Interfax-Russia.ru – ФАС потребовала у нефтяных компаний производить больше топлива для покрытия дефицита в РФ. В компаниях предлагают нормализовать ситуацию на рынке нефтепродуктов.
На минувшей неделе Федеральная служба государственной статистики констатировала увеличение роста цен на бензин до 2%.
Так, по данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России в период с 21 по 28 мая выросли на 1,9% (на Аи92 - 2%, на Аи95 - 1,8%), неделей ранее рост цен составлял 1,8% после порядка 1% несколькими неделями ранее. Всего с начала года средние цены на бензины выросли на 7,3% (на Аи-92 - 7,7%, на Аи-95 - 7,1%). Дизтопливо за неделю подорожало на 1,9%, с начала года - на 7,9%.
При этом рост цен на бензин отмечался в 81 центре субъектов РФ. Более всего цены на него увеличились в Петропавловске-Камчатском - на 4,6%, Казани, Брянске, Орле, Тамбове и Кемерово - на 3,0-3,4%. В Москве за прошедший период цены на бензин выросли на 2,2%, в Санкт-Петербурге - на 1,7%.
На фоне длительного роста цен на нефтепродукты на бирже и в розничном сегменте правительство перенесло дату снижения акцизов (на бензин на 3 тыс. рублей и на дизельное топливо на 2 тыс. рублей (с тонны от действующих ставок)) на месяц – с 1 июля на 1 июня.
Это решение, как сообщил "Интерфаксу" источник в отрасли, принято 30 мая на экстренном совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Козака, которое было посвящено высоким темпам роста цен на нефтепродукты.
При этом официальный документ правительства о снижении акцизов пока не опубликован. Источник пояснил, что акциз платится до 25 числа месяца, следующего за отчетным. За это время планируется оперативно внести поправки в Налоговый кодекс и начислить акциз по новой ставке. Таким образом, акциз будет снижен "задним числом", отметил он.
Вероятнее всего поправки, связанные со снижением акцизов на бензин и дизельное топливо, будут рассматриваться в пакете правительственных поправок ко второму чтению законопроекта о введении налога на дополнительный доход (НДД).
"Это дало бы возможность максимально ускорить принятие законопроекта", - заявил глава комитета по бюджету Андрей Макаров в ходе заседания комитета по бюджету нижней палаты парламента.
По его словам, также предстоит решить вопрос перераспределения акцизов по уровням бюджетной системы с тем, чтобы не было выпадающих доходов у регионов.
"Мы понимаем, что это выпадающие доходы до 140 млрд рублей. В первую очередь это касается региональных дорожных фондов, следовательно, нам в срочном порядке придется рассматривать вопросы, связанные с перераспределением акцизов", - добавил глава комитета.
Между тем, на фоне экстренного снижения акцизов уже 1 июня на 2% рухнули биржевые цены на все виды топлива. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, бензины Аи-92 и Аи-95 подешевели до 53 тыс. 739 рублей/т и 54 тыс. 701 рублей/т соответственно; цена на дизтопливо снизилась до 49 тыс. 378 рублей/т (по национальному индексу, отражающему средневзвешенные цены нефтепродуктов на всех крупных НПЗ России).
Впрочем, уверены в "Роснефти", рынку топлива недостаточно снижения акцизов.
"Нужны гораздо более решительные меры - вплоть до временного жесткого ограничения экспорта нефтепродуктов. Мы подчеркиваем, что базовой причиной сложившейся картины в отрасли является фискальная модель, которая дискриминирует переработку в пользу экспорта. Ответственность за положение дел лежит не на компаниях, ответственность лежит на фискальных органах, регуляторах, которые, во-первых, способствовали формированию такой ситуацию, а, во-вторых, вовремя не приняли меры, чтобы хоть как-то ее скорректировать", - заявил "Интерфаксу" пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев.
Он напомнил, что крупнейшие нефтяные компании страны согласились на короткий срок сдерживать рост цен в ответ на обещание снизить акцизы и принять экстренные меры по стабилизации ситуации на топливном рынке.
"За это время планируется выработать позицию по дальнейшей нормализации ситуации на рынке. Также договорились о том, что в дальнейшем необходимо разработать уже не экстренные меры, а мероприятия по нормализации ситуации на рынке нефтепродуктов страны", - добавил Леонтьев.
