы поймем, что все работало нормально", - сообщил журналистам генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева Владимир Нестеров.

Пятно на космической репутации России

Буквально через несколько часов после неудачного запуска спутников президент РФ Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и руководителю контрольного управления администрации главы государства Константину Чуйченко проверить расходование средств на реализацию Федеральной целевой программы "ГЛОНАСС" "и представить предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему".

Генпрокуратура РФ уже сформировала рабочую группу, которая займется исполнением поручения Медведева, сообщила "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. По ее словам, в частности, ведомство проведет проверки в Роскосмосе, всех организациях, принимавших участие в изготовлении ракеты-носителя и спутников "ГЛОНАСС". Кроме того, прокуратура комплекса "Байконур" проверит организации, расположенные на его территории.

По сути, Медведев распорядился провести ревизию всей программы "ГЛОНАСС", общая стоимость которой с 2002 года составила уже около $4,7 млрд. 7 декабря Юрий Чайка заявил, что "если нарушения будут выявлены, мы будем очень жестко ставить вопрос". Даже череда провальных пусков стратегической ракеты "Булава" не вызывала такой жесткой реакции в Кремле.

Как считают эксперты, экономический ущерб от потери трех космических аппаратов "ГЛОНАСС-М" точно подсчитать пока невозможно. "Все цифры, которые были озвучены в последние дни, – высосаны из пальца. То, что потери для экономики страны составляют больше $100 млн это точно, но подсчитать конкретную цифру невозможно в принципе. Речь может идти даже о $500 млн", - сказал "Интерфаксу-АВН" эксперт в области ГЛОНАСС/GPS навигации Михаил Фадеев.

Эксперт объяснил, что можно подсчитать стоимость материалов и работ по изготовлению трех спутников, ракеты-носителя и разгонного блока, затраты на проведение пуска (причем, по данным Фадеева, расходы на создание космической техники составляют лишь одну пятую всех затрат на пуск) и получить какую-то реалистичную цифру. А вот измерить политический, репутационный ущерб России от произошедшей аварии невозможно, говорят эксперты.

"В последнее время мы являемся свидетелями целого ряда досадных сбоев в работе системы Роскосмоса, в результате чего наносится не только огромный материальный ущерб нашей экономике, но и наносится ущерб престижу страны как великой космической державы. Потому что надо понимать, что подобного рода инциденты, безусловно, - это пятно на космической репутации России", - заявил в интервью "Вестям" главный редактор журнала "Национальная оборона", член Общественного совета при министерстве обороны Игорь Коротченко.

По его словам, скорее всего, в гибели российской ракеты и спутников виновны люди, а не техника. "В основе таких ЧП, как правило, лежит "человеческий фактор". Мы помним, когда везутся ракеты на космодром, происходят столкновения (18 июля 2010 года "Протон-М" при перевозке попал в железнодорожную аварию, из-за чего запуск трех спутников ГЛОНАСС был отложен – Interfax-Russia.ru), повреждения, спутники не выходят на орбиту, ракетоносители взрываются. То есть необходимо комплексно разбираться, почему такая ситуация имеет место в отрасли", - уверен эксперт.

По мнению Коротченко, в условиях, когда на космическую деятельность государство выделяет миллиарды долларов, "пора бы уже и ужесточить спрос".

Согласен с главредом "Национальной обороны" военный аналитик Фонда исторической перспективы Сергей Птичкин. "Оргвыводы", уверен, будут самыми суровыми, - пишет он в своем комментарии на информационном сайте фонда. – Полетят со своих постов не только неизбежные "стрелочники", но и большие чиновники. К тому же не исключено, что начатая проверка по всей цепочке "ГЛОНАСС" совершенно неожиданно выявит такие нарушения, что впору будет заводить уголовные дела".

В свою очередь, аналитик Центра политических технологий (ЦПТ) Анатолий Медведев полагает, что уголовных дел может и не будет, но громкие отставки весьма вероятны. "Происшествие может спровоцировать ужесточение внутренней борьбы в ракетно-космической отрасли, и отставки на отраслевом уровне вполне могут последовать", - пишет эксперт в своем обзоре на сайте ЦПТ.

Никакой драмы

Впрочем, несмотря на мрачные прогнозы экспертов, руководство Роскосмоса, похоже, и не думает унывать. Здесь всячески дают понять, что ситуация не столь драматична, как многим кажется. И уже говорят о новых сроках запуска системы "ГЛОНАСС" с 24 рабочими спутниками.

"На восполнение орбитальной группировки "ГЛОНАСС" до 24 космических аппаратов, которые необходимы до глобального покрытия Земного шара навигационным сигналом системы, потребуется два с половиной – три месяца", - сообщил "Интерфаксу-АВН" глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

По его словам, вскоре после аварии он дал команду включить один резервный аппарат на орбите и начать его перегон "в рабочую точку", куда планировалось запустить один из потерянных спутников. В дальнейшем такое же решение будет принято по второму резервному спутнику, сказал Перминов. Итого – 22 действующих аппарата.

Кроме того, по его словам, планируется быстрее ввести в состав орбитальной группировки навигационный спутник нового поколения "ГЛОНАСС-К", который способен прослужить до 10 лет. Как ожидается, 28 декабря с космодрома Плесецк его выведет в космос ракета-носитель "Союз". "Мы планировали его испытывать в течение трех месяцев, но теперь будем сразу ставить его на эксплуатацию. Таким образом, у нас уже будет 23 аппарата на орбите к концу 2010 года", - сказал глава Роскосмоса.

По словам Перминова, для полного покрытия Земли принято решение раньше, чем планировалось, запустить на орбиту один из спутников "ГЛОНАСС-М", который производится в ИСС им. Решетникова. "Он находится в высокой стадии готовности. Есть возможность уже в феврале завершить его испытания и, по согласованию с министерством обороны, назначить запуск этого аппарата с помощью ракеты-носителя "Союз" и разгонного блока "Фрегат". На их использование никаких ограничений нет", - сказал Перминов. Он уточнил, что этот дополнительный запуск может состояться в марте следующего года.

К тому моменту, скорее всего, уже будет известно, по чьей вине останки дорогостоящих отечественных космических аппаратов теперь покоятся на океанском дне.

Справка

Система спутниковой навигации "ГЛОНАСС", реализация которой началась еще в начале 1980-х по заказу Минобороны СССР, изначально предназначалась для точной передачи географических координат, местоположения и скорости движения объектов на земле в режиме реального времени. Военные без таких данных не могли применять высокоточное оружие, запускать беспилотные летательные аппараты.

Первый спутник "ГЛОНАСС" был запущен в 1982 году, а окончательно орбитальная группировка сложилась уже после распада СССР в 1993 году. Между тем, спутники имели ограниченный срок службы – 3 года, а средств ни на строительство новых, ни на ремонт старых аппаратов в середине и во второй половине 1990-х практически не выделялось. В 2001 году систему решили вернуть к жизни. Правительство РФ приняло федеральную целевую программу "ГЛОНАСС", на которую до 2011 года выделено около 140 млрд рублей.

В настоящее время в состав системы "ГЛОНАСС", принятой в эксплуатацию в 1993 году, входит 26 спутников. 20 из них активны и используются по целевому назначению, два находятся в резерве, а еще четыре находятся на техническом обслуживании. Для непрерывного приема сигнала на всей территории РФ необходимо 18 исправных спутников, а на всей планете – 24 действующих аппарата. По данным Роскосмоса, для наиболее надежной работы всей системы "ГЛОНАСС" необходимо, чтобы в состав группировки одновременно вошли 30 действующих спутников.

Функции "ГЛОНАСС" в настоящее время интересны не только военным: в 2000-х годах сложился рынок коммерческих навигационных услуг. В 2007 году Роскосмос презентовал первый отечественный навигатор для автомобилистов.

Обозреватель Максим Кирчатов