Россия / Точка зрения 22 февраля 2022 г. 17:30

Европейский ответ

Interfax-Russia.ru – ЕС ограничит доступ РФ на рынок капитала, может ввести санкции в отношении 350 россиян, в том числе депутатов Госдумы. В Москве заявили, что уже привыкли к санкциям.

Европейский ответ
© РИА Новости. Алексей Витвицкий

Экстренные меры

Евросоюз определился с санкциями в отношении России после признания Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).

В заявлении ЕС указано, что санкции будут касаться "доступа российского государства и правительства на европейские рынки капитала". Также санкции затронут банки, которые финансируют российские Вооруженные силы и "другие операции" на территориях ДНР и ЛНР. В заявлении эти банки не названы, однако Bloomberg сообщает, что речь идет о Промсвязьбанке (опорный банк ОПК), банке "Россия" (с 2014 года находится под американскими санкциями), а также госкорпорации ВЭБ.

В заявлении не уточняется, как именно будет ограничен доступ РФ к рынкам капитала ЕС и не указано, будет ли введен запрет на участие в первичных размещениях суверенного долга в евро.

Кроме того, ограничительные меры коснутся тех лиц, кто имел отношение к принятию решений по ДНР и ЛНР, а также затронут торговые отношения с этими регионами.

Еще накануне председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и глава Евросовета Шарль Мишель осудили решение РФ признать ДНР и ЛНР и обещали ввести санкции. А утром 22 февраля глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель сообщил, что главы МИД стран ЕС в ходе срочного заседания неформального совета примут решение по поводу "европейского ответа" России. Речь шла об экстренных мерах.

"Очевидно, что этот ответ будет иметь форму санкций, содержание которых министры обсудят на основании моего предложения", - заявил Боррель, напомнив, что в Евросоюзе принятие санкций входит в компетенцию совета ЕС.

При этом Боррель отметил, что это не означает, что 22 февраля будут приняты все решения - речь только о срочных мерах.

Несмотря на то, что совет будет неформальным, пояснил Боррель, министры примут политические решения по поводу "европейского ответа" России.

Официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер уточнил, что санкции, которые обсудят министры иностранных дел ЕС в отношении России, не будут простым отражением санкций 2014 года по Крыму, сфера их действия более широкая.

"Эти санкции также включат лиц, которые участвовали в голосовании при принятии решений о признании независимости территорий (ДНР и ЛНР), и уже этим отличаются от того, что было решено по "крымскому" пакету санкций", - сказал Мамер на брифинге в Брюсселе.

По его словам, "этот пакет санкций будет, конечно, обращен на организации, которые активно действуют на соответствующих территориях, но они также будут такого свойства, чтобы вынудить Россию заплатить за этот шаг и затруднить ее операции на этих территориях и ее агрессию против Украины в целом".

Агентство Bloomberg со ссылкой на официальных лиц ЕС сообщало, что Евросоюз в ответ на признание Россией независимости ДНР и ЛНР уже обсуждал возможность применения ограничительных мер в отношении примерно 350 россиян. По данным собеседников агентства, "среди лиц, в отношении которых вероятно введение санкций ЕС, депутаты Госдумы".

Как отметили европейские чиновники, необходимо, чтобы подготовленный пакет санкций одобрили государства Евросоюза.

Великобритания, как следует из обновленного санкционного списка, также ввела санкции против Промсвязьбанка и банка "Россия". Кроме того, в список вошли Генбанк, Индустриальный сберегательный банк и Черноморский банк развития и реконструкции.

Также, выступая в палате общин, сообщил глава правительства Великобритании Борис Джонсон, британские санкции затронут троих российских бизнесменов - Геннадия Тимченко, Бориса и Игоря Ротенбергов.

Со своей стороны канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что остановил процесс сертификации "Северного потока-2".

"Сегодня я попросил федеральное министерство экономики отозвать у Федерального сетевого агентства (ИФ - германский регулятор) доклад по обеспечению энергобезопасности. Это звучит как технический момент, но это необходимый шаг, чтобы теперь не могла состояться сертификация газопровода. Без этой сертификации "Северный поток-2" не может быть запущен", - сказал канцлер ФРГ.

Под угрозой санкций

Между тем, как считает заместитель Российско-французского аналитического центра "Обсерво" Игорь Деланоэ, Евросоюз при всей жесткости риторики в адрес Москвы будет склоняться к введению ограниченного санкционного режима.

"Пакет наиболее жестких санкций был задуман на случай, если, как говорят на Западе, будет вторжение на Украину. Признание Москвой ДНР и ЛНР воспринимается в Европе, как действия иного характера, поэтому можно предположить, что западные санкции против России будут ограниченными", - сказал Деланоэ "Интерфаксу".

Что касается влияния нынешней ситуации на позицию ЕС по европейской безопасности, то она, по всей видимости, станет существенно жестче, но это вряд ли окажет заметное влияние на общий диалог России и Запада по данной проблематике, полагает французский эксперт.

"Есть вполне оправданные опасения, что позиция ЕС по европейской безопасности будет существенно жестче, чем прежде. С другой стороны, европейцы де факто оказались вне дискуссии по этой теме, диалог ведется между Москвой и Вашингтоном. Те, кто внутри Евросоюза выступает за диалог с Россией, сегодня находятся в весьма неудобном положении", - отметил собеседник агентства.

Газета Financial Times со своей стороны обратила внимание на то, что, если Запад продолжит вводить "беспрецедентные" санкции против Москвы из-за ситуации вокруг Украины, то под угрозой окажется деятельность в России мировых нефтяных гигантов и сырьевых трейдеров.

Так, отмечает Financial Times, угрозы западных стран ввести финансовые и экономические ограничения "на обширный спектр секторальных и индивидуальных целей" могут ударить по таким нефтяным гигантам, как BP, Shell и ExxonMobil, а также крупным сырьевым трейдерам, активно работающим в России, среди которых Glencore, Vitol и Trafigura.

"Широкомасштабные санкции могут оказаться проблематичными для энергетического сектора, даже если они напрямую не затрагивают экспорт (энергоресурсов - ИФ)", - заявила глава отдела консультаций по политическим рискам в GPW Ливия Паджи, добавив, что новые ограничения, как минимум, вынудят западные компании "отказаться от инструментов работы в стране на время, пока не будут определены риски".

Инструментов у этих компаний достаточно. К примеру, британской BP принадлежит почти пятая часть крупнейшей в России нефтяной компании "Роснефть". Shell контролирует 27,5% в крупном газовом проекте "Газпрома" "Сахалин-2" на Дальнем Востоке. Exxon работает на российском рынке уже 25 лет и добывает нефть и газ в восточной части страны в партнерстве с двумя дочерними предприятиями "Роснефти" с 2005 года.

Сырьевые трейдеры Trafigura и Vitol не только продают российскую нефть в больших объемах, но им также принадлежит доля в арктическом нефтяном проекте "Роснефти". Glencore, еще один представитель сектора, владеет 10,55% в EN+ и небольшой долей в "Роснефти".

Вместе с тем, пишет Financial Times, предложенные санкционные меры Запада разработаны таким образом, что "Роснефть" сможет продолжать экспортировать нефть и газ. Однако они, как предполагается, сведут на нет потенциальный рост компании. Этого Запад будет добиваться через блокировку доступа к финансированию со сроком погашения более 90 дней, а также к технологиям и специалистам, необходимым для осуществления тех или иных проектов.

"Какие-либо значительные санкции в отношении "Газпрома" и "Роснефти", которые повлияют на текущие поставки, маловероятны", - отметил бывший эксперт по санкциям в управлении по контролю над иностранными активами министерства финансов США Брайан Отул.

Вместо этого, считает он, они могут затронуть инфраструктуру, трубопроводы или downstream (глубокая переработка углеводородов) бизнес.

"Это может оказаться более благоразумно и возможно не окажет влияния на добычу, но это также станет чем-то вроде сообщения о том, что энергетический сектор не является неприкасаемым", - добавил Отул.

Как считает глава отдела стратегий на сырьевых рынках RBC Capital Markets Хелима Крофт, некоторые меры могут "затруднить" деятельность международных нефтяных компаний, несмотря на то, что администрация американского президента Джо Байдена продолжает утверждать, что санкции не нацелены на российский экспорт.

"Эти меры, очевидно, не в топе списка, но могут быть применены в ходе второго или третьего раунда карательных действий", - сообщила эксперт.

При этом, по мнению Крофт, наиболее крупным риском для сырьевых рынков станут не сами санкции, а ответные действия Москвы.

"Существует серьезная обеспокоенность по поводу того, что Россия превратит сырьевые товары в оружие в ответ на возможно самые обременительные санкции на сегодняшний день", - добавила Крофт.

По ее словам, принимая во внимание и без того сложную ситуацию на рынке, при которой цена газа достигла рекорда, а нефть - выше $90 за баррель впервые за семь лет, любой шаг со стороны РФ в направлении уменьшения поставок приведет к еще большему росту цен.

Привычка к санкциям

Тем временем в Москве не считают антироссийские санкции чем-то новым. Как указала в эфире телеканала "Россия-24" официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, Запад давно разрабатывал антироссийские санкции.

"Запугивание санкциями не надо выдавать за нечто, что разрабатывается сейчас в кулуарах. Мы прекрасно знали и знаем: это разработано было давно, запугивали нас этим два месяца под надуманным предлогом", - сказала Захарова, подчеркнув, что реакция Запада на признание ДНР и ЛНР "не является чем-то удивительным".

Несмотря на санкции, заявила официальный представитель МИД РФ, Москва открыта к любым переговорам.

"Мы открыты к любым переговорным процессам были всегда, несмотря и на введение санкций и на продление санкций, несмотря на запугивание новыми санкциями, мы всегда работали, как открыты и сейчас", - сказала Захарова.

По ее словам, представители Украины и Запада должны увидеть реальность и учитывать ее в своих действиях.

Глава МИД РФ Сергей Лавров в свою очередь отметил, что Россия уже привыкла к санкциям.

"Уже грозят всевозможными санкциями. Адскими, или как там сейчас говорят, "мама всех санкций". Ну мы к этому привыкли, президент уже обозначил нашу позицию, мы знаем, что санкции будут вводиться все равно, в любом случае. По поводу, без повода", - сказал он в эфире телеканала "Россия 24".

По его словам, Москва также понимает и то, что европейские коллеги пытаются свалить вину на Россию за развал минских договоренностей.

"Наши европейские, американские, британские коллеги они не остановятся и не успокоятся, пока не исчерпают свои возможности для так называемого наказания России", - подчеркнул Лавров.

О готовности России к санкциям заявила и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

"Поскольку нам грозят ими последние, наверное, полгода, мы не сидели сложа руки, и об этом вчера убедительно заявил председатель правительства (Михаил Мишустин), что мы готовы на них реагировать", - сказала Матвиенко журналистам.

Она отметила, что у России есть возможности и ресурсы для обеспечения дальнейшего стабильного развития.

"И еще не факт, что эти санкции нанесут больший вред России, чем тем, кто их вводит", - добавила спикер верхней палаты парламента.

Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев также считает, что Россия после признания ДНР и ЛНР готова к новым санкциям, угрозам и политическому давлению.

"Знаем, что будет дальше. Снова санкции, угрозы, политическое давление с разных сторон. Безумные вопли и потоки дезинформации. Все это мы уже проходили и давно перестали бояться. У нас крепкие нервы. Тем более что опыт показывает: рано или поздно наши сегодняшние оппоненты сами придут к нам с просьбой вернуться за стол переговоров по всем вопросам. Это неизбежно с учетом роли России в международных отношениях. И нашу правоту подтвердит история", - заявил Медведев журналистам.

Он назвал решение президента о признании Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик сложным, но единственно возможным: "На одной чаше весов - интересы нынешних киевских властей, их западных покровителей. На другой - безопасность мирных жителей, среди которых почти 800 тысяч граждан России. Граждан, живущих в другом государстве, готовом по отношению к ним на любые преступления. Мы не имели права их бросить".

Обозреватель Анастасия Николаева