Со своей стороны глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что нефтяные компании должны максимально увеличить производство бензина и дизтоплива для покрытия его дефицита на внутреннем рынке.
"Меры - рыночные, максимальное наполнение своего рынка. Как его можно наполнить? Максимальное увеличение производства, загрузки мощностей, невыведение в ремонт заводов - сейчас не время для этого. Еще уменьшение экспорта, как крайняя мера, но которая тоже должна наполнить наш рынок. Но, прежде всего, нужно сформировать как можно больше предложения на рынке. Грубо говоря, нужно залить биржу бензинами, дизельным топливом, чтобы не было временного дефицита", - сказал глава ФАС журналистам.
Также он отметил необходимость работы с акцизами, "ведь признаком того, что эластичность спроса и предложения не работает является то, что розничные цены сравнялись с оптовыми".
Артемьев назвал опасной ситуацию, когда рыночное ценообразование формируется так, что оптовые цены равны розничным.
"Это означает падение спроса, и платежеспособность не обеспечивает потребности экономики. Просто меньше начинают покупать, и экономические показатели ухудшаются", - добавил глава ФАС.
По его словам, правительство очень много получало от нефтяных компаний, но наступило время, когда оно получает еще больше от внешней конъюнктуры, поэтому теперь немножко нужно отдать компаниям, то есть снизить акцизы.
Он считает экономически целесообразным снизить акцизы как минимум до конца 2018 года.
"Экономически обусловлено снижение акцизов точно в пределах этого года, дальше посмотрим какая будет конъюнктура, потому что такое парадоксальное ценообразование, которое злит людей, возникает только при высоких параметрах на внешних рынках - (цена на нефть-ИФ) $60-80 за баррель", - пояснил глава ФАС.
При этом он отметил, что решение об ограничении экспорта должно приниматься нефтяными компаниями добровольно.
"Ограничение экспорта - это добровольная мера, просто сами компании должны поддерживать определенный (уровень экспорта-ИФ). Должна быть социальная ответственность, что мы не бросаем наших потребителей. А если цена (на нефть-ИФ) будет $200 за баррель, значит весь бензин нужно вывезти из страны и оставить сухие бензоколонки? Это кто-то позволит сделать?" - подчеркнул Артемьев.
В свою очередь вице-премьер РФ Дмитрий Козак обратил внимание на то, что дефицита топлива на российском рынке нет.
"Если цены на нефть на внешних рынках выше, то это (производство бензина в России - ИФ) может оказаться относительно невыгодно. Для того, чтобы обеспечить баланс цен, нефтяники подняли цены на нефть, нефтеперерабатывающие заводы - на бензин, и мы получили ситуацию, которую имеем на оптовом рынке. Проблемы дефицита бензина нет", - заявил Козак в эфире телеканала "Россия-1".
Он отметил, что в России розничные цены на моторное топливо далеко не самые высокие в мире.
"В такой же нефтяной стране - Норвегии - в рублевом выражении они в два раза выше, в тех же Соединенных штатах, которые занимают лидирующее место по добыче нефти, бензин тоже подорожал вместе с мировыми ценами на нефть", – отметил политик.
Козак напомнил, что 30 мая провел совещание с крупнейшими в России нефтяными компаниями, где нефтяники подтвердили готовность выдерживать текущий уровень розничных цен на бензин и дизтопливо. В ответ на это правительство принято решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо на месяц раньше - с 1 июня.
"В целом нефтегазовая отрасль с пониманием относится к тому, что мы должны балансировать, с учетом того, что мы - нефтегазовая держава и должны учитывать интересы нашей экономики", - добавил вице-премьер.
По его словам, требовать снижения цен невозможно.
"Живем в рыночной экономике, требовать работать себе в убыток тоже невозможно. Но мы понимаем, что доходность будет несколько меньше", – подчеркнул он.
Козак также отметил, что у правительства есть понимание как сбалансировать доходы и расходы федерального бюджета - это будет сделано осенью, в зависимости от того каким образом будут расти не нефтегазовые доходы.
"Нефтегазовые у нас точно растут вместе с мировыми ценами (на нефть - ИФ), поэтому окно возможностей у правительства достаточно большое", - сказал он, подчеркнув, что необходимости сокращать расходы бюджета нет.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook